Лучший педагог года

Песочная терапия — как способ социально психологической адаптации слепого и слабовидящего ребенка

Ольга Борисоглебская
Песочная терапия — как способ социально психологической адаптации слепого и слабовидящего ребенка

Плохое зрение сказывается на понимании и осмыслении детьми окружающего, они не видят вообще, или плохо- высотные здания, мир животных, насекомых и растений, плохо ориентируются в пространстве. Двигательная активность таких детей также ограничена, поэтому большинство из них страдает гиподинамией, нарушениями осанки, плоскостопием, снижением функциональной деятельности дыхания и сердечно-сосудистой системы.

Публикация «Песочная терапия — как способ социально психологической адаптации слепого и слабовидящего ребенка» размещена в разделах

Помимо этого, такие дети имеют затруднения при вхождении в общество: им трудно общаться с другими людьми, ориентироваться в пространстве, они сильно ограничены в выборе деятельности.

Нарушение социальных контактов приводит к появлению негативных особенностей личности ребенка, что может быть связано с недостатками в области чувственного познания, неудачным опытом познавательной, исследовательской и ориентировочной деятельности, с выпадением из коллектива, ограничением деятельности, отрицательными результатами попыток налаживания контактов со сверстниками и взрослыми людьми.

Для успешного вхождения слепых и слабовидящих детей в общество, необходима социально-психологическая адаптация, помогающая преодолевать страхи и трудности, возникающие у детей в процессе становления их личности. Таким адаптирующим моментом может стать творческая деятельность слабовидящих и незрячих дошкольников с помощью песочной терапии.

Песок — загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека - своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным.

Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму. Сама текстура песка дает возможность для развития у слепых и слабовидящих детей координации движений рук, пальчиков во время рисования. Пересыпание песка из ладошки в ладошку, захват песка в кулачок, выравнивание песка на стекле - все эти движения непроизвольно влияют на развитие ребенка. Детки развивают ловкость рук и пальчиков.

Дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев, кистей рук. Мышцы рук оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности. Овладение приемами осязательного восприятия объектов и умение выполнять практические действия при участии тактильно - двигательного анализатора дают детям с нарушением зрения возможности наиболее точно представлять предметы и пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе игры и обучения. При работе с песком учитываются индивидуальные особенности ребенка, в том числе, имеющего проблемы в развитии. Предлагаемые задания не воспринимаются детьми как упражнения, что позволяет в игровой форме развивать их моторику, кинетическую память, чувство симметрии.

Цель :

Создание естественной стимулирующем среды, в которой ребенок слепой или слабовидящий чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность; не «переделывать» ребенка, а дать возможность быть самим собой, любить и уважать себя таким, какой он есть, дать почувствовать ребенку нужным, общительным.

Задачи :

Образовательные:

1. Учить детей последовательно и точно передавать услышанное, с учетом развития сюжета.

2. Обучить умению отвечать на вопросы проблемно - поискового характера.

3. Закрепить представления об окружающем мире.

4. Снижение психофизического напряжения.

5. Актуализация эмоций.

Воспитательные:

1. Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр.

2. Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому.

3. Совершенствовать навыки позитивной коммуникации.

4. «Проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций.

Развивающие:

1. Развивать познавательные и психические процессы : восприятие, память, внимание, мышление, воображение, пространственные представления.

2. Развивать фантазию, словесно-логическое мышление.

3. Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику.

4. Развивать умение действовать по инструкции.

5. Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности.

6. Развитие фонематического слуха, автоматизация звука в слогах, словах.

Педагогические принципы положенные в основу программы «Мир песочных фантазий»

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.

Для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; формулируется инструкция к играм в сказочной форме; исключается негативная оценка его действий, идей, результатов, поощряется фантазия и творческий подход

2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр.

Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную

мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.

3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр.

На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребенок не только предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он «на деле» убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.

Ожидаемые результаты

- Положительное влияние на эмоциональное самочувствие детей.

- Снижение тревожности, агрессивности, возможность выражения позитивных эмоций у детей в играх на песке.

- Появление потребности на установление контакта и доверия в общении с другими людьми.

- Улучшение в развитии тактильно-кинестетической чувствительности, благодаря упражнениям на песке.

- Увеличение речевой активности детей.

- Получение ребенком первого опыта рефлексии (самоанализа, умение понимать себя и других.

- Закладка базы для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Условия:

Занятия 1 раз в неделю индивидуально. Длительность занятия от 15 до 20 минут (в зависимости от возраста ребенка)

Структура занятия:

Все занятия имеют общую структуру, наполняемую разным содержанием в зависимости от темы занятия.

Часть 1. Вводная

Цель - настрой ребенка на совместную работу, устанавление эмоционального контакта. Основные процедуры: ритуал приветствия, игры - разминки.

Часть 2. Основная

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят упражнения и игры, направленные на развитие эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка. Основные процедуры: элементы песочной терапии, сказкотерапии, игры и упражнения на развитие мышления, внимания, памяти, игры на развитие навыков общения.

Часть 3. Завершающая

Основные цели: подведение итога занятия, закрепление положительных эмоций от работы на занятии.

Методические материалы и средства обучения и воспитания:

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Песочная игровая терапия» Консультация для родителей: «Песочная игровая терапия» Внедрение принципиально новых подходов к ребенку требует во многом и новейших технологий.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Песочная терапия»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Песочная терапия» Мастер-класс. Тема: Использование песочной терапии на подгрупповых и индивидуальных занятиях с детьми. Цель: Познакомить педагогов с возможностями.

Песочная терапия в работе с детьми Во многих странах мира распространена методика развития личности – песочная терапия, предназначенная как для индивидуальной психотерапевтической.

Фотоотчет «Песочная терапия»Фотоотчет «Песочная терапия» ети нашей группы опять вернулись в лето. У нас появилось очень простое, но интересное оборудование: песочный планшет. Теперь у ребят.

Консультация «Песочная терапия»Консультация «Песочная терапия» Песочная терапия - один из методов психо-терапии, возникшей в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой,.

Консультация «Песочная терапия» Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому взрослые могут использовать песочницу в развивающих и обучающих.

Консультация «Песочная терапия» Песочная терапия В условиях детского сада и школы используют песочницу, в которых проводится развивающие игры на песке. Развивающие занятия.

Песочная терапия с детьми. Знакомство с пескомПесочная терапия с детьми. Знакомство с песком - А теперь давайте поздороваемся с песочком. - Здравствуй песочек! - Положим ладони на песочек, погладим его. Какой он? (сухой или мокрый,.

Проект «Песочная терапия для детей с ОВЗ в ДОУ» ПРОЕКТ «ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ДОУ» Подготовила: педагог-психолог Картамышева Елена Витальевна г. Чехов 2019.

Консультация «Реабилитационные задачи. Песочная терапия» Реабилитационные задачи: • стабилизация эмоционального фона воспитанников с помощью песочной техники. • развитие ментальных нарушений у.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Песочная терапия — как способ социально психологической адаптации слепого и слабовидящего ребенка
Опубликовано: 9 декабря 2019 в 07:46
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД