Педпроцесс в ДОУ в рамках проектной деятельности по ознакомлению дошкольников с культурой и традициями народов Поволжья

Ирина Жукова
Педпроцесс в ДОУ в рамках проектной деятельности по ознакомлению дошкольников с культурой и традициями народов Поволжья

В наши дни этнокультурное воспитание переживает непростой период. Постепенно оно перерастает в общественно значимую область знаний о человеке и его культуре. Живя рядом с уникальными историческими местами, иногда соприкасаясь с обычаями, традициями, культурой того или иного народа, мы в должной мере не интересуемся ими. И редко кто склонен проявить к этому интерес. Но, как известно, только зная прошлое родного края, зная традиции и обычаи людей которые нас окружают, можно творить будущее.

Поволжье – уникальный регион, впитавший в себя разнообразие, взаимодействие и взаимовлияние различных культур, которые способны оказывать значительное влияние на духовный мир человека, формирующееся с раннего возраста, и задачей педагога, по реализации данного направления, является знакомство детей с культурой, обычаями и традициями народов, через яркие, интересные и незабываемые формы работы.

Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, а самое главное – педагог должен быть патриотом своей Родины.

Сделать пребывание ребенка в детском саду эмоционально благополучным, радостным нашим педагогам помогает традиционная народная культура. Нежные произведения материнского пестования, веселые игровые песенки, ласковые потешки, яркие и образные изделия декоративно-прикладного искусства – все первые прикосновения к миру народной культуры всегда вызывают у детей радостную улыбку, восторг, изумление. Окружающие предметы, воспитывающие в ребенке чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.

В детском саду оборудована «Комната фольклора», где разместились предметы домашней утвари: у печи – ухват, кочерга; на полках – предметы народного прикладного искусства; сундук с одеждой, прялка, чугунный утюг, веретено, люлька и многое другое. Гордость нашего музея – русский самовар.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению поверхностно знакомо, например, с народной культурой.

Как жили люди Поволжья? Как работали и отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники?

Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам народной культуры Поволжья, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру разных народностей в ДОУ продолжилась работа над проектом «Путешествие по Волге», где мы решили расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине, дать детям общее представление о Поволжских республиках, познакомить с обычаями и традициями, с народным творчеством. Цель проекта – помочь воспитателям ДОУ раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих район Поволжья: русские, татары, чуваши, удмурты, башкиры, марийцы, мордвины и т. д., их обычаях, традициях, фольклоре; на основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей.

Продолжив совместные проекты, воспитатели с детьми разучивали песни, рассказывали детям о народах Поволжья, их быте, культуре, читали стихи, сказки, играли в различные национальные игры. Пополнили народные уголки материалом «Декоративно-прикладное искусство народов Поволжья», «Национальный костюм народов Поволжья», «Национальный орнамент», «Сказки поволжских народов», «Пословицы и поговорки народов Поволжья», «Игры народов Поволжья»; создали галерею детского творчества; оформили стенд фотографиями, отражающих работу по проекту.

В каждой группе прошла НОД по теме годовой задачи ДОУ «Поликультурное воспитание дошкольников: школа диалога культур», заключающаяся в создании такой системы работы педагога в группе, которая бы наиболее успешно способствовала развитию интереса у дошкольников к родному краю, чувства гордости и бережного отношения к нему, и, как следствие, воспитанию чувства патриотизма и любви к родному городу, краю, малой родине. Кроме того, воспитателю необходимо выяснить, какие современные педагогические технологии, методы и формы работы должны применяться для успешной работы с детьми в этом направлении.

Одним из важных звеньев поликультурного образования у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей. Вовлечение родителей в образовательный процесс осуществляем через подготовку детей к этническим праздникам, конкурсам чтецов, тематическим выставкам, изготовлению книжек-самоделок, альбомов, поделок. Предлагаем вниманию родителей папки-передвижки, консультации в соответствии с тематической неделей. Активно привлекаем родителей к организации фотовыставок, к изготовлению костюмов, в которых отражены региональные особенности культуры.

Таким образом, целостная система позволяет нам в условиях дошкольного учреждения формировать у детей дошкольного возраста представление о региональных особенностях и иных культурных различиях, а так же приобщать к восприятию людей другой культуры, других традиций, проживающих в данной местности, одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь). Закончился проект познавательным праздником-развлечением для детей и родителей «Мы живем в самом центре России».

В результате проведенной работы и на основании мониторинга, можно сделать следующие выводы: данный проект способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитанию любви к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской, марийской, мордовской, татарской и чувашской культуре. Это нашло свое отражение в детских рассказах, рисунках и поделках; дети с большим уважением стали относиться к членам своей семьи, к сверстникам; повысилась познавательная активность детей; толерантное отношение к другим народностям, повысился уровень активности родителей к жизни детского сада.

В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле.

Библиографический список

Андреева, Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / Н. Ф. Андреева // Управление ДОУ. 2005. №1. С.

Джуринский, А. Н. Поликультурное воспитание в современном мире / А. Н. Джуринский. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 310с.

Софронова, Т. И. В мир национального искусства: Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений /Т. И. Софронова, В. А. Шабалкина. – Йошкар-Ола: Мар. кн. изд., 2007. – 112с

Публикации по теме:

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с традициями и культурой народов Поволжья Педагогический проект на тему: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с традициями и культурой.

Диагностические карты к проекту по ознакомлению с культурой народов Мордовии Диагностическая карта умений и навыков детей второй младшей группы по формированию представлений о культуре и быте народов Республики Мордовия.

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с традициями празднования Рождества у мордвы Цель: приобщить детей к национальной традиции празднования Рождества русского и мордовского народов. Задачи: - Развивать у детей интерес.

Краткосрочный проект «Знакомство с народной культурой и традициями»Краткосрочный проект «Знакомство с народной культурой и традициями» Цель: Формирование и систематизация знаний детей о культуре и традициях русского народа. Задачи: 1. Знакомить детей с русским фольклором.

Ознакомление детей с культурой и традициями малой Родины «Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца». javascript:addImage('message') К. Паустовский Актуальность: О важности.

Педагогический проект по ознакомлению с культурой народов Мордовии детей дошкольного возраста Педагогический проект по ознакомлению с культурой народов Мордовии детей дошкольного возраста в структурном подразделении «Центр развития.

Поддержка детской инициативы в рамках проектной деятельности Современная система дошкольного образования развивается в соответствии с требованиями, предъявляемыми к дошкольному образованию. МДОУ «Детский.

Сценарий праздника по ознакомлению дошкольников с народными традициями «Посвящение в казачата» Цели: Продолжать знакомство с традициями родного края, приобщать к фольклорному творчеству. Действующие лица: Хозяин Хозяйка Казак взрослые.

Развлечение «Калейдоском игр народов Поволжья» 16 ноября - Международный день Толерантности. Во многих образовательных учреждениях будут проходить беседы, занятия, праздники по данной.

Тематический план к проекту по ознакомлению дошкольников с культурой народов Мордовии № п\п 2 младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовитель ная группа 1. Русский народный костюм. Русская изба Народные костюмы.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Педпроцесс в ДОУ в рамках проектной деятельности по ознакомлению дошкольников с культурой и традициями народов Поволжья
Опубликовано: 25 марта 2016 в 13:29
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 ноября. Выставка «Чудо-деревьев» на МААМ

«Чудо-дерево» придумал Корней Чуковский — сказка в стихах Корнея Чуковского была написана в 1924 году. С тех пор она любима многими семьями. В ней рассказывается, как вблизи дома выросло волшебное...

20 ноября. Всемирный день ребенка

Чудо появления ребенка – самое значимое событие в нашей жизни. С рождением маленького человека каждый день окрашивается новыми красками – первая улыбка, первое слово, первый шаг. Любящие родители окружают...

Мастер-класс «Картина из соломы» по мотивам росписи Жостово
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка- детский сад №5 «Рябинка» Мастер – класс для педагогов ДОУ По народно...
Дидактическая игра с цветными палочками и звонком
Авторская дидактическая игра с цветными палочками и звонком. Цель игры: развитие внимания, логического мышления, умение составлять из палочек...
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Знакомство с творчеством...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Конспект совместной деятельности...