Папки-передвижки

Педсовет по экологическому воспитанию дошкольников «Край ты наш казачий»

Людмила Погорелова
Педсовет по экологическому воспитанию дошкольников «Край ты наш казачий»
▼ Скачать + Заказать документы

Педсовет

по теме экологического воспитания дошкольников

«Край ты наш казачий»

Цель: обеспечение качества работы педагогов по экологическому

образованию с использованием регионального компонента

1. Дискуссия «Что означает термин «экология»?

Вступительное слово старшего воспитателя :

Публикация «Педсовет по экологическому воспитанию дошкольников „Край ты наш казачий“» размещена в разделах

Развитие экологического образования как нового направления дошкольной педагогики началось в 90 годы прошлого столетия. Появились парциальные авторские программы, отдельные разделы в комплексных программах «Детство», «Радуга», «Развитие» и других.

В ряде официальных документов подчеркивается необходимость формирование системы непрерывного экологического образования, начиная с дошкольного возраста :

- постановление Правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения» (1994,

- «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях РФ» (1994,

- проект «Стратегия экологического образования в РФ» (2000, в котором дошкольному экологическому образованию посвящается отдельный раздел.

Педагогами нашего учреждения используется программа «Мы» Н. Н. Кондратьевой по экологическому образованию дошкольников, в которой решаются следующие задачи:

- развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней;

- накопление детьми эмоционально-позитивного опыта обращения с природой;

- формирование умений разнообразной деятельности в природе.

Реализация данных задач возможна при грамотном подходе к планированию деятельности педагогов и при знании материала самим педагогом. Поэтому знания педагоговпо экологическому воспитанию дошкольников и этнокультурной составляющей содержания образования мы оценим в рамках деловой игры.

Воспитатели разделяются на две группы:

- группа воспитателей младшего дошкольного возраста;

- группа воспитателей старшего дошкольного возраста.

Каждая команда занимает свой игровой стол, где лежат листы бумаги, ручки, карандаши. Ведущий (старший воспитатель) заранее оговаривает правила:

- задания даются не все сразу, а по мере выполнения;

- на выполнение каждого задания дается строго ограниченное время;

- участники команд дают устные ответы на поставленные вопросы;

- ответы выносятся на суд всех участников;

- после обсуждения формулируется правильный ответ на вопрос задания.

Жюри, в состав которого вошли:

- заведующая ДОУ;

- старший воспитатель;

- педагог дополнительного образования,

вынесет окончательный результат и назовет победителей.

Само слово «экология» образовано от греческого «экос» - дом и «логос» - наука. То есть экология в широком смысле – наука о доме, в котором мы живем. В более узком смысле экологией называют науку «о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом, а в современном понимании – о взаимоотношении человека с природой.

1. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель экологического воспитания детей дошкольного возраста?

Цель экологического воспитаниянаучить детей правильно строить взаимоотношения с окружающим его большим миром:

- формирование осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни;

- изучение детьми объектов живой и неживой природы, то, что раньше называли ознакомление с окружающим миром;

- познание живого во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

2. Через какие виды деятельности можно вести экологическую работу с детьми? Закончите, пожалуйста, предложение: «Для того чтобы экологическое воспитание и образование принесли наибольший эффект и пользу в развитии детей…» :

- достаточно НОД по экологии;

- экологическое воспитание должно стать неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса и включаться во все виды деятельности: физкультурные занятия, конструирование, коллективный труд, непосредственно образовательную деятельность по РЭМП и коммуникации, прогулки, режимные моменты, игры.

3. Как Вы думаете, какую роль в экологическом воспитании играет формирование у детей эмоционального отношения к природе?

4. Попробуйте смоделировать, как элементы экологического воспитания можно ввести в занятия по физической культуре, музыке, в непосредственно образовательную деятельность познавательного цикла?

5. Для бесед с детьми на разные темы можно составить систему вопросов. Например, для закрепления знаний по теме «Деревья и кустарники» можно предложить детям следующие вопросы:

- Назови и покажи деревья и кустарники, растущие на улице, на участке.

- Назови и покажи части деревьев.

- Назови и покажи хвойные и лиственные деревья.

- Как и откуда деревья получают питательные вещества?

- Зачем дереву ствол, ветки, листья?

- Чем дерево отличается от кустарника?

- Какую пользу деревья приносят окружающей среде и человеку?

- Как человек помогает деревьям и кустарникам?

- Для каких обитателей живого мира дерево является их домом?

Как Вы считаете, достаточно ли полным является этот перечень вопросов?Чтобы Вы добавили в него или, наоборот, исключили?

Попробуйте составить аналогичные вопросы по темам;

- «Овощи», «Фрукты и ягоды»;

- «Дикие животные»;

- «Домашние животные»;

- «Времена года».

6. Попробуйте сформулировать для детей;

- правила безопасного поведения при наблюдении за животными и растениями;

- правила безопасного труда в природе;

- правила безопасности при проведении опытов с природными объектами;

- правила безопасной игры в природе.

2. Конкурс «Экологическая викторина»

Цель: активизироватьмыслительно-поисковую деятельность педагогов;

формировать профессиональную компетентность.

1. Разминка: старший воспитатель предлагает разгадать кроссворд.

- В нашем детском саду развивающая среда способствует воспитанию, развитию, обогащению мыслительной, игровой, трудовой деятельности дошкольников. Много внимания уделяется среде, которая образует экологическое пространство.

В этом кроссворде записаны названия растений, которые есть в уголках природы возрастных групп учреждения. Все они Вам знакомы, только будьте внимательны, и Вы их легко отгадаете. (выставляется кроссворд «Растения рядом с нами»).

1. В слове «ФОКУС» букву О

Замени в мгновение –

И узнаешь ты его.

Назови растение (фикус).

2. Хотели детишки от мамы удрать,

Но мама сумела их удержать.

Вот так и висят те пучки-малолетки

На нитях зеленых растения-детки (хлорофитум).

3. Среди листьев-огоньки, ваньки мокрого цветки.

Так прозвал его народ: много он водички пьет,

А как правильно назвать, постарайся отгадать (бальзамин).

4. У меня растет лиана в кадке около дивана.

Листья у нее резные, в них окошечки сквозные (монстера).

5. Из листка, на удивленье, можно вырастить растенье.

Я сорву цветок, не жалко, будет новая… (фиалка).

6. Весь в колючках, некрасивый,

Но однажды всем на диво летом начал он цвести

Так, что глаз не отвести (кактус).

7. В нашей комнате растет, листья у него как перья,

А в народе есть поверье –

Где в лесу он зацветет, человек там клад найдет (папоротник).

8. Стебли древовидные, листья мечевидные.

Может, он живет сто лет?

Что вы скажете в ответ? (алоэ).

9. Пахнут стебли и цветочки, опушенные листочки.

Ты пораньше утром встань и полей свою (герань).

В выделенных клеточках появилось слово «КОМНАТНОЕ».

- Это все растения комнатные, за ними ухаживают дети возрастных групп вместе с педагогами.

III. Интеллектуальная игра с использованием регионального компонента

Старший воспитатель :

- Любимый уголок земли, где ты родился и живешь, называется малой Родиной. Именно с нее начинается познание ребенком окружающего мира. Недаром в народе говорят: «Кубань-родная земля!», «Кубань-жемчужина России!»

Кубань, как юг России, занимает территорию по площади 80 тыс. км. Северная и центральные части региона равнинные. А на юге расположены горы Западного Кавказа. Ландшафты Кубани представлены степями, лесостепями и горным поясом, подразделяющимся на лесную, субальпийскую и альпийскую зоны.

Сложные физико-географические условия, разнообразие ландшафтов, близость незамерзающих морей и наличие системы высоких хребтов Кавказа обуславливают разнообразие климата на территории края. Своеобразие климата и рельефа определяет и многообразие животного и растительного мира Кубани.

Но, к сожалению, в последнее время многие виды исчезают. И чтобы этого не произошло в ближайшем будущем, необходимо с дошкольного возраста воспитывать у детей желание беречь и охранять окружающий их мир, дать им знания о богатой флоре и фауне Краснодарского края.

Игра «Эти забавные животные»

1/ Назовите домашних животных и объясните, почему их одомашнили (отвечает каждая команда по очереди).

2/ Как называются:

- книга рекордов природы (красная книга,

- самый длинный язык у (хамелеона).

-самые умные животные (дельфины,

- лучше всех слышит (сова,

- самое сильное обоняние у (бабочки,

- самые зубастые (акулы,

- чемпионы по долгожительству (черепахи).

3/ Объясните название известных животных:

- пескарь – (живет в песке,

- синица – (поет зинь-зинь,

- кулик – (кричит «куик»,

- стрекоза – (стрекочет,

- козодой – (так и вьется вокруг пасущихся стад,

- волк – (тащит добычу волоком,

- насекомое – (насечки на туловище,

- слепень – (кусает так больно, что в глазах темно, слепнешь).

4/ Назовите дикорастущие растения Краснодарского края:

(пырей ползучий, лютик дикий, полынь горькая, подорожник, лопух, лебеда, осот полевой, зверобой, ромашка, щавель конский, алтей лекарственный и др., в плавнях и лиманах (камыш, рогоз, осока, желтые кувшинки, водяные лилии, водяной орех и др.).

5/ Назовите животных и растения Краснодарского края, вошедших в Красную книгу:

- Эти животные и растения находятся на грани исчезновения и требуют заботы человека. В детском саду педагоги должны воспитывать у детей бережное отношение к животным и растениям, а к редким в особенности.

На территории нашего учреждения, в лесной зоне, Вы вместе с детьми и родителями посадили фиалки, подснежники, цикламен, самшит и, тем самым, имеете возможность ухаживать за ними, вести наблюдение за ростом. В повседневной заботе об исчезающих видах растений у дошкольников развивается чувство ответственности и бережного отношения к растительному миру, который их окружает.

(черноморское побережье, р-н Таманского полуострова – борбея, полынь солянковидная, самшит колхидский, колокольчик Комарова, колокольчик Отрана, хурма обыкновенная, жимолость этрусская, шафран долинный, шафран прекрасный, лилия кавказская, ковыль красивейший, цикламен кавказский; в верховьях реки кубани, в междуречье Большой и Млойлабы, в Успенском районе – тюльпан Липского, тюльпан Шренка, инжир, касатик ненастоящий, касатик карликовый, валериана лекарственная, мак восточный;

Мыши летучие: большой и малый подковонос, остроухая ночница, гигантская вечерница;

Рысь, выдра кавказская, серна, зубр, дельфин – черноморская афалина;

Кудрявый пеликан, черный аист, дрофа, кавказский тетерев, скопа, беркут, черноголовая чайка, красноголовый королек;

Средняя ящерица, кавказская гадюка;

Жуки: отшельник, жужелица кавказская; шмель глинистый;

Бабочки: медведица Гера, медведица-госпожа, махаон, Апполон Норманна, бражник олеандровский.

6/ Как вы думаете, почему в нашей стране принят закон об охране природы, который обязывает всех нас охранять природные богатства, правильно их использовать?

Красива и разнообразна природа нашего края. Большое значение для развития хозяйства имеют природные богатства, к которым относятся поля и леса, плодородные почвы, полезные ископаемые, животный мир, воды рек, морей и многое другое. В природе все взаимосвязано, и нарушение равновесия в ней оборачивается против людей. Отсюда следует вывод: природные богатства необходимо беречь и использовать так, чтобы они приносили нам пользу в течение многих лет. Человек должен разумно эксплуатировать землю: давать ей отдыхать, вносить питание в виде органических удобрений, там, где возможно, не использовать тяжелые гусеничные машины.

Огромное значение для сохранности почв имеют лесополосы. Они не дают горячим ветрам выдувать и высушивать почвы, сохраняют водный баланс почв. Наши реки, озера, пруды часто загрязняются нечистотами и особенно отработанными водами заводов и фабрик. Такая вода вредна как для человека, так и для всего животного и растительного мира. Нельзя бросать мусор и выливать отходы в водоемы. Ловить рыбу запрещенными способами, а на заводах должны стоять мощные очистительные системы.

В нашем крае есть заповедники и заказники. Это участки местности, где природа сохраняется в первозданном виде. В заповеднике нельзя вырубать деревья, жечь костры, охотиться на животных и птиц.

Все мы должна помнить слова М. М. Пришвина: «…Охранять природу – значит охранять Родину!»

IV. Решение педагогических ситуаций.

1. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами сирени, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мама была занята своими собственными мыслями.

– Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала свою руку из маминой руки.

– Это еще что за капризы? – вспыхнула мама и, сломав веточку сирени, пригрозила ею дочери, а затем зло бросила:

- Кому нужны твои хлопоты? Это же просто детская игра, без тебя хватит охранников природы.

2. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит:

- Давай поймаем бабочку и подожжем ей крылья!

Мужчина, который проходил мимо, слышал детский призыв. Он остановил мальчика и спросил:

- Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?

Тот немного помолчал и ответил:

- Просто так!

Вопрос: Чем можно объяснить такую жестокость людей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?

V.Деловая игра «Художественная литература природоведческого содержания в воспитании детей дошкольного возраста»

Старший воспитатель : Сейчас я предлагаю поиграть в популярную игру «Поле чудес». Вы должны будете вспомнить произведения различных писателей и поэтов, в которых описывается природа, животные, растения. Вспомните фамилии писателей, название стихов и рассказов. Эти произведения входят в круг детского чтения.

I тур. В 1914 году в детском журнале «Мирок» было опубликовано стихотворение молодого поэта С. Есенина. В стихотворении особенно много внимания уделено красоте родной природы в зимнее время. Как называется это стихотворение? («Береза»)

2 тур. Перу этого писателя принадлежат очень известные произведения для детей, такие как «Лесная газета», «Синичкин календарь», «Как муравьишка домой спешил». В его рассказах природные явления просты и легко объяснимы, животные и растения добры и доверчивы. Одна из задач, которые ставит перед собой этот писатель – воспитать в ребенке чувство сопричастности с природой и землей. Как фамилия у этого писателя? (Бианки).

Заключительный тур. Многие поэты разных веков обращали свое внимание на красоту природы, воспевали и восхваляли ее в своих поэтических произведениях. Назовите фамилии этих поэтов (Э. Мошковская, Саша Черный, В. Жуковский, а. Блок, А. Плещеев, И. Бунин, Н. Рубцов, а. Майков. О. Высотская и др.).

Суперигра. Каждому человеку известно имя М. М. Пришвина. Все его произведения проникнуты восхищением перед красотой природы. Он очень подробно описывает все элементы природной жизни. Когда дети подрастут, они обязательно познакомятся с его повестью «Кладовая солнца», прочитают рассказ «Золотой луг», а в детском саду им читают совсем короткий рассказ. Какой? («Лисичкин хлеб»).

Определяется команда победителей. Педагогам вручаются подарки из природного материала, сделанные детьми.

Публикации по теме:

Анкета для родителей по экологическому воспитанию дошкольников. Анкета для родителей «Экологическое воспитание дошкольников» Уважаемые родители! Дошкольное образовательное учреждение в рамках реализации.

Педсовет в ДОУПедсовет в ДОУ Педсовет - постоянно действующий орган коллегиального решения основных вопросов воспитательной работы. Педсовет является основной формой.

Автор публикации:
Педсовет по экологическому воспитанию дошкольников «Край ты наш казачий»
Опубликовано: 18 мая 2013 в 19:19
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педсовет по экологическому воспитанию дошкольников «Край ты наш казачий»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Погорелова (УИ 103753) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД