Наталья Беляева
Перспективный план занятий по методике «Египетское письмо» на старший дошкольный возраст.
▼ Скачать + Заказать документы
Египетское письмо
Данная методика является авторской разработкой педагога – психолога школы №163 г. Санкт – Петербурга Ольги Шурыгиной.
Предназначена она для развивающих занятий со старшими дошкольниками. Может использоваться в виде диагностики познавательных процессов младших школьников при условии лонгитюдного наблюдения.
Целью работы по методике «Египетское письмо» является освоение детьми принципа составления предложений, понятных другим.
В процессе занятий решаются следующие задачи:
1. Развитие у детей познавательных процессов.
Публикация «Перспективный план занятий по методике „Египетское письмо“ на старший дошкольный возраст,» размещена в разделах
- Древний Египет для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
2. Развитие у дошкольников понятийного аппарата.
3. Развитие связной речи детей, умения согласовывать слова в предложении.
4. Развитие пространственной и временной ориентировки.
5. Формирование у дошкольников понятия о последовательности времен года и частей суток.
Дети старшего дошкольного возраста находятся на стадии развития наглядно-образного и появления элементов понятийно-конкрентого мышления. Это важнейшая стадия в развитии мышления ребенка, на которой постепенно должен произойти переход к качественно иной форме познания – познания с использованием обобщенных, а затем и абстрактных понятий.
Эта методика является тем промежуточным звеном, которого нет при современном обучении детей и которая соответствует переходному периоду при формировании понятийного аппарата ребенка от наглядно-образного.
В данной методике используются символы – это своего рода пиктограммы. Методический материал «Египетского письма» находится как раз на «пограничной» полосе выше названных стадий развития понятийного аппарата: с одной стороны это еще зрительные, наглядные образы, что соответствует наглядно-образному мышлению, с другой – это уже не конкретные образы предметов, а образы обобщенных понятий, что характерно для понятийно-конкретной стадии.
А теперь непосредственно о содержании занятий по данной методике. Для обучения детей составлению предложений используются 6 групп символов: времена года, время суток, люди, эмоции, место действия и действие. Сначала идет изучение символов по группам. Изучая времена года, сравниваем изображение символов, находим отличия. Дети объясняют эти отличия принадлежностью к тому или иному времени года: голое дерево – это зима; кое-где появились листочки – это весна; крона, когда не видно отдельных листочков из-за их множества – это лето; листья опадают – это осень. Работа идет за столами с раздаточным материалом и у магнитной доски с демонстрационным. Использую загадки, стихи. Когда дети усвоят названия символов первой группы, переходим к знакомству со второй группой. Для лучшего запоминания зарисовываем их в тетрадях. После того, как дети хорошо освоили символы двух групп, учу их соединять и читать попарно: «Зимнее утро», «Зимний день», «Зимняя ночь», «Зимний вечер». Здесь же дети приобретают умение согласовывать существительное с прилагательным.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
по методике О. Шурыгиной
«ЕГИПЕТСКОЕ ПИСЬМО»
Цель: развитие понятийного аппарата старших дошкольников.
Задачи:
1. Развивать связную речь детей.
2. Формировать элементы логического мышления.
3. Развивать у детей креативность.
4. Развивать произвольную память и внимание.
5. Формировать умение сдерживать себя, контролировать свое поведение.
Форма проведения: по 2 подгруппам.
Динамика: 1 раз в неделю.
Длительность: до 30 минут.
Объем: 13-16 занятий.
Время проведения: 1 половина дня.
Занятие № 1. Длительность 20 минут.
1. Знакомство с легендой.
2. Знакомство с группой символов «Времена года» - рассматривание, сравнение, нахождение отличий.
3. Уточнение представление о последовательности времен года.
4. Раскладывание символов детьми на столах.
5. Загадывание загадок о временах года «Когда это бывает?»
6. Зарисовка символов в тетрадях.
7. Закрепление материала.
Занятие № 2. Длительность 20 минут.
1. Повторение знакомых символов.
2. Знакомство со второй группой символов «Время суток».
3. Уточнение представлений о течение и последовательности времени суток.
4. Работа с символами за столами «Когда ты что делаешь?»
5. Работа у доски «Покажи символ…».
6. Зарисовка символов в тетрадях.
7. Закрепление материала.
Занятие № 3. Длительность 25 минут.
1. Повторение пройденного материала.
2. Игра «Найди и покажи символ».
3. Соединение символов из первой группы с символами из второй, их чтение.
4. Раскладывание символов детьми на столах.
5. Выполнение заданий у доски и на столах, проверка.
6. Зарисовка соединенных символов в соответствии с заданием.
7. Релаксация «Поза покоя».
8. Закрепление.
Занятие № 4. Длительность 25 минут.
1. Повторение пройденного материала.
2. «Чтение» соединенных символов.
3. Работа за столами с символами.
4. Знакомство с третьей группой символов «Люди», рассматривание, сравнение.
5. Раскладывание новых символов детьми на столах.
6. Игра «Найди и покажи…».
7. Зарисовка новых символов в тетрадях.
8. Закрепление пройденного материала.
Занятие № 5. Длительность 25 минут.
1. Повторение символов и групп.
2. «Чтение» символов.
3. Работа за столами и у доски с взаимной проверкой правильности выполнения.
4. Игра «Будь внимателен».
5. Релаксация «Поза покоя».
6. Зарисовка парных символов в тетрадях.
7. Закрепление пройденного материала.
Занятие № 6. Длительность 25 минут.
1. Повторение пройденного материала (группы и отдельные символы).
2. Раскладывание знакомых символов по группам на столах.
3. Игра «Кто первый?».
4. Знакомство с четвертой группой символов «Эмоции».
5. Зарисовка новых символов в тетрадях.
6. Релаксация «Кулачки».
7. Закрепление пройденного материала.
Занятие № 7. Длительность 25 минут.
1. Повторение символов из групп «Люди» и «Эмоции».
2. «Чтение» соединенных символов данных групп.
3. «Чтение» соединенных символов из первой и второй групп символов.
4. Работа за столами – соединение символов детьми по заданию.
5. Зарисовка соединенных символов в тетрадях.
6. Релаксация «Поза покоя» и «Кулачки».
7. Закрепление пройденного материала.
Занятие № 8. Длительность 25 минут.
1. Повторение всех знакомых символов.
2. Знакомство с новыми символами «Место действия» и «Действие».
3. Работа с данными символами за столами и с демонстрационным материалом.
4. Зарисовка новых символов в тетрадях.
5. Игра «Кто внимательный?».
6. Релаксация «Мы – олени».
7. Закрепление пройденного материала.
Занятие № 9. Длительность 25 минут.
1. Повторение пятой и шестой групп символов.
2. «Чтение» данных символов, соединенных парами.
3. Зарисовка их в тетрадях.
4. Работа с символами за столами и у наборного полотна.
5. Релаксация «Мы – олени».
6. Закрепление пройденного материала.
Занятие № 10. Длительность 25 минут.
1. Повторение всех знакомых символов.
2. Работа с символами за столами.
3. Соединение символов в короткие предложения.
4. «Чтение» предложений на карточках.
5. Музыкальная пауза.
6. Закрепление пройденного материала.
Занятие № 11. Длительность 25 минут.
1. Повторение всех групп символов.
2. Игра «Разложи на карточке» - ориентировка на листе бумаги (времена года и время суток).
3. Составление и чтение предложений по заданию.
4. Танцевальная пауза.
5. Придумывание предложений детьми из четырех символов.
6. Обсуждение, выделение «Чьё предложение интереснее?».
7. Закрепление пройденного материала.
Занятие № 12. Длительность 25 минут.
1. Повторение пройденного материала.
2. Работа за столами – составление и чтение предложений под диктовку.
3. Зарисовка придуманных предложений детьми.
4. Релаксация «Поза покоя».
5. Закрепление, обсуждение.