Ольга Новикова
План–конспект НОД с одаренными детьми 5–6 лет «Мы живем на планете Земля»
▼ Скачать + Заказать документы
План – конспект
непосредственной образовательной деятельности с одаренными детьми 5-6 лет по знакомству с элементарными физическими явлениями.
Тема: «Мы живем на планете ЗЕМЛЯ».
Подготовила педагог Новикова О. И.
2012-2013учебный год.
Интеграция образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Социализация», «Музыка», «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы»
Публикация «План–конспект НОД с одаренными детьми 5–6 лет „Мы живем на планете Земля“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2014
Задачи.
«Здоровье». Сохранять правильную осанку в положении сидя, стоя. Совершенствовать основные движения в соответствии с музыкальным ритмом. Продолжать развитие мелкой моторики кистей рук. Способствовать снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности. Сохранить и укрепить физическое здоровье детей с помощью разминки и общеразвивающих упражнений.
«Физическая культура». Развивать координацию движения детей, совершенствовать двигательные умения и навыки в сочетании с музыкальным ритмом.
«Социализация». Воспитание положительных моральных качеств. Побуждать к скромности, учить проявлять заботу об окружающих, доброту, с благодарностью принимать помощь. Побуждать детей на добрые дела.
«Музыка». Развитие музыкального слуха, чувство ритма, способность эмоционально воспринимать музыку разного характера.
«Чтение художественной литературы». Приобщать детей к словесному искусству.
«Коммуникация». Развивать умение общаться со сверстниками и взрослым, грамотно отвечать на вопросы. Расширять и активизировать словарный запас. Словарная работа: прибор, динамометр, физическая сила, равенство, тело, опыт, лаборатория.
«Познание». *Продолжать знакомить детей с результатом действия на тело одной, двух и более сил. Учить изображать опыт с помощью предметной модели, результат взаимного действия сил. *Развивать умение оценивать результат действия нескольких сил в зависимости от их направления и величины. *Развивать у детей умение анализировать, делать выводы, решать проблемные ситуации. *Воспитывать доброжелательность во взаимоотношениях, гуманные чувства к природе, её явлениям и представителям. Воспитывать интерес к физическим явлениям природы путем привлечения детей к экспериментальной деятельности
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций космоса, планеты Земля, звездного неба. Игра «Живая и неживая природа». Разучивание комплекса ритмической гимнастики.
Оборудование. Демонстрационный материал. 2 динамометра, 5 железных колец, счетные палочки. Иллюстрации действия силы, к сказке «Репка», басне Крылова «Лебедь, щука и рак». Раздаточный материал. Модель в виде колечек и счетных палочек, модели в виде стрелочек (больших и маленьких по длине).
Ход.
Дети входят в комнату и удобно стоят на коврике около компьютера.
Воспитатель. Нам пришло послание из космоса (включить звучание космической музыки, на экране идет изображение хаотичного рисунка).
Его нам прислал инопланетянин. Сигналы доносятся с самого края Вселенной, с далекой галактики. Я хочу расшифровать послание из космоса.
Там, на далекой планета, живут существа, как мы, но они немного чародеи. Они умеют творить всякие чудеса, оставаясь невидимыми: захотят – гору с места сдвинут, захотят – слона превратят в муху, захотят – лягушку превратят в царевну. И задумал инопланетянин – чародей путешествие в космосе исследовать другие планеты. Увидел он нашу планету. А как называется наша планета? (Земля).
Он прилетел к нам и решил так же делать чудеса: попил чай и бросил чашку, думал она повиснет в воздухе, а она упала и разбилась. Удивился инопланетянин, как это так? Чудеса на нашей планете у него не получаются. И некому ему подсказать, что у нас на Земле не может чашка повиснуть в воздухе, она обязательно упадет. Это против закона. Какого закона? Одного из самых главных законов природы: все и всегда падает вниз. Потому что Земля все к себе притягивает.
Удивился инопланетянин – чародей. Не понравилось ему, что творить чудеса на нашей планете у него не получается. Хотел он спросить у людей. Но только они все заняты работой, делами. Обиделся инопланетянин и улетел. Вот он послал свое видео – письмо через космос, может хоть кто-то откликнется.
А в своем послании он спрашивает, как же мы тут живем без чародейства? Можно ли ему узнать законы ЗЕМЛИ?
Ребята, я вам скажу, что его сигнал попал вовремя к нам. Мы будем не один раз разговаривать о физических явлениях на нашей планете. И с удовольствием поможем инопланетянину-чародею узнать законы Земли. А свои выводы будем отсылать в космос
Если ты идешь своей дорогой
Вот тогда тебе наша рука!
И пускай нелегок путь,
Все равно когда-нибудь
Друга ты найдешь наверняка!
Ребята, подружимся с инопланетянином и научим его дружить с нами. У нас в детском саду друзей не бросают и обязательно им помогают.
1 ребенок. Дружат Солнце и Земля
Дружат звезды и луна,
Дружат в море корабли,
Дружат дети всей Земли.
И мы ребята в группе дружные. Давайте покажем пальчиковую гимнастику «Дружба». Дети поворачиваются к воспитателю и вместе делают упражнение по логоритмике.
Дружа в нашей группе
Девочки и мальчики.
Соединять пальцы в "замок".
С вами мы подружим
Маленькие пальчики.
Касание кончиков пальцев обеих рук.
Раз, два, три, четыре, пять -
Начинай считать опять.
Парное касание пальцев от мизинцев.
Раз, два, три, четыре, пять -
Мы закончили считать.
Руки вниз, встряхнуть кистями.
Будем рассказывать о невероятных превращениях у нас на Земле. Нужно одеть халаты, окажемся в маленькой лаборатории. Будем вместе заниматься исследованиями физических явлений, и вы будете мне помогать.
Воспитатель. А сейчас фокусы.
Дети подходят к другому столу, где приборы накрыты платком, окружают стол и наблюдают за фокусами:
1. «Научи яйцо плавать»
2. «Лимон надувает воздушный шар»
3. «Шарик залезает в банку»
4. «Взрыв цвета в молоке»
5. «Шарик как ракета»
1. «Научи яйцо плавать»
Материал: сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли.
Положить сырое яйцо в стакан с водой – яйцо опуститься на дно стакана.
Вынем ложечкой яйцо. Растворим несколько ложек соли в воде.
Опустим яйцо в стакан с соленой водой – яйцо останется плавать на поверхности.
Вывод: соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. На море вода соленая, там легче всего научиться плавать, она сама держит тело на поверхности.
2. «Лимон надувает воздушный шар».
Материал: 1 ч. л. соды, половинка лимона, 3 ст. л. столового уксуса, воздушный шар, изолента, стакан и бутылка, воронка.
Наливаем воду в бутылку и растворяем в ней соду (чайную ложку).
В отдельной посуде (стакане) сливаем сок лимона и 3 столовые ложки уксуса и выливаем в бутылку через воронку.
Быстро надеваем шарик на горлышко бутылки и плотно закрепляем его изолентой. Шарик надувается.
Вывод: пищевая сода и сок лимона с уксусом вступают в реакцию, выделяют газ и создают давление, которое надувает шарик.
3. «Шарик залезает в банку»
Материал: трехлитровая банка, кипяток в электрическом чайнике, шарик надутый наполовину и завязан.
Залить в трехлитровую банку кипяток, осторожно. Подождать, когда банка согреется и слить его в другую емкость.
Положить шарик на горло банки – шарик будет залезать в нее.
Вывод: воздух в банке нагревается ее плотность увеличивается и воздух засасывает шарик в банку.
4.«Взрыв цвета в молоке». (Дети делают вместе с воспитателем)
Чтобы провести этот зрелищный эксперимент, вам понадобятся:
- цельное молоко
- пищевые красители разных цветов
- любое жидкое моющее средство
- ватные палочки
- тарелка
Обращаем ваше внимание на то, что молоко должно быть обязательно цельным, а не обезжиренным. Почему? Все объяснения после опыта.
План работы:
1. Налейте молоко в тарелку.
2. Добавьте в него по несколько капель каждого красителя. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку.
3. А теперь, хотите верьте, хотите нет, мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства! Возьмите ватную палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдет! Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в таелке.
Вывод.
Молоко состоит из молекул разного типа: жиры, белки, углеводы, витамины и минералы. При добавлении в молоко моющего средства происходит одновременно несколько процессов. Во-первых, моющее средство снижает поверхностное натяжение, и за счет этого пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока. Но самое главное, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение.
5. «Шарик двигается как ракета»
Материал: шарик, трубочка коктельная, изолента, нить.
Привязать веревочку заранее к трубе отопительной, а веревочку спрятать. Надуть шар и не завязывать. Продеть в веревочку коктельную трубочку, а трубочку прикрепить изолентой к шарику. Когда шарик отпустить он полетит не хаотично, а по направлению к началу веревочки.
Ритмическая гимнастика под музыкальное сопровождение (аудиозапись).
Воспитатель. Мы на нашей планете стареемся расти сильными и ловкими. Для этого нужно заниматься физкультурой. И мы сейчас покажем, как мы это делаем.
Дети подходят к столам, на которых разложены приборы и стоя выполняют опыты.
1. Показ опыта с динамометром. Предложить детям удержать кольцо на месте, на весу. Идет действие силы Остапа и Маши. Чтобы удержать колечко на месте, нужно… (применить одинаковую силу с обоих сторон).
Отсюда следует: кольцо будет в покое, если сила Остапа и Маши будут равными.
2. Дети строят модель действия силы на кольцо с обеих сторон. Модель строиться из кольца и счетных палочек. Вывод. Должно быть равенство сил, равновесие.
3. Показ иллюстрации к сказке «Репка». Нужно смоделировать действие сил на репку с одной стороны. Устно спросить: «Что же держит репку крепко в земле?» (Корни).
4. Показ детям рисунков, где изображено силовое воздействие на предмет с разных сторон. Дети показывают стрелочками направление силы (большой или маленькой).
Куда направлена сила осликов?
Как вы думаете, поедет тележка?
Что нужно чтобы она поехала?
Воспитатель. Мы говорили про физическое явление - силу. Сейчас я каждому раздам картинки (показ картинок-парадоксов).
Мальчик с шаром; парашютист в небе; иллюстрация к басне Крылова «Лебедь, щука и рак». Картинки разложить на ковре, дети садятся около них.
А вы мне скажете: может такое быть?
Что здесь неправильно?
Поставьте стрелочки так, как должно происходить движение.
Дети по очереди отвечают, что не так и как должно быть.
Воспитатель. Закончились наши лабораторные исследования. Наш инопланетянин останется доволен нашими земными «чудесами». Ему понравиться. А теперь пора ему отослать наше послание, я его попробую перевести в звуковолны и отослать. Космический путь долгий по темному звездному бескрайнему небу.
Давайте приляжем на коврик, закроем глазки, и представим, как далеко находиться та планета и, как долог путь нашего гостя. Послушайте.
РЕЛАКСАЦИЯ «КОСМИЧЕСКАЯ ДОРОГА».