Виктория Кожевникова
План-конспект непосредственно образовательной деятельности детей старшей группы общеразвивающей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект
непосредственно образовательной деятельности
детей старшей группы общеразвивающей направленности
Тема недели: «Фрукты»
Темы дня: понедельник - «Фрукты- полезные продукты»;
вторник - «Профессия- садовод»;
среда - «Блюда из фруктов»;
четверг - «Что купили в магазине?»;
пятница - «Яблочная история».
Подготовила воспитатель: Кожевникова Виктория Владимировна
Публикация «План-конспект непосредственно образовательной деятельности детей старшей группы общеразвивающей направленности» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2012
Примерный план-конспект непосредственно образовательной деятельности
Тема: «Фрукты»
Возраст: старшая группа (5-6 лет)
Дата: с 24.09.12г. по 28.09.12г.
Оборудование: сюжетные и предметные картинки; слайдовая презентация «Натюрморт», трафареты фруктов, раскраски, разрезные картинки, натуральные фрукты или макеты фруктов, видеоматериалы- мульт. Мешок яблок», «Молодильные яблоки», «Яблоко»
Интеграция образовательных областей : «Познание», «Социализация», «Безопасность», «Коммуникация», «Труд», «Здоровье», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
Задачи:
- расширять и уточнять представления детей о фруктах, их внешнем виде, вкусовых качествах («Познание»);
- совершенствовать умение составлять квадрат из счетных палочек, считать в пределах 5(«Познание»);
- совершенствовать опыт конструирования поделок из бумаги («Познание»);
- расширять и уточнять представления детей о свойствах фруктов (яблоке,систематизировать о процессе преобразования, видоизменения от семечка до продукта питания посредством проведения ряда опытов («Познание»);
- развивать мышление, воображение, слуховое и зрительное восприятие, внимание, конструктивные способности в ходе познавательно- исследовательской и конструктивной деятельности («Познание»);
- совершенствовать опыт составления рассказа-описания фруктов по схеме («Коммуникация»);
- развивать свободное общение со взрослыми и детьми («Коммуникация»);
-совершенствовать грамматический строй речи («Коммуникация»);
-активизировать словарь детей («Коммуникация»);
- приобщать детей к чтению художественных произведений, развивать художественное восприятие («Чтение художественной литературы»);
- расширять и уточнять представления детей о жанре живописи – натюрморте, о том, какие предметы изображаются на натюрмортах («Художественное творчество»);
- совершенствовать опыт рисования натюрморта, передавая форму, размер, расположение предметов («Художественное творчество»);
- совершенствовать приемы лепки посредством изготовления фруктов, передавая размер, форму, цвет («Художественное творчество»);
- совершенствовать навык прыжков в высоту с места, подбрасывания мяча вверх и ловли его двумя руками («Физическая культура»);
- развивать двигательную активность, координацию движения, глазомер, ловкость, ориентировку в пространстве («Физическая культура»);
- расширять и уточнять представление детей о пользе фруктов для здоровья человека («Здоровье»)
- совершенствовать опыт распределения ролей и действия в соответствии с ними в разыгрывании сюжета «В фруктовом магазине» («Социализация»);
- расширять представления детей о профессии продавца посредством разыгрывания ситуации и ситуативных разговоров («Труд»);
- расширять представления детей о профессии садовода посредством ситуативного разговора («Труд»);
- расширять и уточнять представление детей о необходимости мыть фрукты перед едой, приобщать к правилам безопасного поведения при пользовании бытовыми приборами и электроприборами («Безопасность»);
- расширять и уточнять представление детей о ПДД, воспитывать осторожность, внимательность на дороге («Безопасность»);
Методы и приемы:
Практические: игра, экспериментирование.
Словесные: ситуативный разговор, рассказывание.
Наглядные: наблюдение
Логика образовательной деятельности.
Настольно – печатные игры:
«Ассоциации»
Цель: развивать мышление, зрительное восприятие, внимание; совершенствовать грамматический строй речи, активизировать словарный запас.
Ход игры: дети подбирают фрукты по цвету, форме, размеру.
Лото «Фрукты»
Цель: развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление; совершенствовать грамматический строй речи, активизировать словарный запас; воспитывать дружеские, доброжелательные взаимоотношения между детьми.
Ход игры: дети выбирают ведущего, который раздает карточки, а затем достает из коробки картинку, говорит, что на ней нарисовано. Ребенок, у которого на карточке названный фрукт, берет картинку.
«Во саду ли, в огороде»
Цель: развивать зрительное восприятие, внимание, мышление; активизировать словарный запас.
Ход игры: ребенок раскладывает картинки с изображением овощей и фруктов на соответствующее панно (огород или сад).
Дидактические игры
1. «Разрезные картинки»
Цель: развивать целостное восприятие, мышление, мелкую моторику и координацию движений рук: совершенствовать грамматический строй речи, активизировать словарный запас; воспитывать дружеские, доброжелательные взаимоотношения между детьми в работе парами.
Ход игры: разрезные картинки разложены в 3 коробки (в красной-из 8 частей, в желтой-из 6 частей, в зеленой-из 5 частей, дети, зная сложность заданий в каждой коробке, выбирают и собирают разрезные картинки, затем говорят, что у них получилось.
2. «Один-три-пять»
Цель: совершенствовать грамматический строй речи (умение согласовывать числительные с существительными).
Ход игры: воспитатель или ребенок называет фрукт, дети согласуют существительное с числительными один, три, пять. Например : один апельсин, три апельсина, пять апельсинов.
3. «Угадай по описанию»
Цель: развивать слуховое внимание, образное восприятие, мышление, память; активизировать словарный запас прилагательными.
Ход игры: ребенок описывает фрукт, не называя его, остальные отгадывают, о каком фрукте идет речь. Например :
-желтый, овальный, кислый (лимон);
-оранжевый, большой или маленький, сочный, вкусный, сладкий (апельсин).
4. «Что изменилось?
Цель: развивать зрительное внимание, мышление, память; активизировать словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи.
Ход игры: дети в течение нескольких секунд смотрят на ряд картинок с изображением фруктов, затем закрывают глаза. В это время воспитатель переставляет картинки (или может добавить картинки с изображением овощей). Дети открывают глаза и говорят, что изменилось.
5. «Назови сок»
Цель: совершенствовать грамматический строй речи (умение образовывать прилагательные); активизировать словарный запас.
Ход игры: воспитатель говорит, из чего приготовлен сок, а дети отвечают, какой сок получился. Например : сок из банана – банановый сок; сок из граната– гранатовый сок и т. д.
6. «С какой ветки детки?»
Цель: развивать внимание, целостное восприятие, мышление, зрительную память.
Ход игры: дети делятся на две группы, им предлагаются картинки, 1 группа выбирает (по заданному образцу, н-р, круглые, сладкие, 2 группа – овальные, сладкие. Вариативность может меняться Оценивается скорость и правильность выполнения задания.
Дидактическая игра «Кто скорее соберет» (Модели – грядка, сад)
Цель. Совершенствовать навык детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.
Игровое правило. Собирать овощи и фрукты только в соответствии с пометкой – значком на корзине (на одной приклеена картинка «яблоко», на другой – «огурец»). Выигрывает та команда, которая быстрее соберет все предметы в корзину и при этом не ошибется.
Игровые действия. Поиск предметов, соревнование команд.
ОПИСАНИЕ. Обращаясь к детям, воспитатель напоминает о том, что они уже знают многие овощи и фрукты.
«А сейчас будем соревноваться – чья команда скорее соберет урожай. Вот в эту корзинку (указывает на картинку «яблоко» или модель «Сад») надо собрать фрукты, а в эту (где нарисован «огурец» - модель «Огород») овощи. Кто считает, что они собрали всё, поднимает вот так корзинку. Все мы потом проверим, не забыли ли они что-нибудь в саду или на огороде».
Выбираются две команды: овощеводов и садоводов (по два-три человека). По сигналу воспитателя (хлопок) дети собирают овощи и фрукты в соответствующие корзинки. Та команда, которая первой поднимет корзинку, выигрывает (надо проверить, не ошиблись ли играющие, не попал ли в корзинку не тот овощ или фрукт).
После этого объявляется команда-победитель. Игра продолжается с другими командами.
Подвижные игры
Музыкальная игра «Апельсин»
Для этой игры понадобится апельсин. Участники игры танцуют под музыку и одновременно передают друг другу апельсин. Ведущий время от времени выключает музыку. Тот, у кого в этот момент оказался в руках апельсин, выбывает. Выигрывает последний танцующий игрок, в награду он получает апельсин.
Подвижная игра «Апельсин»
Цель: развивать координацию слов с движениями, внимание, ориентировку в пространстве, двигательную активность.
Ход игры: дети произносят слова и выполняют соответствующие движения
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька - для ежа,
Эта долька - для стрижа,
Эта долька - для утят,
Эта долька - для котят,
Эта долька - для бобра,
А для волка - кожура.
Он сердит на нас - беда!
Разбегайтесь кто -куда!
Водящий ловит убегающих детей.
«Корзина с фруктами»
Цель: развивать двигательную активность, ловкость, быстроту.
Ход игры: Дети садятся в круг на расстоянии метра друг от друга на корточки. Каждый называет себя каким - нибудь фруктом: грушей, ананасом, апельсином - кому что по вкусу. Водящий - покупатель стоит в кругу. Ребята спрашивают: "Что ты купил?" Покупатель отвечает, к примеру, так: "Я пришел с рынка, принес яблоко и грушу". Тогда "яблоко" и "груша" быстро меняются местами, а покупатель старается занять место кого - нибудь из них. Тот, кто остается без места, отправляется на базар - становится водящим.
«Сортируем фрукты»
Цель: развивать двигательную активность, ловкость, быстроту.
Ход игры: играют два ребенка. В корзине перемешаны яблоки и груши. Один ребенок в свою корзину собирает яблоки, другой - груши. Кто быстрее выполнит задание, тот и победил.
Пальчиковая гимнастика
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию слов с движениями, речь, память.
"Компот"
Будем мы варить компот, (Левую ладошку держать “ковшиком” указательным пальцем правой руки “мешают”)
Фруктов нужно много. (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)
Вот:
Будем яблоки крошить, (имитируют движения, крошат)
Грушу будем мы рубить. (имитируют движения, рубят)
Отожмем лимонный сок (имитируют движения отжимают)
Слив положим и песок. (имитируют движения)
Варим, варим мы компот. (“варят” и мешают”.)
Угостим честной народ. (угощают)
Игра малой подвижности " Садовник"
Цель: Развитие общих речевых навыков, координация речи и движения, развитие мелкой моторики, развитие грамматического строя речи.
Мы вчера в саду гуляли, (Дети идут по кругу, взявшись за руки.)
Мы смородину сажали. (Изображают, как выкапывают яму и сажают в нее куст.)
Яблони белили мы Известью, белилами. (Движение правой рукой вверх-вниз.)
Починили мы забор, (Имитируют удары молотком.)
Завели мы разговор: —
Ты скажи,
Садовник наш,
Что ты нам
В награду дашь? (Стоят лицом в круг, в центр выходит один ребенок.)
- Дам в награду
Слив лиловых,
Груш медовых,
Самых крупных,
Спелых яблок,
Вишен целый килограмм.
Вот что вам
В награду дам!
(На каждое название фруктов загибают по одному пальцу на правой руке.)
Скороговорка
Груша, девочка мала,
Грушу-дерево трясла.
С груши груши градом,
Груша грушам рада.
(С. Погореловский)
Игровая ситуация
Разыгрывание сюжета «В фруктовом магазине»
Цель: развивать игровую деятельность; совершенствовать умение распределять роли и действовать в соответствии с ними; развивать диалогическую речь, свободное общение со взрослыми и сверстниками.
Ход игры: дети распределяют роли между собой и разыгрывают сюжет.
Продуктивная деятельность
Рисование «Натюрморт с фруктами»
Цель: совершенствовать опыт рисования натюрморта, передавая форму, размер, расположение предметов
Лепка «Фрукты на тарелке»
Цель: совершенствовать приемы лепки посредством изготовления фруктов, передавая размер, форму, цвет
Конструктивная деятельность
Конструирование из бумаги «Коробочка для фруктов»
Цель: совершенствовать опыт конструирования коробочки из бумаги.
Ситуативный разговор
«Нужно ли мыть фрукты?»
Цель: расширять и уточнять представление детей о необходимости мыть фрукты перед едой.
Примерные вопросы:
- Что мы делаем с фруктами перед едой?
- Нужно ли мыть фрукты?
- Что будет, если мы не помоем фрукты?
«Фрукты - витаминные продукты»
Цель: расширять и уточнять представление детей о пользе фруктов для здоровья человека
Примерные вопросы:
- Почему нам надо кушать фрукты?
«Кто такой садовод?»
Цель: расширять представления детей о профессии садовода, ее значимости.
Примерные вопросы:
- Как называется профессия человека, который выращивает фрукты?
- Чем занимается садовод?
- Нужна ли профессия садовода?
Познавательно – исследовательская деятельность
Детское экспериментирование «Яблочная история»
Цель: расширять и уточнять представления детей о свойствах яблока, систематизировать представления о процессе преобразования, видоизменения от семечка до продукта питания.
Экспериментальная деятельность оценивается шкалой успеха: звезда – сегодня я работал в полную силу; круг – я старался, но у меня не все получилось; стрелка – я сегодня плохо работал.
Проектная деятельность
Цели:
• самостоятельно и охотно приобретать недостающие представления из разных источников;
• совершенствовать навык пользоваться приобретенными представлениями для решения познавательных и практических задач;
• развивать коммуникативные способности, работая в различных группах;
• развивать исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
• развивать системное мышление.
Виды деятельности :
-Познавательно- игровой досуг на тему «Яблочная история»;
-Презентация блюд из яблок;
-Создание фотоальбома «Мамин помощник»» (поэтапное приготовление блюда в домашних условиях совместно с родителями)
Создание условий для самостоятельной деятельности детей
Книжный уголок :
Предметные картинки по теме «Фрукты», книжки-малышки с загадками и стихами о фруктах
Восприятие художественной литературы
Стихотворения:
• Аким Я. Яблонька.
• Квитко Л. Новая яблоня. Жалоба деревьев. Сливы. Вишенка.
• Коринец Ю. Последнее яблоко.
• Кутанин С. Сад.
• Рашид У. Наш сад.
• Токмакова И. Яблонька.
Рассказы и сказки:
• Русская народная сказка. Гуси –лебеди.
• СвинцовВ. Сказка про яблоньку.
• В. М. Каратай «Уборка урожая»
• М. Сарьян «Натюрморт. Виноград», М. Сарьян «Натюрморт»
• В. Ван Альст «Натюрморт с фруктами».
• В. Сутеев «Мешок яблок».
• К. Ушинский «История одной яблоньки».
• Л. Толстой «Старик сажал яблони.»
• Сухомлинский В. Внучка старой вишни.
• Толстой Л. Косточка.
Загадки о фруктах и ягодах
Цитрус он, растет на юге,
В теплой роще, не на грядке
Но любим у нас в округе
Фрукт оранжевый и сладкий.
Мы приходим в магазин,
Покупаем.
(Апельсин)
Долгоножка
Хвалится:
- Я ли не красавица?
А всего-то – косточка
Да красненькая кофточка!
(Вишня)
Маленькая печка с красными угольками.
(Гранат)
Что за бусинка вот тут
На стебле повисла?
Глянешь – слюнки потекут,
А раскусишь – кисло!
(Клюква)
Он оранжевый и сочный,
Любит Новый год.
Посмотри под ёлку - точно,
Он в подарках ждет!
Этот рыжий господин -
Вкусный сладкий.
(Мандарин)
Синий мундир,
Желтая подкладка,
А в середине сладко.
(Слива)
На сучках висят щары,
Посинели от жары.
(Сливы)
Сам с кулачок,
Красный бочок,
Потрогаешь - гладко,
А откусишь - сладко.
(Яблоко)
Я румяную Матрешку
От подруг не оторву,
Подожду, когда Матрешка
Упадет сама в траву.
(Яблоко)
Круглое, румяное
С дерева достану я,
На тарелку положу:
"Кушай, мамочка", -скажу.
(Яблоко)
Круглое, румяное, я расту на ветке;
Любят меня взрослые и маленькие детки.
(Яблоко)
Взаимодействие с семьёй
• Проект: презентация блюд из яблок
• Конкурс совместных работ детей и родителей «Дары осени» - поделки с детьми из овощей фруктов и природного материала.
Примечание. Текст, выделенный желтым цветом, означает использование педагогом «Ситуации успеха» в НОД в рамках экспериментальной работы в ДОУ