Приложение МААМ

Перспективный план кружковой работы «Маленький Пифагор»

Наталья Коваленко
Перспективный план кружковой работы «Маленький Пифагор»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность

Детство современного малыша наполнено новым содержанием по сравнению с тем, что было несколько десятилетий назад. Ребенок ХХ1 века очень рано знакомится с первыми представлениями о науке – уже в детском саду осваивает ее азы.

Проблема обучения детей математике интересовала ученых на протяжении многих веков. В ХVII-XIX вв. Я А. Коменский, ДЖ. Локк, И. Г. Пестолоцци, К. Д. Ушинский, М Монтессори и другие пришли к выводу о необходимости специальной математической подготовки дошкольников.

Научно обоснованная дидактическая система формирования элементарных математических представлений была представлена А. М. Леушиной.

Публикация «Перспективный план кружковой работы „Маленький Пифагор“» размещена в разделах

Наиболее важным является понимание того, что специально организованный процесс обучения позволяет создать условия для развития ребенка (Л. С. Выготский).

В исследованиях Л. А. Венгера, З. А. Михайловой, А. А. Смоленцевой, Л. И. Тихоновой и других показана целесообразность использования различных игр в обучении детей математике. В процессе игры моделируются логические конструкции, способствующие формированию логических структур мышления, а также создаются благоприятные условия для применения математических знаний. Обучение математике дает широкие возможности для развития интеллектуальных способностей (Л. З. Зак, З. А. Михайлова, Н. Н. Непомнящая и др.).

Глубокий всесторонний, научно – обоснованный подход к диагностике позволяет создать объективную картину психофизического развития ребенка: выявить проблемы несформированности психических процессов, личностных качеств, необходимых будущему школьнику (любознательности, инициативности, самостоятельности); установить проблемы в знаниях, в том числе и по математике.

Регулятором норм для развивающей работы в группе являются следующие принципы:

- научность обучения, требующая усвоения детьми определенного содержания человеческой культуры.

- активность в обучении, предусматривающая необходимость собственной деятельности детей в процессе познания.

-системность, предполагающая строгую последовательность подачи учебного материала.

- природосообразность, требующая умения принимать ребенка таким, какой он есть, доверять ему, укрепляя его внутренние силы.

-личностно ориентированная направленность обучения, сочетающаяся с коллективным и индивидуальным подходом к детям.

- развивающее и воспитываюшее обучение, определяющее необходимость направленного формирования личности, т. е. коррекционно - развивающее обучение.

Методы и приемы.

Практические:

Упражнения- многократное повторение детьми умственных практических действий.

Упражнения подражательно – исполнительного характера (перед детьми ставится конкретная учебно-познавательная задача, показывается последовательность действий. Например: выполнить фигуру из 3 палочек. Дается образец, затем ребенок выкладывает фигуру.)

Упражнения конструктивного характера. ( Например: из каких геометрических фигур составлен рисунок).

Упражнения творческого характера. (Предполагают использование усвоенных способов в новых условиях, а также использование новых действий и операций, которым дети не обучались.)

Словесные:

Словесные методы входят в состав любого наглядного и практического метода.

Живое слово воспитателя- образец для подражания и усвоения детьми литературных норм родного языка.

Объяснение и пояснение.

Указания: эффективны, когда ребенок проговаривает действия при выполнении заданий: «Я заштриховываю елочку зеленым фломастером».

Педагогическая оценка. Она помогает ребенку утвердиться в достижении положительных результатов, понять допущенные ошибки. Особенно важна для детей неуверенных, замкнутых, имеющих низкий уровень знаний.

Наглядные:

-демонстрация картинок типа «Что изменилось?», «На что похоже?», «Где находится предмет?».

- иллюстрации с изображением времени суток,

- ситуации для составления задач,

- циферблат часов,

- показ диапозитивов, диафильмов, видеофильмов,

- демонстрация способов измерения сыпучих и жидких веществ.

Игровые:

Игровые методы предусматривают использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, объяснениями, указаниями и т. д.

Последние годы в дошкольной дидактике появилась такая разновидность наглядно – поискового метода как моделирование. Доступность этого метода для дошкольников отражена в трудах А. В. Запорожца, Л. А. Венгера, Д. Б. Эльконина. В основе моделирования лежит принцип замещения реального предмета другим предметом, изображенным знаком. Моделирование вводится очень осторожно, по мере формирования у детей мыслительных операций (анализа, синтеза, умозаключения).

Во второй половине года в старшей группе используются задания повышенной сложности:

-зрительные диктанты,

-слуховые диктанты,

-логические ситуации, требующие умозаключения, выполняемые на наглядной основе, требующие сочетания зрительного анализа,

-задачи на поиск недостающей фигуры, логические задачи,

- задания на развитие мелкой мускулатуры пальцев,

- игры с элементами ТРИЗа,

- игры с блоками Дьенеша, палочками Х. Кюизенера.

Так, широко известные счетные палочки оказываются не только счетным материалом, с их помощью можно в доступной пониманию ребенка форме познакомить его с началами геометрии. Используя полочки, как единицу измерения, он выделяет элементы фигур и дает им количественную характеристику, строит, преобразует простые и сложные фигуры по условиям, воссоздает связи и отношения между ними.

Палочки Кюизенера могут стать своеобразной «цветной алгеброй». Ребенок учится декодировать игру красок в числовые соотношения: чередование полосок – в числовые соотношения: чередование полосок – в числовую последовательность, сочетание полосок в узоре – в состав числа. С помощью сопоставления узоров (ковриков) выводятся свойства чисел (чем больше число, тем больше вариантов его разложения, решаются «цветные» уравнения (сумма, разность, находятся через подбор неизвестного из совокупности цветных полосок). При этом не только «считываются» готовые конфигурации, но прежде всего создаются самим ребенком по условиям.

Дети дошкольного возраста уже могут оперировать некоторыми символами и знаками. Кодирование, схематизация, наглядное моделирование, освоенные сегодня, помогут дошкольникам завтра бесстрашно окунуться в сложный математический язык.

Всем известно, что фольклор создает эмоциональный настрой, активизирует умственную деятельность ребенка. Кроме того загадки, пословицы, поговорки дают неожиданный эффект в обучении дошкольников различным способом доказательств. Владение объяснительной и доказательной речью пригодится ребенку в жизни.

Средства – это потенциальные модели тех математических понятий и отношений, с которыми знакомится дошкольник. Играя, взаимодействуя с ними, он открывает мир количественных, пространственно – временных отношений, решая при этом самые разнообразные творческие задачи. Это обеспечивает развитие активности, самостоятельности мышления, творческих начал, формирует детскую индивидуальность.

Усвоению достаточно сложных математических знаний (отношения эквивалентности, порядка, комбинаторика, кодирование, декодирование, формированию интереса к ним помогает игра – одно из самых привлекательных для детей занятий.

Кружок «Маленький Пифагор»

Девиз: «Чувствовать – Познавать – Творить».

Цель кружка : сформировать у детей интерес к занятиям по ФЭМП, сделать занятия увлекательными при освоении нового материала и повтора пройденного.

Основные задачи и направления кружка - создание условий, при которых дети не только овладевают знаниями, умениями и навыками, но и учатся способам их самостоятельного постижения; развитие у детей память, мышление, воображение; формирование личностных качеств (самоконтроля, самооценки, инициативности, самостоятельности); компенсировать дефицит речевого общения.

Обучение детей операциям:

• навыки счета в пределах 10,

• сравнения двух чисел,

• знаний геометрических фигур и тел,

• классификации,

• упорядоченности действий,

• ориентировки во времени,

• ориентировки в пространстве.

Развитие у детей:

• речи (умение рассуждать, доказывать,

• произвольного внимания,

• познавательных интересов,

• творческого воображения.

Воспитание:

• коммуникативных навыков,

• стремления к преодолению трудностей,

• уверенности в себе, желание вовремя прийти на помощь товарищам.

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ КРУЖКА НА УЧЕБНЫЙ ГОД

Количество и счёт

• Закрепить представление о числах и цифрах до 10.

• Дать представление о числах и цифрах от 5 до 10 на основе сравнения двух множеств.

Продолжать учить: считать по образцу и названному числу; понимать независимость числа от величины, расстояния, пространственного расположения предметов, направления счета.

• Познакомить с математическими знаками +, -, =, <, >.

Учить: отгадывать математические загадки; записывать решение задачи (загадки) с помощью математических знаков и цифр.

• Упражнять в различении количественного и порядкового счета в пределах 10;

• Учить, как из неравенства сделать равенство.

• Учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой. Учить решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации.

• Познакомить со стихами, загадками, считалками, пословицами, в которых упоминается числа и другие математические понятия (части суток, дни недели, времена года и др.).

Величина

• Учить располагать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте и толщине, используя соответствующие.

• Развивать глазомер.

• Учить делить предмет на 2, 4 и более частей.

• Учить понимать, что часть меньше целого, а целое больше части.

Геометрические фигуры

Закрепить: знания о геометрических фигурах (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник); умение видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов.

• Учить преобразовывать одни фигуры в другие (путем складывания, разрезания, выкладывания из счетных палочек).

• Учить рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры.

• Учить рисовать в тетради в клетку символические изображения предметов из геометрических фигур.

Учить: выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры; выкладывать символические изображения предметов из счетных палочек.

Ориентировка во времени

• Закреплять и углублять временные представления о частях суток, времени года.

• Учить называть последовательно дни недели, определять, какой день был вчера, какой будет завтра.

• Знакомить с названиями месяцев.

Ориентировка в пространстве

• Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.

• Учить определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу.

• Учить ориентироваться в тетради в клетку.

Логические задачи

Продолжать учить решать логические задачи на сравнение, классификацию, на установление последовательности событий, анализ и синтез.

• Консультировать родителей по вопросам развития у детей способностей к познавательной деятельности, а также на тему того, как организовать дома познавательную деятельность ребенка.

Коррекционные задачи:

- развитие общей и мелкой моторики;

- развитие лексико-грамматического строя и связной речи;

-развитие слухового внимания, мышления, памяти.

­ формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира :

-форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

Новизна кружка заключается в том, что она предполагает использование информационно-коммуникативных технологий. Развитие элементарных математических представлений предполагает познавательное развитие, а это, в значительной степени, работа с информацией и обращение к элементам логического мышления. Для дошкольников первична не информация, а отношение к ней, поэтому работа предполагает использование методов, способных сделать процесс и способ познания привлекательным, способным вызывать радость и положительные эмоции, изменить структуру мироощущения посредством проблемного подхода и поисково-исследовательской деятельности, позволяющей выразить эмоции и другие содержания психики.

Список литературы:

1. Е. А. Казинцева, И. В. Померанцева, Т. А. Терпак. Формирование математических представлений. Изд. 3-е перераб. - Волгоград: Учитель, 2016.

2. Математика до школы. Смоленцева А. А., Пустовойт О. В.

3. Игры – головоломки З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая – СПб. : «Детство-пресс», 2010.

4. З. А. Михайлова, Е. А. Носова Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Х. Кюизенера. - СПб. :ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

Публикации по теме:

Перспективный план кружковой работы старшая группа «Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник.

Перспективный план работы по ПДД. Главная цель в обучении и воспитании детей для каждого педагога – формирование самостоятельного, творческого типа мышления, обеспечивающего.

Перспективный план работы с родителями Месяцы Название мероприятия Цель проведения мероприятия Сентябрь. 1. Родительское собрание «Возрастные особенности детей 6-7 лет. Цели и.

Перспективный план работы с родителями Перспективный план взаимодействия с родителями на 2016 – 2017 уч. год (средняя группа) Месяц Совместные мероприятия Стендовые консультации.

Перспективный план работы с родителями МБДОУ детский сад № 16 «Жемчужинка» Утвержден Приказом заведующей МБДОУ детский сад №16 «Жемчужинка» от 29.08.2016г. № 87 – о Перспективный.

Перспективный план работы с родителями № п/п Мероприятие Сроки проведения 1 СЕНТЯБРЬ. Консультация «Режим дня и его значение в жизни ребенка» Цель: Познакомить родителей с режимом.

План кружковой работы по художественному творчеству с использованием нетрадиционных техник рисования «Каляка-маляка» План кружковой работы по художественному творчеству с использованием нетрадиционных техник рисования Кружок «Каляка - Маляка» Средняя.

План кружковой работы по приобщению детей к истории и культуре русского народа Уважаемые, коллеги!Хочу поделиться планом кружковой работы по приобщению детей к истории и культуре русского народа. План разработан на.

План-программа студийной и кружковой работы по обучению детей приемам пластической лепки План–программа включает в себя четырех летний курс обучения. Имеет поквартальное деление, содержит задачи на каждый календарный месяц. Занятия.

Примерный перспективный план кружковой работы «Веселый язычок» для детей 5–6 лет Неделя Этапы работы Содержание работы Работа над звукопроизношением Работа над фонематической стороной речи Сентябрь 3 неделя Подготовительный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Перспективный план кружковой работы «Маленький Пифагор»
Опубликовано: 4 июня 2017 в 20:29
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Перспективный план кружковой работы «Маленький Пифагор»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Коваленко (УИ 544980) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД