Папки-передвижки

Устный журнал «Устное народное творчество» в 3 классе

Нэлли Журавель
Устный журнал «Устное народное творчество» в 3 классе

Учитель:

- Ребята! Сегодняшняя наша встреча посвящена устному народному творчеству. Устное народное творчество - это всё то, что передавали люди из уст в уста на протяжении веков. А ну-ка сами подскажите мне, что передавали из уст в уста? (Ответы детей)

Публикация «Устный журнал „Устное народное творчество“ в 3 классе» размещена в разделах

Совершенно верно. Это сказки, легенды, былины, пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, присказки, частушки, прибаутки, песни. Вот сколько всего! И всё это относится к устному народному народному творчеству. Давайте начнём с пословиц.

1сказочница: Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

2сказочница: Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.

3сказочница: Пословица вовек не сломится—

Ведь с ней и горе, и беда.

И наша речь красна пословицей:

Давайте вспомним их, друзья.

1сказочница: Ну, кто из вас не согласится,

Что без труда мечта мертва,

Что дело мастера боится,

Что жизнь дана нам для добра?

2сказочница: Что друг не тот, кто мёдом мажет,

А тот, кто правду прямо скажет,

Что долог день до вечера,

Коли делать нечего.

3сказочница: Что сам себя лишь тот погубит,

Кто других совсем не любит.

Кто кричит: «Я помогу!»

А пришло время: «Не могу!»

1сказочница: Где растяпа да тетеря,

Там не прибыль, а потеря.

И почитай учителя, как своего родителя.

А в пословицах ведь говорится,

Что сами вы должны учиться.

2сказочница: Грамотей не тот, что читать умеет,

А кто слушает, да разумеет.

И, конечно, без труда

Не вытащишь и рыбку из пруда.

3 сказочница: Помни! Тот, кто хочет много знать,

Тот не должен долго спать.

Хочешь есть калачи - не лежи на печи.

1сказочница: Согласитесь: лень и плут

До добра не доведут.

2сказочница: В общем всё вам расскажи, да укажи,

Разжуй, да в рот положи.

А «авось», да «как-нибудь»

До добра не доведут.

Учитель: За 5 минут надо прочитать написанную вразброс пословицу.

Каждая группа ребят получает свою пословицу. Кто быстрее

справится, тот и победит в данном конкурсе.

(Учитель раздаёт командам конверты, в которых лежат разрезанные пословицы:

1. Чего себе не хочешь, того и другому не делай.

2. Новых друзей наживай, а старых ни за что не теряй!

3. Без букв и грамматике не учатся и математике.)

Жюри подводит итоги первого конкурса. На доске нарисованы рыбки. Внутри каждой написан слог, а на хвосте написан номер.

Учитель: Здесь зашифрована пословица. Слушайте внимательно задание.

1сказочница: Эта рыба не простая,

Постепенно возникая,

Говорит она с тобой.

Труд для разума и взгляда:

Слова все поставить надо

Друг за другом в чёткий строй.

2сказочница: Строчки ждут! Вникай в детали!

Слово то поставь в начале,

Где всего одна черта.

После то, где две скрестились.

Что же дальше получилось?

Строго выбери места,

Вмиг прочтётся всё тогда!

( Зашифрована пословица : Кто бы дятла знал, кабы носом не стучал)

Учитель: Ребята! Следующий раздел нашего устного журнала посвящён головоломкам и ребусам. Головоломки - это такие задачки, которые заставляют задуматься, поразмыслить, короче, поломать голову.

( На доске записаны буквосочетания в 3 ряда:

оз ма гр рт ой --

ап во ре до ль й --

тр ма ав й ой –)

( Ответ: Март - грозой, апрель - водой, май – травой.)

Каждая группа сообща решает, что зашифровано. В течение 5 минут записывает на листочке и сдаёт жури. Кто ответит верно и быстро, тот победитель. Жюри подводит итоги.

Учитель: К устному народному творчеству относятся и поговорки. Это маленькие меткие выражения, которые вошли в общее употребление. Я расскажу вам о некоторых из них.

1сказочница: Когда кто-либо бездельничает, ему нередко говорят: «Перестань бить баклуши». Эта поговорка существует со времён, когда кустари делали ложки, чашки и другую посуду из дерева. Для этого надо было в начале отколотить, отбить от бревна кусочек – «баклушу». Заготавливать баклуши поручалось подсобным рабочим, подмастерьям. Это было лёгкое, пустяковое время, не требующее особого умения. Отсюда и выражение – «бить баклуши» - т. е. заниматься лёгким, пустячным делом.

2 сказочница: Другое крылатое выражение – «белены объелся». Оказывается «белена» - это ядовитое растение. И тот, кто съест плоды белены, становится как бы безумным: бредит, буйствует, нередко умирает. Теперь понятно, почему слова «Да ты, верно белены объелся» применяется в народе к людям, делающим всевозможные глупости, к буянам, к чудакам, к тем у кого «ум за разум зашёл».

3 сказочница: А вам когда-нибудь говорили: «Некогда мне с тобой в бирюльки играть!» знаете, что это значит? Оказывается, бирюльки – старинная игра. Перед играющим лежит куча разных крошечных вещичек – бирюлек. Требуется маленьким крючком вытащить из груды одну бирюльку за другой так, чтобы остальные не потревожить. Прекрасное занятие для бездельников! Поэтому выражение «Играть в бирюльки» означает заниматься пустяками, ерундой, оставляя в стороне главное и важное.

1сказочница: Ещё одна поговорка : «В мутной воде рыбку ловить». Раньше рыбаки специально старались замутить воду в реке, чтобы ослепить рыбу и побольше поймать её в свои сети. Так с тех пор говорят о человеке, который специально обманывает, придумывает, запутывает, т. е. как бы мутит воду для достижения своих целей, нечестным путём добивается собственного благополучия. Он действует как рыбак, ослепляющий рыбу мутной водой.

2 сказочница: И последняя на сегодня поговорка: «Заруби себе на носу!» означает: запомнить что- либо крепко- накрепко, навсегда. Но слово «нос», в этой поговорке не означает наш обычный нос, орган дыхания. Как это ни странно, оно значит «памятная дощечка для записей». В древности неграмотные люди всюду носили с собой такие дощечки и на них делали всевозможные заметки, зарубки для памяти. Эти дощечки и звались носами. Запомнили, что поговорка «Заруби себе на носу» означает запомнить что – либо крепко – накрепко.

Учитель: Вы знаете такую пословицу: «Испокон века книга растит человека», т. е. книга углубляет наши знания, расширяет кругозор, заставляет человека обратить внимание на что – то очень важное. Вы читаете много книг на уроках чтения. А интересно, запоминаете ли вы авторов прочитанных книг? Сейчас мы проверим. (Каждая команда получает листочек, где на одной половине записаны авторы, а на другой- названия книг. Надо провести стрелочки от названия книги к фамилии автора, который её написал. 5-6 названий из изученного в течение учебного года материала.)

Учитель: Следующий вид устного народного творчества – загадки. Загадка – это такое изображение предмета, которое нуждается в разгадке, в истолковании. Сейчас мы проверим как вы умеете разгадывать загадки.

(Каждая группа получает листок, на котором написано по 5 загадок.)

1 группа:

1. Яичко в чашечке с дерева свалилось и не разбилось. (Жёлудь)

2. Чёрен, а не ворон, рогат, а не бык, с крыльями, а не птица. (Жук)

3. Чёрные птички на каждой страничке молчат, ожидают, кто их прочитает.

(Буквы)

4. Белая чайка по чёрному полю скакала, след за собой оставляла. (Мел)

5. Есть, друзья, такая птица, если сядет на страницу, очень рад бываю я,

а со мною вся семья. (Десятка)

2 группа:

1. Стою на крыше всех труб выше. (Антенна)

2. Не летает, не жужжит, жук по улице бежит, и горят в глазах жука два

блестящих огонька. (Машина)

3. Замарашка, озорница вдруг уселась на страницу. Из-за этой баловницы

получил я единицу. (Клякса)

4. В школьной сумке я лежу, как ты учишься, скажу. (Дневник)

5. Кругла как шар, красна как кровь, сладка как мёд. (Вишня)

3группа:

1. Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица. (Ветер)

2. Если ему работу дашь, зря трудился карандаш. (Ластик)

3. Сер, но не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь.

(Осёл)

4. На ноге стоит одной, крутит, вертит головой. Нам показывает страны,

реки, горы, океаны. (Глобус)

5. Ни зверь, ни птица – всего боится. Половит мух – и в воду плюх.

(Лягушка)

(Жюри оценивает последний конкурс и подводит итог соревнования.)

Учитель: Вот и закончился наш устный журнал, который познакомил вас с

устным народным творчеством. Надеемся, что журнал вам

понравился, а, главное, вы много узнали для себя нового. А сейчас-

награждение участников и победителей.

(Детям вручаются книги, а победителям ещё и фломастеры)

Публикации по теме:

Интегрированное занятие в средней группе на тему «Устное народное творчество» Интегрированное занятие в средней группе на тему: «Устное народное творчество» От бразовательные области: «Социально-коммуникативное развитие»,.

Конспект НОД по фольклору «Устное народное творчество. Потешки» Конспект НОД по развитию речи. Тема «Устное народное творчество. Потешки» Подготовила воспитатель Шерстнева К. И. Конспект.

Лэпбук по теме «Устное народное творчество»Лэпбук по теме «Устное народное творчество» Представляю Вашему вниманию наглядное пособие-лэпбук по теме" Устное народное творчество" для средней группы детского сада. Лэпбук представляет.

Лэпбук «Устное народное творчество»Лэпбук «Устное народное творчество» Описание: Данный лэпбук предназначен для детей младшего дошкольного возраста. Лэпбук, или как его еще называют тематическая папка, это.

Планирование в старшей группе «Устное народное творчество» Планирование в старшей группе № 9 на 2-ую неделю января. Тема: «Устное народное творчество». Дата Организованная образовательная деятельность.

Развитие речи детей через устное народное творчество Речь, во всём её многовидовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется. Речь, как.

Устное народное творчество и современные дети В последние годы необычайно возрос интерес к устному народному творчеству. Общество как будто почувствовало, что живительную силу обновления.

Устное народное творчество. Потешки про петушка и курочкуУстное народное творчество. Потешки про петушка и курочку Сейчас в нашей группе проходит проект "Петушок и его семья". Скоро в рамках проекта будет развлечение "Как курочка с цыплятами весну встречали".

Устное народное творчество «Потешки про зиму»Устное народное творчество «Потешки про зиму» Цель: способствовать речевому развитию детей третьего года жизни средствами устного фольклора. Потешки про зиму помогут в игровой форме.

Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста На сегодняшний день тема: "Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста" очень актуальна. В то время, как развивается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Устный журнал «Устное народное творчество» в 3 классе
Опубликовано: 7 июля 2018 в 21:57
+40Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД