Валентина Исакова
Перспективный план по экологии на год
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективный план по экологии с детьми младше – средней группы на 2016 – 2017г.
Цель: Закрепить и расширить знания детей о природе как неиссякаемом источнике духовного обогащения людей;
пробуждать у детей живой интерес и любознательность к окружающему миру;
развивать положительные чувства ребенка к природе.
Задачи:
- Формировать систему элементарных экологических знаний, доступных для детей дошкольного возраста;
Публикация «Перспективный план по экологии на год» размещена в разделах
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
- Воспитывать эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом;
- Формировать умения и навыки наблюдений за природными явлениями и объектами.
Сентябрь:
1.«И в саду и в огороде»
Цель: Расширять представления детей об овощах и фруктах, местах их произрастания (огород, сад, что овощи растут на грядке, в земле, а фрукты созревают на деревьях и кустах, у всех овощных и плодовых растений есть в земле корни; упражнять в закрашивании карандашом изображений фруктов; формировать умение объединять плоды по сходному признаку.
2. НОД «Осенняя пора, очей очарованье. Изменения в природе, в сентябре».
Цель: Знакомить детей с тем, что осень - это время сбора урожая овощей. Учить наблюдать за изменениями в природе, описывать осень по картинке.
3. Наблюдение: «В хороводе деревьев».
Цель: Накапливать впечатления о деревьях;
-Учить детей различать их по коре, листьям, цветам, плодам (берёза, клён, тополь, дуб, рябина);
- Продемонстрировать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе;
-Находить и называть отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев;
- Воспитывать интерес к познанию.
4.«Что растет в лесу?» Оригами «Грибы»
Цель: Дать детям первоначальные знания о лесе; в лесу растет много разных деревьев, кустарников, растут ягоды и грибы. В лесу всегда тень и прохладно, осенью листва на деревьях желтеет и краснеет, поэтому лес становится красивым, в нем пахнет грибами. Развивать зрительно-двигательные координации, внимание, логическое мышление, творческие способности; воспитывать аккуратность, самостоятельность.
5. Игра - "Дорисуй листочек", "Соедини листья с плодами"
Дидактическое лото - "С какого дерева листочек".
Октябрь:
1. Беседа на тему: «"Зелёная аптека".
Цель: Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой и подорожником;
- Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека;
- Воспитывать бережное отношение к растениям.
2. Рисование «Дары леса». Изготовление альбома.
Цель: : Закреплять представление о дарах леса: ягодах, грибах, плодах деревьев и кустарников. Учить детей рисовать кисть рябины ватными палочками, желуди, орехи, шишки – кистью и красками. Развивать чувство ритма и цвета. Воспитывать интерес к отражению в рисунках своих впечатлений и представлений о природе.
3. Опыт: «Воздух».
Цель: Учить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы, учить сравнивать свойства воды и воздуха (воздух легче воды, подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений.
4. Прослушивание «Времена года» П. И. Чайковского и др. музыки.
Цель: воспитывать эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
5. Дидактические игры:
"Найди такой листок, как на дереве", "Кто скорее соберёт", "Так бывает или нет", "Детки на ветке"
-Игра "Какая сегодня погода".
Цель: закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность.
Ноябрь:
1. Загадки Лесовичка о грибах. Рассматривание муляжей грибов, иллюстраций.
Цель: Познакомить детей с грибами. Учить выделять съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка). Дать знания о полезных свойствах грибов.
2. Беседа: «Что бывает на растениях после цветов?»
Цель: Уточнять представление детей о том, что растения живые – они растут и изменяются; привлечь детей к сбору семян в цветнике, научить их делать это аккуратно, не сминая стебли.
3. «Как ухаживать за букетом?» Конструирование «Букет цветов».
Цель: Воспитывать у детей желание и умение продлевать красоту срезанных цветов. Формировать практические навыки работы с разнообразным природным материалом; умение трудиться сообща над одной темой; воспитывать любовь к живой природе.
4. Развлечение "Осень разноцветная".
Цель: пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении.
5. «Ботаническое лото с элементами моделирования» (овощи, фрукты) .
Цель: закреплять умение называть овощи и фрукты.
Д/ игра: «Угадай по запаху» (овощи, фрукты) .
Цель: учить определять овощи и фрукты по запаху
Декабрь:
1. Почва (опытная деятельность)
Цель: выявить свойства почвы; показать детям, что изменение погодных условий приводит к изменению состояния почвы.
2. НОД: «Кто живет в лесу?».
Цель: расширять представления детей о лесе – в лесу живут разные животные (заяц, еж, белка, лиса, волк, медведь); все они могут жить в лесу, потому что находят там пищу; учить детей различать этих животных по особенностям внешнего вида.
3. Чтение рассказа Е. Чарушина о животных. Рассматривание авторских иллюстраций к рассказам. Рисование по содержанию. Изготовление книги о природе «Наши любимые звери» (по мотивам произведений Е. Чарушина).
Цель: Расширять представления о Е. Чарушина (не только писатель, но и художник, который часто рисовал любимых животных); учить обводить контур трафарета, закрашивать красками методом тычка.
4. «Какие разные птицы». Рассматривание схемы-модели «Птицы».
Цель: способствовать обогащению и углублению представлений о птицах (особенностях строения, местах обитания, потребностях и способах их удовлетворения, развитию сравнения по признакам, закрепленным в модели, умению использовать модель в качестве плана рассказа; учить заботливому отношению к птицам.
5. Рассматривание иллюстраций: «На бабушкином дворе».
Цель: уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания детям об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают). Прививать добрые чувства к животным.
6. Дидактические игры: "Назови детёнышей", "Какая польза от домашних животных", "Кто, где живёт".
Цель: закрепить знания детей о домашних животных. Учить описывать по наиболее типичных признаках.
Январь:
1. Опыт: «Белый снег, пушистый».
Цель: Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и зависимости свойств снега от температуры воздуха (на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть влажным).
2. Беседа на тему: «. В гостях у птиц».
Цель:. Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание к "братьям нашим меньшим".
3. НОД «Зимушка-зима».
Цель: расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь и интерес ко всему живому.
4. Чтение сказки "Зимовье". С. Козлов "Зимняя сказка". А. Фет "Мама, глянь-ка из окошка:". И. Суриков "Зима".А. Барто "Ёлка".
Цель: учить анализировать содержание и находить взаимосвязь между содержанием и названием сказки.
5. Дидактические игры: "Кто, где живёт", "Нарисуй птицам дорожку в сказку".
Цель: закреплять знания о животных и местах их обитания.
6. Поет зима – аукает, мохнатый лес баюкает (экскурсия в зимний парк).
Цель: учить рассказывать о зимних явлениях в жизни природы, развивать речь, воспитывать любознательность.
Февраль:
1. Беседа на тему: «Обитатели уголка природы».
Цель: закрепить названия знакомых комнатных растений (бальзамин, фикус). Продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.
2. Дидактические игры: «Кому что нужно», «Как выросла фиалка».
Цель: уточнять знания о комнатных растениях.
3. Беседа с элементами труда: ««Выращиваем лук на окошке».
Цель: вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта.
4. Наблюдение : «Деревья и кустарники на участке детского сада». Изготовление альбома.
Цель: : способствовать формированию представлений детей о деревьях и кустарниках, сезонных изменениях; развитию у детей умения обобщать по существенным признакам, используя схему-модель; воспитанию интереса к растениям, желания узнавать, как они себя чувствуют и помогать соответствующим образом; прививать бережное и чуткое отношение к растительному миру природы.
5. Исследовательская работа описание лука - где растет лук, посадка лука.
- объяснение в работе дневника наблюдений за посадкой лука.
6. «Мороз – удивительный художник». Загадывание загадок, наблюдения на прогулке, использование художественного слова.
Цель: вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество.
Март:
1. Беседа: «В гостях у Веснянки».
Цель: Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца.
Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.
2. Чтение К. Ф. Юон "Мартовское солнце", "Ранняя весна".
Цель: формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям. Уметь поддерживать беседу.
3. Рассматривание сюжетных картинок по теме: «Береги живое!».
Цель: Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных. Вызвать чувство сопереживание, умение видеть взаимосвязь в природе. Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей.
4. «Правила поведения в лесу». Рисование весеннего леса.
Цель: воспитывать чуткое и внимательное отношение к животным, птицам, растениям леса. Упражнять в рисовании красками: хорошо промывать кисть, осушать ее, набирать краску на кисть по мере надобности.
5. Дидактические игры : "Какие животные живут в лесу", "Когда это бывает", "Найди детёныша"
- Где будут первые проталинки?; Где снег не тает?; Где быстрее наступит весна?
Цель: закреплять знания о взаимосвязи в природе.
6. Наблюдение: «Птицы весной» Изготовление скворечников.
Цель: способствовать расширению и обогащению представлений детей о птицах в весенний период (прилет птиц, гнездование, выведение птенцов, забота о них, помощь человека); развивать умение сравнивать скворца с другими птицами; развивать любознательность, желание помогать и заботиться о живых существах.
Апрель:
1. Наблюдение: «Насекомые - наши помощники».
Цель: дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница). На доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых. Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.
2. Чтение стихотворений М. Пришвина "Божья коровка", "Кузнечик", "Майский жук" (из книги В. Зотова "Лесная мозаика").
Цель: учить воспроизводить ритм стихотворения, звуковой образ слова (слышать специально выделяемый в речи взрослого звук и воспроизводить его).
3. Экскурсия в плодовый сад в период цветения.
Цель: познакомить с яркими особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (цветением).Учить различать 2-3 дерева по цветкам. Продолжать устанавливать связи между изменением условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост и цветение, между потребностями насекомых в пище и тепле и их поведением). Воспитывать эстетические чувства.
4. Дидактические игры :
"Раскрась предметы живой и неживой природы". "Найди такой же". "Подбери листок к дереву".
Цель: закреплять знания о живой и неживой природе. Развивать мышление.
5. Беседа "Где я живу".
Цель: развивать стремление выражать своё отношение к окружающему миру. Активно и доброжелательно взаимодействовать со сверстниками.
6. Праздник: «Будем беречь, охранять природу».
Цель: учить правильно вести себя в природе, развивать представление о том, какие действия вредят природе, портят ее, а какие способствуют восстановлению. Воспитывать у детей природоохранное сознание у детей.
Май:
1. Целевая прогулка по экологической тропинке.
Цель: Приблизить детей к природе. Учить их общаться с ней, любит. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной аптеке). Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев).
2. Беседа: "Что ты сделал доброе для природы?".
Цель: воспитывать эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
3. День поэзии «Берегите планету».
Цель: развивать творческие музыкальные способности, воображение, умения передавать свои чувства и эмоции в прослушивании музыкальных произведений.
4. «Все цветы разные». Рисование цветов. Изготовление альбома «Цветы весны».
Цель: уточнить с детьми названия цветов, их строение, особенности размера, окраски, формы лепестков, листьев, стебля; показать, что красота цветов заключается в разных признаках: окраске цветков, их форме, махровости, что красоту цветов дополняет листва; обратить внимание детей на то, что некоторые цветы приятно пахнут.
5. Развлечение с детьми: «Земля- мой дом».
Цель: закрепить полученные знания у детей о временах года, явлениях в природе. Расширять знания о животных, насекомых, деревьях и растениях. Поддерживать интерес к танцевальной и музыкальной деятельности.
6. Объемная аппликация «Тюльпан».
Цель: развивать у детей творчество, ручные умения, чувство формы, глазомер и цветоощущение; воспитывать художественный вкус.