Ольга Мамонтова
Педсовет «Оптимизация педагогического процесса с целью развития креативного потенциала дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Педсовет "Оптимизация педагогического процесса с целью развития креативного потенциала дошкольников"
Автор: Мамонтова О. П., методист СП детский сад «Красная Шапочка» ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ» с. Большая Глушица
Публикация «Педсовет „Оптимизация педагогического процесса с целью развития креативного потенциала дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
«Быть креативным, это значит – копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее»
П. Торренс
Цель : Повышение профессиональной компетенции педагогов в вопросах развития креативности у детей дошкольного возраста
Задачи:
• Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов, формировать у педагогов потребность в творчестве, развивать находчивость, сообразительность, нестандартность мышления.
• Вовлечь педагогов в коллективную деятельность, развивать умение и желание взаимодействовать друг с другом для решения нестандартных ситуаций.
• Создать благоприятные условия для общения и взаимодействия педагогов.
• Вызвать интерес к здоровому сотрудничеству.
План проведения педсовета :
1. Выполнение решения предыдущего педсовета – Т. С. Тюрникова, руководитель СП
2. Вступительное слово. Тест “Какой Ваш творческий потенциал?” – Кондрашова С. В., педагог-психолог
3. Деловая игра «Школа креатива»
• Мозговой штурм “Креативный педагог – креативный ребенок”.
• Практикум: «Игры на развитие креативного мышления для дошкольников»
4. Делимся педагогическим мастерством :
1. Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования – Хлопотова М. А., воспитатель.
2. Развитие творческих способностей детей посредством художественного слова – Лыкова А. Н., учитель-логопед
3. Коллекционирование как средство развития креативности дошкольников- Пилипенко Н. В., воспитатель.
4. Музыка и креативное развитие детей – Петрухина Л. Г., музыкальный руководитель
5. Развитие творческих способностей в НОД по ФИЗО. – Клинцова Н. Ю., инструктор по физической культуре
5. Информация о реализации национальных проектов –Тюрникова Т. С., руководитель СП
6. Проект решения педсовета.
Психологический настрой. Игровое упражнение «Квадрат».
- Встаньте, пожалуйста, в круг и закройте глаза. Теперь, не открывая глаз вам нужно перестроиться в квадрат. Не открывая глаз, ответьте мне на вопрос: «Вы уверены, что стоите в квадрате»? Каким образом задание можно было сделать качественнее и быстрее?
2. Выполнение решения предыдущего педсовета №4 от 07.02.20 г. Решение педсовета выполнены частично, педагоги продолжают пополнять уголки «Художественное творчество» предметами художественно-декоративного искусства
Слайд 1
Ведущий: Тема нашего сегодняшнего педсовета «Оптимизация педагогического процесса с целью развития креативного потенциала дошкольников».
Слайд 2 Повестку дня вы видите на экране.
Эпиграфом нашей встречи могут служить слова:
«Люди всегда креативны настолько, насколько это позволяет им структура» Рик Уоррен
Работа педагога в детском саду – одна из самых важных и сложных. При этом она существенна не только в процессе образования маленького человека, но и в становлении его как личности. Педагогический труд нетворческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы обучаемые, обстоятельства, личность самого педагога, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Многие известные, знаменитые и успешные люди (Сергей Прокофьев, Вольфганг Моцарт, Н. А. Римский- Корсаков, Пьер Кюри, и др.) стали таковыми благодаря своей первой ступеньке в жизни, с которой предстал перед ними огромный, интересный и удивительный мир. В этом им помогали, прежде всего, те люди, которые были рядом с ними в самом начале их жизненного пути: родители, воспитатели, педагоги.
Таким образом, педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества.
В последние годы укоренилось утверждение «У творчески работающего педагога – творчески развитые дети». Еще В. О. Сухомлинский подчеркивал, что только творческий педагог способен зажечь в детях жажду познания, поэтому каждому педагогу необходимо развивать креативность, являющуюся главным показателем его профессиональной компетентности.
Слайд 3
Итак, сегодня в рамках нашего педсовета я вам предлагаю поучиться искать нестандартные выходы из стандартных ситуаций, мыслить креативно и тем самым поднять свой профессиональный уровень. В качестве небольшой разминки, ответьте письменно на несколько вопросов:
1. Самая выдающаяся часть лица / нос/
2. Самый известный поэт? /Пушкин/
3. Самый распространенный фрукт? /Яблоко/
4. Самый известный цветок? /Роза?»
Поднимите руки те, кто на вопросы ответил следующим образом… Вот видите, как много совпадений. Все это говорит о типизации нашего мышления.
Вопрос педагогам. Вы считаете себя креативным? Приведу небольшую историю, герой которой обладает ярко выраженной способностью к творчеству (Во время Первой мировой войны некому мистеру Хэрригану жена прислала отчаянное письмо. «Похоже, во всей Ирландии не осталось ни одного трудоспособного мужчины, - писала она, - и мне приходится самой вскапывать сад». В ответ Хэрриган написал: «Не вскапывай сад. Там зарыто оружие». Письмо было вскрыто цензурой, в дом жены нагрянули солдаты и перекопали весь сад до последнего дюйма. «Не знаю, что и думать, дорогой, - написала миссис Хэрриган мужу, – пришли солдаты и перерыли весь наш сад. – «Теперь посади картошку», - ответил Хэрриган).
Вопрос педагогам : творчество и мастерство - одно и то же или нет?
Мастер - это работник, в совершенстве владеющий своей профессией, а мастерство, как правило, связывают с большим опытом.
Творческим может быть и молодой учитель, еще не мастер. Давайте попробуем разобраться, что такое «Креативность» и «Креативный потенциал».
Работа в группах. Обмен мнениями. Слайд 4 (проверяем)
Что такое креативность? Ваше понимание креативности. По сути, термин "креативность" Креативность подразумевает под собой систему творческих способностей.
Креативность – это способность нестандартно мыслить, действовать нешаблонно, создавать новое, аккумулировать идеи.
Что такое креативный потенциал? Слайд 5 (проверяем)
Креативный потенциал – способность человека к созидательной активности, способность творчески самовыражаться, выходя за рамки ограничивающих знаний. «Совокупность способностей и других черт, которые содействуют успешному мышлению»
Слайд 6
Считается, что изначально креативность присуща абсолютно всем. Это мнение не лишено оснований: все родители замечали, что дети, которые еще не знакомы с традиционными способами использования предметов, нередко находят им очень оригинальное применение. К сожалению, обучаясь решать задачи «правильным», стандартным способом, ребенок утрачивает креативные способности.
Слайд 7
Какие же должны быть предпосылки развития креативности?
Раннее физическое развитие ребенка
Наличие у ребенка образца – творческого человека или героя, которому он мог бы подражать.
Демократический стиль воспитания, разрешающий проявления спонтанности и оригинальности.
Высокий интеллект – без него креативности не бывает, ученые считают, что интеллект и креативность образуют единый фактор, поэтому, чем выше коэффициент интеллекта, тем выше творческая способность.
Богатый познавательный опыт как источник идей для экспериментирования.
Слайд 8
Как развивать креативность у дошкольников?
- Создать благоприятные условия на основе формирования 5 предпосылок креативности (физическое развитие, образец для подражания, стиль воспитания, интеллект, жизненный опыт).
- Развивать внимание ребенка именно по отношению к малосущественным вещам.
- Учить ребенка рефлексировать и оформлять в речевой форме свои фантазии и раздумья, а значит, самим постоянно говорить с ним.
- Способствовать тому, чтобы игра стала и оставалась ведущей деятельностью дошкольника.
- Создать умеренно богатую развивающую среду : слишком бедная уменьшает интерес к игре, слишком нагроможденная притупляет поисковую деятельность, так как все дается в готовом виде и игрушки конкурируют друг с другом, что снижает их привлекательность.
- Развивать поисковую активность во всех сферах: стимулировать задавать вопросы, предлагать ответы, учить делать промежуточные выводы; учить отказываться от неудачных идей и продолжать поиск.
Слайд 9
Креативность мы также можем, и должны, развивать во время организованной образовательной деятельности, а именно использовать:
Нетрадиционные техники художественно-эстетического развития.
Придумывание детьми собственных сказок и стихов.
Театральная деятельность
Социально-продуктивная деятельность старших дошкольников в отношении взрослых и малышей (например, организация подготовишками мини- праздника для младших детей)
Изучение в игре и реальной жизни неоднозначных социальных ситуаций
Рефлексивные минутки и упражнения
Интеллектуальные игры на развитие креативности, разгадывание фокусов и обучение им.
Экспериментирование на естественно-научном, то есть наглядном, материале с сопутствующим наблюдением за объектом исследования.
Тест “Какой Ваш творческий потенциал?” – Кондрашова С. В.
3. Ведущий: Творческий педагог постоянно повышает свой профессиональный уровень через такие процессы, как: творческая самореализация, профессиональное развитие, самообразование, в ходе, которых он овладевает новыми знаниями, методами и приемами и сейчас педагоги поделятся педагогическим мастерством (Сообщения из опыта работы)
Слайд 10
Ведущий: Предлагаю вам принять участие в деловой игре «Школа креатива». Педагоги делятся на 2 команды. Мозговой штурм
Каждая команда получает по одному вопросу, на который отвечает без раздумья.
1. Определите, какие компоненты относятся к основным компонентам креативности :
а) внимание
б) дивергентное мышление (конвергентное мышление ––форма мышления, которая основана на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения определенной задачи, т. е. когда дана инструкция по последовательности и содержанию элементарных операций по решению этой задачи)
в) активность
г) воображение
2. Дивергентное мышление это.
а) способность воспринимать действительность целиком и не дробить ее на части
б) способность видеть проблему там, где ее не видят другие
в) поиск множества решений одной и той же проблемы.
г) способность легко ассоциировать отдаленные понятия
Слайд 11
3. Как вы думаете, из какого документа взята следующая фраза «Создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка….»
а) Типовая учебная программа дошкольного воспитания и обучения
б) Закон об образовании;
в) Государственный образовательный стандарт дошкольного воспитания и обучения
г) САН ПИН
4. Назовите автора высказывания «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
а) Марк Твен
б) С. Я. Маршак
в) В. А. Сухомлинский
г) А. П. Чехов
Слайд 12
5. Определите факторы, препятствующие развитию креативности.
а) наличие фиксированной установки на конкретный способ решения
б) создание обстановки, опережающей развитие детей
в) раннее физическое развитие детей
г) желание быстро найти решение
6. Какие виды деятельности относятся к развитию креативного потенциала дошкольников?
а) декоративно-прикладная
б) продуктивная
в) художественно-эстетическая
г) игровая деятельность
Ведущий: А сейчас мы поучимся искать нестандартные выходы из стандартных ситуаций, мыслить креативно и тем самым поднимем свой профессиональный уровень. слово старшему воспитателю
Слайд 13-17 Проводит старший воспитатель Рыжкова И. О.
Главной целью, которой: «Учиться видеть необычное в обычном», хочу сказать вам, что правильного ответа в этой игре просто не существует. Здесь считается правильным, самый оригинальный и необычный ответ.
И так уважаемые коллеги я думаю вы со мной согласитесь,что Друдлы обладают удивительной способностью расширять сознание и воображение. Они заставляют мозг перерабатывать массу информации, чтобы соотнести образ с тем, который человек видит на картинке. В итоге друдлы учат нас смотреть на мир без ярлыков и подходить ко всему креативно, видеть привычные объекты и наделять их невероятными способностями.
Слайд 18 Задание «Хорошо - плохо».
Первая команда называет какую-нибудь фразу, например: «Чистить зубы по утрам – это хорошо, потому, что зубы станут белыми». Вторая команда должна повторить конец этой фразы «…зубы станут белыми – это плохо, потому что…», здесь надо обязательно придумать продолжение фразы. К примеру: «Зубы станут белыми – это плохо, потому что я люблю носить одежду желтого цвета, а белые зубы не подходящий по цвету аксессуар».
Вопросы для педагогов : Как Вы думаете, какой вывод можно сделать из этой игры? (Из любой ситуации можно почерпнуть и хорошее, и плохое. Даже в неудачном деле можно найти положительные стороны, сделать для себя полезные выводы).
Слайд 19 Задание «Реклама»
Командам предлагаются на выбор карточки со словами, вы должны сделать рекламу, чтобы познакомить иностранных гостей с национальными проектами.
Слайд 20
Рефлексия: Эта игра направлена на то, чтобы осмыслить полученный в ходе нашей встречи опыт, подвести итоги. Работа в малых подгруппах
1. Завершите в рифму фразу, касающуюся нашей встречи.
• Мы встречались, мы играли, креативность развивали…
2. Завершите в рифму фразу, касающуюся нашей встречи.
• На игру мы приходили, где нас с вами научили…
Заключительные слова ведущего - Знаете, какое различие между креативными людьми и всеми остальными? Креативные ищут множество ответов на один вопрос, а все остальные ищут единственно правильный ответ из всех возможных. Так вот я вам желаю найти множество нестандартных ответов на единственно возможный ответ. И научить этому своих воспитанников.
И закончить своё выступление я бы хотела словами Чарльза Диккенса. Человек не может по - настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!
Слайд 21 Перед слово Тюрниковой Т. С. Решение педсовета :
1. Оформить картотеку игр на развитие креативного мышления дошкольников.
Срок: до 20.03.20 г., ответственные – воспитатели
2. Мастер – класс «Необычный конструктор» для родителей детей младшего дошкольного возраста
Срок: до 06.04.20 г., ответственные – воспитатели младшего дошкольного возраста
3. Мастер-класс для родителей «Веселые игры на кухне» (на развитие креативного мышления средствами игры)
Срок: до 06.04.20 г., ответственные – воспитатели старшего дошкольного возраста
4. Оформить по одной игре по технологии ТРИЗ
Срок: до 27.03.20 г., ответственные – воспитатели
5. Принять к сведению информацию руководителя СП о реализации национальных проектов.