Наталья Морозова
Песочная терапия — эффективный результат в работе с детьми.
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый из нас в детстве знаком с игрой в песке. Ведерко, формочки, совок — первое, что мы приобретаем своему ребенку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Это традиционные игры с песком. Но я хочу поделиться своим опытом использования песка естественным способом самотерапии.
Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом и одним из основателей психоанализа. Многолетние наблюдения и опыт показали, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых и является прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.
Публикация «Песочная терапия — эффективный результат в работе с детьми,» размещена в разделах
Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому я решила внедрить в практику для воспитателей и их воспитанников Песочную терапию на развивающих и обучающих занятиях. Песочная терапия ориентирована на то, чтобы помочь маленькому ребенку: развить более позитивную Я-концепцию; стать более ответственным в своих действиях и поступках; выработать большую способность к самопринятию; в большей степени полагаться на самого себя; овладеть чувством контроля; развить самооценку и обрести веру в самого себя.
Помогла воспитателям приобрести и создать стимулирующую среду для использования основного принципа игр на песке. Факт очевиден - ребенок чувствует себя комфортно и защищено и может проявить творческую активность. Для занятий с детьми я подбираю задания и игры в сказочной форме. При этом я полностью исключаю негативную оценку действий и результатов ребенка и стараюсь максимально поощрять фантазию и творческий подход.
Так, например, в песочнице через игру с ребенком легко ненавязчиво сообщаю ему все нормы и правила поведения в группе, т. е. естественным путем осуществляю психолого-педагогическую коррекцию поведения ребенка и обучаю его социально- приемлимым способам нервной разрядки.
В свою очередь, для малыша, ещё слабо владеющего речью, песочница становится своеобразным «театром одного актера, сценой для его внутреннего – Я». Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности. Существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. В играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышлении, а также речь и моторика. совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
Положительным результатом стало открытое мероприятие в форме Психологической гостиной для родителей «Здравствуй, песок!» направленное на снижение психофизического напряжения, обучение родителей и воспитателей играм с песком в качестве писихопрофилактического средства в период адаптации детей к жизни в детском саду.
Рис. 1. Психологическая гостиная для родителей «Здравствуй, песок!»
В результате чего именно в песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем ребенком. Для ребенка роль воспитателя становится понятна, предсказуема и значима, что укрепляет его «базисное доверие к миру». Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации. Воспитатель становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.
Рис. 2. Освоение ребенком умений и навыков об окружающем мире и самом себе.
Идея Песочницы великолепна, поскольку песок является тем удивительным природным материалом, который способен передать одновременно многое. Сюжет детям придумываю поинтересней: «В песке любят прятаться так же сказки и сказочные герои. Давай сыграем с ними в песочные прятки. Закрывай глаза и скажи волшебные слова: «Раз, два, три, сказка приходи». Любые самостоятельные игры детей в песке обладают психопрофилактической ценностью, начиная от простых манипуляций с песком (пересыпание, закапывание, сжимание, когда ребенок дует на песок т. п.) до сложных сюжетно-ролевых игр.
Так, например, игра-упражнение «Песочный круг» Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами и т. д. После чего ребенок может дать название своему «песочному кругу».
Рис. 3. Упражнение «Песочный круг»
Те же манипуляции ребенок производит с отпечатками своих ладоней, при этом он может сочинить историю о каждом пальчике: «Кем он был раньше, кто он сейчас, кем он будет в будущем».
Рис. 4. Упражнение «Мои ладошки»
Упражнение «Победитель злости» может научить ребенка безболезненно для его самолюбия справляться с гневом, не испытывая страха перед наказанием за деструктивное поведение. Психотерапевтическая игра «Лабиринты для «непослушных страхов детей», в ходе игры ребёнок всевозможными способами пугает собственный страх. По желанию ребёнка, (в случае, если страх нарисован или вылеплен) по мере прохождения лабиринта страх можно понемногу уничтожать. В итоге, обычно остаётся маленький кусочек от рисунка или пластилиновой фигурки. Таким образом, большой страх становится маленьким и жалким.
Рис. 5. Упражнение «Победитель злости»
Дети, имеющие сложности в психическом развитии, конфликты во взаимоотношениях, страхи и др. особенно нуждаются в Песочнице. Во время занятий с такой группой детей, в индивидуальной работе, песочница обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребёнку избавиться от страхов, застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем. Таким образом, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию.
Недаром, у некоторых народов перед храмом стоят чаши с песком и водой, чтобы человек, перед тем, как общаться с высшими силами, очистился духовно и телесно.
Таким образом, любую психотравмирующую или конфликтную ситуацию можно проиграть в песочнице. Не сразу, но постепенно «песочный опыт» проживания разных событий станет жизненным опытом самого ребенка, который он начнет активно использовать в своей реальной жизни.
Педагоги нашего детского сада детского сада считают, что песок и вода нужны, чтобы дети чувствовали себя зимой как летом, а детки с удовольствием играют с песочком.
Уважаемые коллеги, удачи и терпения вам в вашей нелегкой и очень интересной работе!