Людмила Погорелова
Педсовет по экологическому воспитанию дошкольников «Край ты наш казачий»
▼ Скачать + Заказать документы
Педсовет
по теме экологического воспитания дошкольников
«Край ты наш казачий»
Цель: обеспечение качества работы педагогов по экологическому
образованию с использованием регионального компонента
1. Дискуссия «Что означает термин «экология»?
Вступительное слово старшего воспитателя :
Публикация «Педсовет по экологическому воспитанию дошкольников „Край ты наш казачий“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Развитие экологического образования как нового направления дошкольной педагогики началось в 90 годы прошлого столетия. Появились парциальные авторские программы, отдельные разделы в комплексных программах «Детство», «Радуга», «Развитие» и других.
В ряде официальных документов подчеркивается необходимость формирование системы непрерывного экологического образования, начиная с дошкольного возраста :
- постановление Правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения» (1994,
- «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях РФ» (1994,
- проект «Стратегия экологического образования в РФ» (2000, в котором дошкольному экологическому образованию посвящается отдельный раздел.
Педагогами нашего учреждения используется программа «Мы» Н. Н. Кондратьевой по экологическому образованию дошкольников, в которой решаются следующие задачи:
- развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней;
- накопление детьми эмоционально-позитивного опыта обращения с природой;
- формирование умений разнообразной деятельности в природе.
Реализация данных задач возможна при грамотном подходе к планированию деятельности педагогов и при знании материала самим педагогом. Поэтому знания педагоговпо экологическому воспитанию дошкольников и этнокультурной составляющей содержания образования мы оценим в рамках деловой игры.
Воспитатели разделяются на две группы:
- группа воспитателей младшего дошкольного возраста;
- группа воспитателей старшего дошкольного возраста.
Каждая команда занимает свой игровой стол, где лежат листы бумаги, ручки, карандаши. Ведущий (старший воспитатель) заранее оговаривает правила:
- задания даются не все сразу, а по мере выполнения;
- на выполнение каждого задания дается строго ограниченное время;
- участники команд дают устные ответы на поставленные вопросы;
- ответы выносятся на суд всех участников;
- после обсуждения формулируется правильный ответ на вопрос задания.
Жюри, в состав которого вошли:
- заведующая ДОУ;
- старший воспитатель;
- педагог дополнительного образования,
вынесет окончательный результат и назовет победителей.
Само слово «экология» образовано от греческого «экос» - дом и «логос» - наука. То есть экология в широком смысле – наука о доме, в котором мы живем. В более узком смысле экологией называют науку «о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом, а в современном понимании – о взаимоотношении человека с природой.
1. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель экологического воспитания детей дошкольного возраста?
Цель экологического воспитания – научить детей правильно строить взаимоотношения с окружающим его большим миром:
- формирование осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни;
- изучение детьми объектов живой и неживой природы, то, что раньше называли ознакомление с окружающим миром;
- познание живого во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.
2. Через какие виды деятельности можно вести экологическую работу с детьми? Закончите, пожалуйста, предложение: «Для того чтобы экологическое воспитание и образование принесли наибольший эффект и пользу в развитии детей…» :
- достаточно НОД по экологии;
- экологическое воспитание должно стать неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса и включаться во все виды деятельности: физкультурные занятия, конструирование, коллективный труд, непосредственно образовательную деятельность по РЭМП и коммуникации, прогулки, режимные моменты, игры.
3. Как Вы думаете, какую роль в экологическом воспитании играет формирование у детей эмоционального отношения к природе?
4. Попробуйте смоделировать, как элементы экологического воспитания можно ввести в занятия по физической культуре, музыке, в непосредственно образовательную деятельность познавательного цикла?
5. Для бесед с детьми на разные темы можно составить систему вопросов. Например, для закрепления знаний по теме «Деревья и кустарники» можно предложить детям следующие вопросы:
- Назови и покажи деревья и кустарники, растущие на улице, на участке.
- Назови и покажи части деревьев.
- Назови и покажи хвойные и лиственные деревья.
- Как и откуда деревья получают питательные вещества?
- Зачем дереву ствол, ветки, листья?
- Чем дерево отличается от кустарника?
- Какую пользу деревья приносят окружающей среде и человеку?
- Как человек помогает деревьям и кустарникам?
- Для каких обитателей живого мира дерево является их домом?
Как Вы считаете, достаточно ли полным является этот перечень вопросов?Чтобы Вы добавили в него или, наоборот, исключили?
Попробуйте составить аналогичные вопросы по темам;
- «Овощи», «Фрукты и ягоды»;
- «Дикие животные»;
- «Домашние животные»;
- «Времена года».
6. Попробуйте сформулировать для детей;
- правила безопасного поведения при наблюдении за животными и растениями;
- правила безопасного труда в природе;
- правила безопасности при проведении опытов с природными объектами;
- правила безопасной игры в природе.
2. Конкурс «Экологическая викторина»
Цель: активизироватьмыслительно-поисковую деятельность педагогов;
формировать профессиональную компетентность.
1. Разминка: старший воспитатель предлагает разгадать кроссворд.
- В нашем детском саду развивающая среда способствует воспитанию, развитию, обогащению мыслительной, игровой, трудовой деятельности дошкольников. Много внимания уделяется среде, которая образует экологическое пространство.
В этом кроссворде записаны названия растений, которые есть в уголках природы возрастных групп учреждения. Все они Вам знакомы, только будьте внимательны, и Вы их легко отгадаете. (выставляется кроссворд «Растения рядом с нами»).
1. В слове «ФОКУС» букву О
Замени в мгновение –
И узнаешь ты его.
Назови растение (фикус).
2. Хотели детишки от мамы удрать,
Но мама сумела их удержать.
Вот так и висят те пучки-малолетки
На нитях зеленых растения-детки (хлорофитум).
3. Среди листьев-огоньки, ваньки мокрого цветки.
Так прозвал его народ: много он водички пьет,
А как правильно назвать, постарайся отгадать (бальзамин).
4. У меня растет лиана в кадке около дивана.
Листья у нее резные, в них окошечки сквозные (монстера).
5. Из листка, на удивленье, можно вырастить растенье.
Я сорву цветок, не жалко, будет новая… (фиалка).
6. Весь в колючках, некрасивый,
Но однажды всем на диво летом начал он цвести
Так, что глаз не отвести (кактус).
7. В нашей комнате растет, листья у него как перья,
А в народе есть поверье –
Где в лесу он зацветет, человек там клад найдет (папоротник).
8. Стебли древовидные, листья мечевидные.
Может, он живет сто лет?
Что вы скажете в ответ? (алоэ).
9. Пахнут стебли и цветочки, опушенные листочки.
Ты пораньше утром встань и полей свою (герань).
В выделенных клеточках появилось слово «КОМНАТНОЕ».
- Это все растения комнатные, за ними ухаживают дети возрастных групп вместе с педагогами.
III. Интеллектуальная игра с использованием регионального компонента
Старший воспитатель :
- Любимый уголок земли, где ты родился и живешь, называется малой Родиной. Именно с нее начинается познание ребенком окружающего мира. Недаром в народе говорят: «Кубань-родная земля!», «Кубань-жемчужина России!»
Кубань, как юг России, занимает территорию по площади 80 тыс. км. Северная и центральные части региона равнинные. А на юге расположены горы Западного Кавказа. Ландшафты Кубани представлены степями, лесостепями и горным поясом, подразделяющимся на лесную, субальпийскую и альпийскую зоны.
Сложные физико-географические условия, разнообразие ландшафтов, близость незамерзающих морей и наличие системы высоких хребтов Кавказа обуславливают разнообразие климата на территории края. Своеобразие климата и рельефа определяет и многообразие животного и растительного мира Кубани.
Но, к сожалению, в последнее время многие виды исчезают. И чтобы этого не произошло в ближайшем будущем, необходимо с дошкольного возраста воспитывать у детей желание беречь и охранять окружающий их мир, дать им знания о богатой флоре и фауне Краснодарского края.
Игра «Эти забавные животные»
1/ Назовите домашних животных и объясните, почему их одомашнили (отвечает каждая команда по очереди).
2/ Как называются:
- книга рекордов природы (красная книга,
- самый длинный язык у (хамелеона).
-самые умные животные (дельфины,
- лучше всех слышит (сова,
- самое сильное обоняние у (бабочки,
- самые зубастые (акулы,
- чемпионы по долгожительству (черепахи).
3/ Объясните название известных животных:
- пескарь – (живет в песке,
- синица – (поет зинь-зинь,
- кулик – (кричит «куик»,
- стрекоза – (стрекочет,
- козодой – (так и вьется вокруг пасущихся стад,
- волк – (тащит добычу волоком,
- насекомое – (насечки на туловище,
- слепень – (кусает так больно, что в глазах темно, слепнешь).
4/ Назовите дикорастущие растения Краснодарского края:
(пырей ползучий, лютик дикий, полынь горькая, подорожник, лопух, лебеда, осот полевой, зверобой, ромашка, щавель конский, алтей лекарственный и др., в плавнях и лиманах (камыш, рогоз, осока, желтые кувшинки, водяные лилии, водяной орех и др.).
5/ Назовите животных и растения Краснодарского края, вошедших в Красную книгу:
- Эти животные и растения находятся на грани исчезновения и требуют заботы человека. В детском саду педагоги должны воспитывать у детей бережное отношение к животным и растениям, а к редким в особенности.
На территории нашего учреждения, в лесной зоне, Вы вместе с детьми и родителями посадили фиалки, подснежники, цикламен, самшит и, тем самым, имеете возможность ухаживать за ними, вести наблюдение за ростом. В повседневной заботе об исчезающих видах растений у дошкольников развивается чувство ответственности и бережного отношения к растительному миру, который их окружает.
(черноморское побережье, р-н Таманского полуострова – борбея, полынь солянковидная, самшит колхидский, колокольчик Комарова, колокольчик Отрана, хурма обыкновенная, жимолость этрусская, шафран долинный, шафран прекрасный, лилия кавказская, ковыль красивейший, цикламен кавказский; в верховьях реки кубани, в междуречье Большой и Млойлабы, в Успенском районе – тюльпан Липского, тюльпан Шренка, инжир, касатик ненастоящий, касатик карликовый, валериана лекарственная, мак восточный;
Мыши летучие: большой и малый подковонос, остроухая ночница, гигантская вечерница;
Рысь, выдра кавказская, серна, зубр, дельфин – черноморская афалина;
Кудрявый пеликан, черный аист, дрофа, кавказский тетерев, скопа, беркут, черноголовая чайка, красноголовый королек;
Средняя ящерица, кавказская гадюка;
Жуки: отшельник, жужелица кавказская; шмель глинистый;
Бабочки: медведица Гера, медведица-госпожа, махаон, Апполон Норманна, бражник олеандровский.
6/ Как вы думаете, почему в нашей стране принят закон об охране природы, который обязывает всех нас охранять природные богатства, правильно их использовать?
Красива и разнообразна природа нашего края. Большое значение для развития хозяйства имеют природные богатства, к которым относятся поля и леса, плодородные почвы, полезные ископаемые, животный мир, воды рек, морей и многое другое. В природе все взаимосвязано, и нарушение равновесия в ней оборачивается против людей. Отсюда следует вывод: природные богатства необходимо беречь и использовать так, чтобы они приносили нам пользу в течение многих лет. Человек должен разумно эксплуатировать землю: давать ей отдыхать, вносить питание в виде органических удобрений, там, где возможно, не использовать тяжелые гусеничные машины.
Огромное значение для сохранности почв имеют лесополосы. Они не дают горячим ветрам выдувать и высушивать почвы, сохраняют водный баланс почв. Наши реки, озера, пруды часто загрязняются нечистотами и особенно отработанными водами заводов и фабрик. Такая вода вредна как для человека, так и для всего животного и растительного мира. Нельзя бросать мусор и выливать отходы в водоемы. Ловить рыбу запрещенными способами, а на заводах должны стоять мощные очистительные системы.
В нашем крае есть заповедники и заказники. Это участки местности, где природа сохраняется в первозданном виде. В заповеднике нельзя вырубать деревья, жечь костры, охотиться на животных и птиц.
Все мы должна помнить слова М. М. Пришвина: «…Охранять природу – значит охранять Родину!»
IV. Решение педагогических ситуаций.
1. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами сирени, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мама была занята своими собственными мыслями.
– Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала свою руку из маминой руки.
– Это еще что за капризы? – вспыхнула мама и, сломав веточку сирени, пригрозила ею дочери, а затем зло бросила:
- Кому нужны твои хлопоты? Это же просто детская игра, без тебя хватит охранников природы.
2. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит:
- Давай поймаем бабочку и подожжем ей крылья!
Мужчина, который проходил мимо, слышал детский призыв. Он остановил мальчика и спросил:
- Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?
Тот немного помолчал и ответил:
- Просто так!
Вопрос: Чем можно объяснить такую жестокость людей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?
V.Деловая игра «Художественная литература природоведческого содержания в воспитании детей дошкольного возраста»
Старший воспитатель : Сейчас я предлагаю поиграть в популярную игру «Поле чудес». Вы должны будете вспомнить произведения различных писателей и поэтов, в которых описывается природа, животные, растения. Вспомните фамилии писателей, название стихов и рассказов. Эти произведения входят в круг детского чтения.
I тур. В 1914 году в детском журнале «Мирок» было опубликовано стихотворение молодого поэта С. Есенина. В стихотворении особенно много внимания уделено красоте родной природы в зимнее время. Как называется это стихотворение? («Береза»)
2 тур. Перу этого писателя принадлежат очень известные произведения для детей, такие как «Лесная газета», «Синичкин календарь», «Как муравьишка домой спешил». В его рассказах природные явления просты и легко объяснимы, животные и растения добры и доверчивы. Одна из задач, которые ставит перед собой этот писатель – воспитать в ребенке чувство сопричастности с природой и землей. Как фамилия у этого писателя? (Бианки).
Заключительный тур. Многие поэты разных веков обращали свое внимание на красоту природы, воспевали и восхваляли ее в своих поэтических произведениях. Назовите фамилии этих поэтов (Э. Мошковская, Саша Черный, В. Жуковский, а. Блок, А. Плещеев, И. Бунин, Н. Рубцов, а. Майков. О. Высотская и др.).
Суперигра. Каждому человеку известно имя М. М. Пришвина. Все его произведения проникнуты восхищением перед красотой природы. Он очень подробно описывает все элементы природной жизни. Когда дети подрастут, они обязательно познакомятся с его повестью «Кладовая солнца», прочитают рассказ «Золотой луг», а в детском саду им читают совсем короткий рассказ. Какой? («Лисичкин хлеб»).
Определяется команда победителей. Педагогам вручаются подарки из природного материала, сделанные детьми.