Папки-передвижки

Педсовет — круглый стол. «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»

Ольга Мамонтова
Педсовет — круглый стол. «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»
▼ Скачать + Заказать документы

СП ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ» с. Большая Глушица – «Детский сад № 3 «Красная Шапочка»

Педагогический совет – круглый стол «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»

Методист СП-«Детский сад № 3 «Красная Шапочка» Мамонтова. О. П., 2012

Публикация «Педсовет — круглый стол, „Приобщение дошкольников к русской народной культуре“» размещена в разделах

Цель: Внедрение нетрадиционных форм работы с детьми в области русской народной культуры.

План:

1. Выполнение решения предыдущего педсовета.

2. Вступительное слово – заведующий Л. Н. Соколова

3. Разгадывание кроссворда

4. Круглый стол по вопросам.

5. Педагогический тренинг (Тестовые задания по теории и методике детского изобразительного творчества)

6. Презентация планов-конспектов НОД, игр.

7. Итоги тематической проверки «Использование устного народного творчества в НОД и свободной деятельности», тематического дня

8. Принятие решения.

Ход педсовета.

1. Выполнение решений прошлого педсовета – заведующий Л. Н. Соколова

2. Вступительное слово.

Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. В нашем детском саду создается благоприятная среда для развития детей. Программа обучения, содержательная индивидуальная деятельность, дифференцированный подход помогают всесторонне развить ребенка и адаптировать его к современной жизни. В пределах детского сада разворачивается действительность, полная различных противоречий, мелких вопросов, столкновений интересов и поведения. Дети вынуждены ежедневно решать сложнейшие, жизненные задачи: кто-то обидел ребенка, и он, полный горечи, ищет способ вылить свои горькие переживания, а иногда и сам обижает кого-то. Правильная организация деятельности детей - это тонкая профессиональная работа, содержанием которой является осмысление детьми реального взаимодействия с окружающей действительностью.

Родители, занятые постоянным добыванием денег, очень мало уделяют внимания детям. Изобилие иностранных передач на телеэкране, не могут обеспечить духовное развитие, дети обеспечены лишь материально. Так как большую часть времени дети находятся в детском саду, то приобщение их русской народной культуре является средством формирования моральных качеств.

Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.

Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в воспитательной работе стало широкое знакомство детей с устным народным творчеством.

Воспитание – это творческий, целенаправленный процесс взаимодействия воспитателя и ребенка, который постоянно видоизменяется в зависимости от личности педагога и от личности воспитанника. Эффективность воспитательного процесса зависит от того, в какой среде он протекает. Лишь при создании доброжелательной атмосферы, раскрываются положительные черты воспитанников.

Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.

В процессе работы над темой решаются следующие задачи:

1. Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения русского народного творчества.

2. Развитие фантазии, творческих способностей дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях.

3. Воспитание у дошкольников патриотизма через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций.

4. Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха.

5. Создание разнообразной речевой среды соответственно возрасту.

В работе необходимо использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, я тем самым приобщаю их к общечеловеческим ценностям. Простой и ясный язык сказок, песенок, пословиц, поговорок, понятен детям.

В работе по приобщению детей к русской народной культуре используются следующие методы:

- наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий);

-словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть по ролям с детьми среднего, старшего возраста, сочинение сказок);

-игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры). Детям нравится участвовать в литературных викторинах, "Вечерах общения" и "Уроках доброты". Речевые и музыкальные народные игры, танцы, попевки, песни находят отклик в душе каждого ребенка;

- практический метод: упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Как отмечал Д. С. Лихачев, "мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи: Национальные отличия сохраняются и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний". Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Решая задачу воспитания у дошкольников патриотизма, интереса к прошлому нашего народа

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами

3. Разгадывание кроссворда

По горизонтали

4/.Образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление (Поговорка)

6. Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью (Басня).

7. Устное народное творчество, песня-сказание, основанные на реальных событиях (Былина)

8. Основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (Сказка).

9. Короткий, веселый рассказ с остроумной концовкой на злободневную тему (Анекдот).

По вертикали

1. Устное народное творчество, «народная мудрость» (Фольклор).

2. Небольшое лирическое произведение, предназначенное для вокального исполнения (Песня)

3. Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения. (Загадка)

4. краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл (Пословица)

5. Короткая, из двух или четырех строчек, припевка в быстром темпе, часто сопровождающая переплясом (Частушка).

4. Круглый стол по вопросам.

• Почему, на ваш взгляд, приобщение детей к народной культуре, формирование у них патриотических чувств надо начинать с дошкольного возраста?

• Какие элементы народного творчества можно использовать в повседневной работе с детьми?

• Какие методы и приемы (нетрадиционные) вы считаете наиболее удачными в работе по приобщению дошкольников к русской народной культуре

• Какие малые формы фольклора можно использовать во время проведения утренней гимнастики, физкультурного занятия?

• Какое влияние оказывает предметно-развивающая среда на приобщение ребенка к русской народной культуре?

• Что включает в себя система работы по ознакомлению детей с русской народной культурой.

• Интеграцию каких образовательных областей затрагивает знакомство с русской народной культурой?

• Формы совместной деятельности воспитателя и детей по данной теме.

Сообщения воспитателей (Из опыта работы)

Приобщение детей к русской народной культуре через игру (воспитатель Ледяева Т. А)

• Знакомство дошкольников с русской народной песней (муз. руководитель Петрухина Л. Г.)

• Использование фольклора в развитии двигательной активности детей. (инструктор по физо Терехова Н. А.)

• Устное народное творчество в развитии речевой активности детей (Учитель-логопед Борзенкова О. В.

5. .Тестовые задания по теории и методике детского изобразительного творчества.

Указания: все задания имеют пять вариантов ответа. Обведите кружочком тот, который Вы считаете правильным.

- Что не является задачей обучения детей дошкольного возраста изобразительной деятельности?

Варианты ответа:

а) содействие развитию творческой личности;

б) развитие эстетического восприятия;

в) формирование способности к обучению;

г) развитие творческих способностей;

д) формирование мотивов изобразительной деятельности.

Ответ – а

- Определите, что не является принципом построения предметно-развивающей среды на занятиях по изобразительному творчеству детей в ДОУ?

а) стимулирование активности, самостоятельности, творчества;

б) дистанция и сближение позиции в общении взрослого и ребенка, детей между собой с целью установления контакта;

в) последовательность освоения предметного действия в раннем возрасте;

г) принцип стабильности – динамичности развивающей среды;

д) комплексирование и гибкое зонирование, т. е. определенность места и расположение материала по изобразительной деятельности.

Ответ – в

- Средством художественной выразительности в предметной лепке является…

Варианты ответа:

А) пластичность, передача формы и движения;

Б) величина;

В) акцентирование на отдельных признаках предмета;

Г) композиция;

Д) части предмета.

Ответ – а

- Дети средней группы составляют узоры по мотивам росписи….

Варианты ответа:

а) хохломской;

б) городецкой;

в) гжельской;

г) дымковской;

д) в средней группе росписи не используют.

Ответ - г

- К какому разделу программы относится задача обучения детей выполнению элементов декоративной росписи (завиток, цветок, ягода, листок?

Варианты ответа:

а) составление узора;

б) изображение предмета;

в) передача связного содержания;

г) ознакомление с материалом;

д) техника изображения.

Ответ - а

- Целью обучения изобразительной деятельности детей является….

Варианты ответа:

а) формирование знаний;

б) формирование навыков;

в) формирование умений;

г) содействие развитию творческой личности;

д) подготовка к школе.

Ответ – г

- Какое произведение, которое чаще всего применяется в методике ознакомления дошкольников с живописью, написано В. В. Васнецовым?

Варианты ответа:

а) «Март»;

б) «Богатыри»;

в) «Грачи прилетели»

г) «Девочки с персиками»;

д) «Тройка».

Ответ – б

- Наблюдение в изобразительной деятельности является.

Варианты ответа:

а) способом обучения детей изобразительным навыкам и умениям;

б) задачей обучения;

в) наглядным методом;

г) видом деятельности;

д) приемом обучения изобразительных умений и навыков

Ответ – в

6. Презентация конспектов, игр

7. Итоги тематического контроля, тематического дня

8. Принятие решения.

• Продолжать знакомить дошкольников с русским народным творчеством, в системе планировать элементы народного фольклора в свободную и непосредственную образовательную деятельность.

Сроки: в течение года. Ответственные: воспитатели, специалисты.

• В группах оформить альбомы и уголки по декоративно-прикладному искусству с методическими рекомендациями по возрасту.

Сроки: сентябрь 2012г. учебный год Ответственные - воспитатели, специалисты.

• Пополнить методический кабинет описаниями народных игр, пособиями по народному творчеству, конспектами нод, досугов, викторин, посвященных народному творчеству.

Сроки: 2012-2013 учебный год. Ответственные- методист, воспитатели

• Оформить в родительских уголках информацию «Играйте с детьми в народные игры».

Срок до 5 апреля 2012 г. Ответственные – воспитатели

Публикации по теме:

Музыкальный фольклор — средство развития личности ребенкаМузыкальный фольклор — средство развития личности ребенка Цель:Приобщение детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре Задачи:Охарактеризовать музыкальный фольклор как явление.

Приобщение к русской народной культуреПриобщение к русской народной культуре Фильм по обобщению опыта работы по теме"Приобщение детей к русской народной культуре". Вот такие сарафаны и косоворотки сшили наши мамы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педсовет — круглый стол. «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»
Опубликовано: 11 октября 2012 в 16:30
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педсовет — круглый стол. «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Мамонтова (УИ 1755) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД