Татьяна Петрова
План-конспект мастер-класса «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития»
▼ Скачать + Заказать документы
План конспект мастер - класса
Тема: «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»
Педагог-мастер: Петрова Татьяна Алексеевна
Продолжительность мастер-класса: 20 минут
Слайд №5
Публикация «План-конспект мастер-класса „Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития“» размещена в разделах
- Палочки Кюизенера
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Цель мастер - класса: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по использованию цветных палочек Кюизенера как полифункционального дидактического средства интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
Слайд №6
Задачи мастер – класса:
1. Сформировать у педагогов – участников мастер-класса представление об игровой технологии.
2. Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по применению развивающих игр с палочками Кюизенера.
3. Обучить участников мастер – класса навыкам, составляющим основу игровой технологии.
4. Активизировать познавательную деятельность педагогов, повысить уровень их профессиональной компетенции в вопросах интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
Оборудование: мультимедийный экран, ноутбук, экран, магнитная доска, столик.
Раздаточный материал: плоскостные палочки Кюизенера, цифры, объемные палочки Кюизенера.
Ход мастер – класса:
Вводная часть: (3 минуты) Презентация педагогического опыта мастера. Краткие сведения о себе. Краткое обоснование основных идей игровой технологии, применяемой педагогом. Доказательство результативности деятельности детей, определение проблем и перспектив в работе, определение основных приемов работы, которые мастер будет демонстрировать участникам.
Прежде чем начать мастер класс я вам предлагаю ответить на вопросы «Что я ожидаю от данного мастер-класса?».
Остановимся на теоретической основе игровой технологии.
Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологий обучения. Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной дошкольникам форме. Поэтому, целесообразно использовать в НОД в кружковой работе дидактические игры с использованием палочек Кюизенера.
Палочки Кюизенера - это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками. В наборе содержится палочки призмы 10 разных цветов и длинной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки. Тем больше значение числа она выражает
Цветные числа дают возможность понять и решить следующие задачи:
- познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по
цвету)
- познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины
- познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда
- осваивать прямой и обратный счет
- познакомить с составом числа
- помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания,
умножения, сложения
- научить делить целое на части и измерять объекты
- развивать пространственные представления (слева, справа, выше,
ниже)
- развивать логическое мышление, внимание, память.
Слайд №8
Актуальность мастер –класса.
- Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей
дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности.
- Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал,
более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой
обстановке, лучше подготовлены к школе.
- Интеллектуальное развитие дошкольника можно осуществить на
основе игровой деятельности, в процессе которой у ребенка
формируются психические процессы, математические представления,
приобретается опыт общения со сверстниками.
Слайд №9
Основные идеи технологии
- Становление интеллектуально – творческой личности дошкольника.
- Благодаря использованию игровой технологии процесс обучения
дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме.
- Легко вписывается в систему пред математической подготовки к
школе.
Слайд №10
Основные особенности игровой технологии
- Абстрактность, универсальность
- Высокая эффективность
- Вызывают живой интерес детей
- Развивают активность и самостоятельность в поиске способов
действия с материалом, путей решительных задач
- Знакомят со своеобразной цветной алгеброй
Слайд №11
Математические представления:
- Свойства (форма, цвет, величина, свойства геометрических фигур,
осевая симметрия)
- Отношения (сравнение, сериация, пространственное отношение на
плане, схеме)
- Числа и цифры
- Алгоритмы (определение последовательности действий, чтение схем, способа и пути выполнения действий)
Слайд №12
Упражнения с палочками Кюизенера целесообразно разделить на два этапа:
1 этап: Палочки используют как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками. Конструктором и по ходу знакомятся с цветами. Размерами и фор-мой.
2 этап: Палочки выступают как пособие для юных математиков. Дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
Слайд №13
Создание предметно- развивающей среды.
На первоначальном этапе была создана предметно-развивающая среда, изготовлены плоскостные полоски, приобретены цветные палочки, демонстрационный материал, методическая литература.
Слайд №14.
Мною была определена система занятий методы и приемы:
- Занимательные встречи
- Комбинированные занятия
- Интегрированные занятия
С применением различных методов:
- Словесный
- Наглядный
- Практический
- Игровой
Слайд №15
Результативность работы свидетельствуют об эффективности использования технологии, результаты освоения основной общеобразовательной программы по математическому развитию за 2012-2014 год представлены на слайде.
Слайд №16
Проблемы. Возникшие в процессе применения технологии с детьми группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.
Слайд № 17
В перспективе мы планируем организовать родительский клуб в детском саду «Играем вместе» для ознакомления участников клуба с развивающими играми «Палочки Кюизенера»
Основная часть (14 минут) А сейчас, я предлагаю отправиться в мир занимательной алгебры, а помощниками нам будут палочки/
Слайд №18, 19
Задание 1. Четные и нечетные числа. (работа в парах)
Предлагается построить две лесенки с пятью ступеньками, разница между ступеньками должна быть равна двум. Или соответствовать розовой палочке. А теперь посчитайте ступеньки (1, 3, 5, 7, 9); (2, 4, 6, 8, 10). «Прыгая» по ступенькам дети называют четный и не-четный ряд.
Слайд №20, 21
Задание 2. Состав числа.
При помощи палочек Кюизенера разложить число 7 по составу (в работе использовать и плоскостной материал)
Слайд №22
Задание 3. Палочки можно делить.
Вариант 1. (работа в парах)
Бордовая полоска – это число 8. Как можно разделить число 8 так, чтоб у каждого получилось по четыре? Приходим к выводу. Что полоска четыре умещается в полоске восемь 2 раза. Значит цифрами мы можем записать так 8:4=2
Вариант 2. (работают по три человека)
Как можно разделить число 9 так, чтобы у каждого получилось по три. Приходим к выводу, что голубая палочка «три» умещается в полоске девять три раза, значит цифрами мы можем записать так 9:3=3
Слайд № 23
Задание 4.
А теперь, я предлагаю поработать самостоятельно (в тройках)
Сконструируйте модель применения цветных палочек в различных видах детской деятельности. Виды деятельности в которых можно использовать палочки представлены на слайдах.
Заключительная часть: (2 минуты): Таким образом, использование данной игровой технологии по палочкам Кюизенера в педагогическом процессе, когда вся образовательная работа строится на основе игровой деятельности дошкольника, создает условия для проявления творческого отношения педагогов к своей работе. Снимает психологические стереотипы. Так неинтересные, скучные занятия математикой можно превратить в увлекательные занимательные встречи в игровой форме и сформировать у детей математические представления.
Проверка реализации поставленных задач и достижений цели осуществляется с по-мощью рефлексии: Я думаю, что теперь вы можете ответить на вопросы, поставленные в начале мастер- класса: «Что я ожидаю от данного мастер-класса?
Я предлагаю оценить работу данного мастер-класса по следующим критериям:
Оранжевая палочка - мастер заинтересовал данной игровой технологией.
Синяя палочка – Данная технология интересна. Но мастер не смогла убедить в необходимости применения.
Черная палочка – Мастер класс не интересен.