Елена Лосева
План-конспект НОД с воспитанниками старшей группы по ознакомлению с книжной культурой «Любую ошибку можно исправить»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности
с воспитанниками старшей группы
по ознакомлению с книжной культурой.
Тема: «Любую ошибку можно исправить»
по рассказу Н. Н. Носова «Огурцы».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие».
Публикация «План-конспект НОД с воспитанниками старшей группы по ознакомлению с книжной культурой „Любую ошибку можно исправить“» размещена в разделах
Углублять и расширять знания детей о творчестве детского писателя Н. Н. Носова.
Познакомить с новым рассказом «Огурцы».
Образовательная область: «Речевое развитие».
Совершенствовать умение давать краткие и развёрнутые ответы на вопросы по содержанию текста.
Развивать у детей умения понимать смысл образных выражений.
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».
Акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков.
Стимулировать желание сопереживать персонажам художественного произведения.
Воспитывать нравственные качества у детей: честность, справедливость, порядочность.
Развивать умение принимать игровую задачу, выполнять игровые действия вместе с товарищами.
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».
Закрепить умение определять характер музыки и соотносить его с эмоциональным состоянием героев.
Создавать радостное настроение от восприятия стихотворения.
Повышать интерес к художественной литературе.
Образовательная область: «Физическое развитие».
Активизировать потребность детей в двигательной активности.
Развивать умения выполнять движения в соответствии с текстом.
Материал и оборудование:
1. Презентация по произведениям Н. Н. Носова «Живая шляпа», «На горке», «Мишкина каша», «Фантазеры», «Огурцы».
2. Интерактивная доска.
3. Оформление писем с отрывками из произведений Н. Н. Носова.
4. Аудиозапись 2 музыкальных отрывков.
5. Игрушка Незнайка.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Познавательно-исследовательская Игровое упражнение «От кого письмо».
Задача. Углублять и расширять знания детей о творчестве детского писателя Н. Н. Носова.
Коммуникативная Беседа по содержанию рассказа «Огурцы».
Задача. Совершенствовать умение давать краткие и развёрнутые ответы на вопросы по содержанию текста.
Игровая Игровое упражнение «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Задача. Акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков.
Игровое упражнение «Пирамида добра».
Задача. Развивать умение выполнять игровые действия вместе с товарищами.
Двигательная Физкультминутка «Сказочная».
Задача. Активизировать потребность детей в двигательной активности. Развивать умения выполнять движения в соответствии с текстом.
Восприятие художественной литературы Чтение рассказа Н. Носова «Огурцы».
Задача. Познакомить с новым рассказом «Огурцы».
Стимулировать желание сопереживать персонажам художественного произведения.
Отгадывание загадок.
Музыкальная Музыкально-дидактическая игра «Выбери настроение».
Задача. Закрепить умение определять характер музыки и соотносить его с эмоциональным состоянием героев.
Логика образовательной деятельности
1. Включение в игровую ситуацию.
Ребята, послушайте, кто-то стучится. К нам в гости пришёл сказочный герой, который очень любит фантазировать, придумывать, сочинять. А кто он, я думаю, вы ответите хором, в рифму:
Озорной, смешной мальчишка,
Он художник и поэт.
Он весёлый коротышка,
От него вам всем привет!
Ты сейчас его узнай-ка!
К нам пришёл герой… (Незнайка)
- Кто придумал Незнайку и всех его друзей? (Н. Н. Носов) Дети отгадывают загадку. Называют автора. Развито умение принимать игровую задачу.
2. Игровое упражнение «От кого письмо?»
Незнайка знает много рассказов Н. Носова и очень любит их. Он получил письма, а вот кто их отправил, не знает. Дело в том, что в письме написан только текст, а вот кто его написал неизвестно. Давайте поможем Незнайке разобраться.
Читаю текст письма, задаю вопросы детям.
Правильность ответов проверяем с помощью слайдов на интерактивной доске. Отгадывают, из какого произведения отрывки и называют героев рассказа. Закреплены знания детей о творчестве детского писателя Н. Н. Носова.
3. Загадка.
Летом в огороде – свежие зелёные,
А зимою в бочке – жёлтые солёные.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас?
Читаю рассказ Н. Носова «Огурцы» с показом слайдов на интерактивной доске. Отгадывают загадку. Слушают рассказ.
Знакомство с новым рассказом.
Закреплено умение внимательно слушать.
4. Беседа по содержанию:
- Какой поступок совершили мальчики?
- Кто первым предложил набрать огурцы?
- Почему Котьке одному пришлось отвечать за проступок?
- Как отнеслась мама к тому, что Котька пришёл домой с огурцами?
- О чём думал Котька, когда нёс огурцы обратно?
- Как встретил сторож Котьку, вернувшегося с огурцами?
- Что Котька сказал сторожу?
- В каком настроении Котька возвращался домой?
- Почему на душе у Котьки было радостно? Отвечают на вопросы. Закреплено умение
давать краткие и развёрнутые ответы на вопросы по содержанию текста.
Стимулировано желание сопереживать персонажам художественного произведения.
5. Физкультминутка «Сказочная».
Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем мы играть!
Все глаза свои закрыли (закрывают глаза руками)
И головки опустили, (приседают).
А когда откроем глазки (встают)
Попадём в рассказы, сказки, (поднимают вверх руки).
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем - и снова в путь!
(ходьба на месте)
Нам советует Мальвина:
Будет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево – вправо 10 раз, (наклоны влево – вправо)
Вот Дюймовочки слова:
- Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам. (Встают на носочки, руки поднимают вверх)
Раз, два, три, четыре, пять
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять, (повторяют)
Красной Шапочки совет:
Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять, (повторяют)
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули? Снова в путь!
Быстро глазки закрываем, (закрывают глаза руками, приседают)
Снова в садик попадаем! (Встают) Выполняют движения в соответствии с текстом. Активизирована потребность в двигательной активности.
6. Музыкально-дидактическая игра «Выбери настроение»
Предлагаю прослушать два музыкальных отрывка с тревожной и радостной музыкой. Описать эмоции Котьки по дороге к полю и обратно.
Под музыкальное сопровождение зачитываю соответствующие отрывки из рассказа ещё раз.
Обращаю внимание детей на выражение «не помнить себя от страха», «помчался во весь дух». Слушают, выбирают, объясняют свой выбор.
Удостоверяются в правильности выбора.
Закреплено умение определять характер
музыки и соотносить его с эмоциональным состоянием героя.
7. Игровое упражнение «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Называю поступки героев рассказа Н. Н. Носова «Огурцы»
- Павлик взял с собой Котьку ловить рыбу.
- Мальчики забрались в колхозный огород.
- Мальчики убежали от сторожа.
- Павлик подумал, что ему достанется от мамы, и отдал огурцы Котьке.
- Котька рассказал маме, где взял огурцы.
- Мама отправила Котьку к сторожу.
- Котька решил, что бросит огурцы в канаву, а скажет, что отнёс.
- Котька подумал: «Нет! Отнесу, а то дедушке из-за меня попадёт!»
- Дедушка, я принёс огурцы обратно, - произнёс Котька.
- Котька сказал: «Павлик брал и я взял».
- Котька вытащил огурцы и положил их на грядку. Оценивают поступки героев, поднимая и опуская большой палец в кулаке.
Акцентировано внима-ние детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков.
8. В народе говорят: «Не тобой положено, не тобой и возьмётся». Как вы понимаете эту пословицу?
Кому из героев рассказа нужно так сказать? Объясняют смысл пословицы. Развито умение понимать смысл образных выражений.
9. Игровое упражнение «Пирамида добра».
Предлагаю выложить пирамиду добра. Подумайте и скажите, что вы хотите пожелать Котьке, Павлику, и самим себе. По очереди говорят пожелания, кладут ладонь и выстраивают
пирамиду:
- Быть честным.
- Быть трудолюбивым.
- Быть смелым.
- Быть умным.
- Быть порядочным.
- Быть здоровым.
- Быть справедливым. Развито умение выполнять игровые действия вместе с товарищами.
10. Упражнение на эмоциональную разгрузку «Хмуриться не будем!»
Раз, два, три, четыре, пять!
Всех никак не сосчитать.
Хмуриться не будем,
Про печаль забудем,
Станем улыбаться,
Весело смеяться!
Улетели все печали,
Лица радостными стали! Читают стихотворение вместе с воспитателем. Создано радостное настроение от восприятия стихотворения.
11. Релаксация.
- У кого в гостях мы с вами сегодня побывали?
- Что больше всего вам понравилось?
- Что запомнилось?
- Кого хотите похвалить за работу? Ответы детей. Повышен интерес к художественной литературе.