Елена Стоцкая
Перечень словесных дидактических игр, рекомендуемых родителям
▼ Скачать + Заказать документы
Перечень словесных дидактических игр, рекомендуемых родителям
Игра «Кто может это?»
Взрослый называет действие. Например, бегает. А ребёнок подбирает предметы. Например, мальчик бегает, зайчик бегает и т. д.
Игра «Что на что похоже?»
Взрослый предлагает подобрать слова - сравнения. Например: Белый снег похож на что? (на сахар, на мороженое). Белые облака похожи на что? (на вату). Сосулька похожа на что? (на морковку)
«Волшебные очки»
Публикация «Перечень словесных дидактических игр, рекомендуемых родителям» размещена в разделах
Представьте, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим). Посмотрите, какого цвета все стало. Ребенок может называть один или с Вами по очереди: красные сапоги, красный нос, красное дерево.
«Нужный звук»
Договоритесь с ребенком называть те увиденные предметы, в названии которых есть определенный звук. Например: «Назовем те слова, в которых есть звук [м] : машина, магазин, дом, ромашка, клумба».
«Этажи».
Посчитайте с ребенком этажи в домах. В этом доме один этаж, значит дом (одноэтажный, а в этом доме девять этажей, значит дом (девятиэтажный). Девять этажей – это много и мало? Если этажей много, значит дом (многоэтажный).
«Веселый счет».
При проведении этой игры не только закрепляется правильное употребление падежных форм существительных, но и умение вести счет. Необходимо только именовать каждое число при пересчете предметов : например, одно дерево, два дерева, три дерева и т. д., и следить за четким проговариванием падежных окончаний числительных и существительных.
«Сколько шагов»
Для развития дыхания, голоса, интонационной выразительности речи можно использовать игры: «Громко-тихо», «Подуй на листик», «Мыльные пузыри», «Вдыхаем аромат природы», «Погрей ладошки», «Понюхай цветок». Следите за тем, чтобы малыш вдыхал носом, не поднимая плеч и спокойно выдыхал через рот.
Ребенок получает не только массу положительных эмоций, но и развивает длительность выдоха.
«Угадай предмет»
Ребенок по части или контурному изображению, угадывает, что нарисовано на песке или на асфальте. Игра развивает внимание, память, мышление, общую и мелкую моторику.
«Мяч поймай – 1 звук в слове называй».
Взрослый называет слово, ребенок выделяет 1 звук.
Для автоматизации звуков поиграйте в такие игры:
«Мяч бросай, и слоги за мной повторяй», «Мяч поймай – слова четко называй», «Мяч лови – чистоговорки произноси».
«Умный мячик» направлена на формирование навыка анализа прямых и обратных слогов.
В игре «Слог да слог - и будет слово» закрепляется умение детей образовывать новые слова. Первую часть слова говорит взрослый — вторую ребенок.
Для развития словаря и навыков словообразования можно использовать игры
«Назови детеныша животного, птицы», «Назови ласково».
Игра «Скажи наоборот» учит подбирать антонимы. Бросаем мяч ребенку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.
«Мяч бросай и животных называй». Эта игра активизирует словарь детей. Можно использовать любое другое обобщающее понятие: овощи, фрукты, ягоды, деревья и т. д.
Игра с перебрасыванием мяча «Что происходит в природе» проводится для активного использования в речи глаголов и согласования слов в предложении. (Солнце что делает? — Светит, греет. Птицы что делают? — Летят, щебечут.)
Игровая ситуация «Скажи какой, какая, какое?» - активизирует словарь признаков.
Игра «Что бывает?» (мягкое, круглое) активизирует предметный словарь.
Игра «Мяч бросай – слова одним словом называй» - учит детей обобщать предметы одной лексической группы. Взрослый называет 4 слова одной лексической группы, ребенок обобщает. Например, абрикос, апельсин, груша, яблоко – фрукты.
В игре «Я знаю пять» закрепляется подбор и существительных к обобщающему слову.
«Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например: ворона каркает, а воробей (чирикает, человек идет, а автобус … (едет, человек идет медленно, а машина едет (быстро…
«Я заметил». Называйте предметы, мимо которых вы проходите, а еще обязательно укажите- какие они. «Вот почтовый ящик»-он синий. Я заметил кошку - она серая и пушистая».