Папки-передвижки

План-конспект родительского собрания «Адаптация первоклассника»

Наталья Алыкова
План-конспект родительского собрания «Адаптация первоклассника»

Цели:

1. Сформировать у родителей общее представление об особенностях социально-психологической адаптации первоклассников в школьной среде;

2. Создать содержательные и организационные условия для совершенствования у родителей умений оказывать детям эмоциональную поддержку в адаптационный период;

3. Повысить мотивацию у родителей на повышение их психолого-педагогической компетентности.

Подготовительный этап:

Публикация «План-конспект родительского собрания „Адаптация первоклассника“» размещена в разделах

1. Психологическая диагностика первоклассников :

- Исследование самооценки. Методика «Лесенка»;

- Методика «Мотивация учения», М. Р. Гинсбург;

2. Экспертный опрос педагогов по карте М. Р. Битянова;

3. Анкетирование родителей. Анкета «Адаптация первоклассника», М. Р. Битянова.

Приветствие, введение в тему:

Для создания эмоционального настроя на тему собрания родителям предлагается упражнение

«Краски»

Для проведения упражнения необходимо свободное пространство, где участники могли бы свободно передвигаться.

На полу по окружности на расстоянии 1,5-2 метров раскладываются «кляксы» из цветной бумаги: красная, желтая, зеленая, синяя, коричневая, черная, серая.

Инструкция: Любое жизненное событие вызывает у человека определенные эмоции и чувства. Ваши дети пошли в первый класс : первые уроки, первые радости и огорчения.

Определите для себя, какие чувства преобладают у вас в связи с этим?

Подойдите к тому цвету, который ассоциируется у вас с этим чувством.

В создавшихся группах обсудите ваши чувства и постарайтесь определить их общую основу.

Поделитесь своими выводами с остальными группами.

Обсуждение итогов упражнения:

- что дало вам это упражнение?

- удалось ли выразить свои эмоции и чувства в связи с изменением социальной роли ваших детей?

Определение темы и цели родительского собрания :

По вводному упражнению родителям предлагается самостоятельно сформулировать тему и цели родительского собрания.

(Обсуждая тему «Адаптация первоклассника», у вас появится возможность расширить свои знания об особенностях адаптационных процессов у первоклассников и способах эмоциональной поддержки со стороны родителей» в этот период.)

Задание: Методом «мозгового штурма» родителям предлагается дать определение понятию «Адаптация»

Информационный блок:

«Адаптация и дезадаптация первоклассника в школьной среде»

АДАПТИВНОСТЬ – способность к приспособлению, у разных людей различна и отражает уровень как врожденных, так и приобретенных жизненных качеств человека. Отчасти адаптивность генетически обусловлена особенностью обмена веществ. Различием биохимических реакций, способом реагирования на стрессовые воздействия.

Процесс адаптации к школе имеет две стороны: психологическую и физиологическую.

Физиологическая адаптация

Организм должен привыкнуть к работе в новом режиме – это и есть физиологическая адаптация. В физиологической адаптации в школе выделяют несколько этапов:

«Физиологическая буря» или «острая адаптация» - первые 2-3 недели. В это время организм реагирует на все изменения, происходит значительное напряжение практически всех систем.

«Неустойчивое приспособление». В этот период организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакции на новые условия.

«Относительно устойчивое приспособление». Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

В целом адаптация длится от 2 до 6 месяцев и зависит от индивидуальных особенностей ребенка.

Психологическая адаптация

Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, он проходит через особый этап своего развития - кризис 7 (6) лет.

Изменяется социальный статус бывшего малыша - появляется новая социальная роль "ученик". Можно считать это рождением социального "Я" ребенка.

Изменение внешней позиции влечет за собой изменение самосознания личности 1-классника, происходит переоценка ценностей. То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным.

О "внутренней позиции школьника" можно говорить только тогда, когда ребенок действительно хочет учиться, а не только ходить в школу. У половины детей, поступающих в школу, эта позиция еще не сформирована.

В период 6-7 лет происходят серьезные изменения в эмоциональной сфере ребенка. Появляется такая особенность, как обобщение переживаний. Они более болезненно переживают свои неудачи и промахи.

Неприятным для родителей кризисным проявлением разделения внешней и внутренней жизни детей часто становятся кривляние, манерность, неестественность поведения, склонность к капризам и конфликтность.

Все эти внешние особенности начинают исчезать, когда первоклассник выходит из кризиса и вступает непосредственно в младший школьный возраст.

Говоря о социально-психологической адаптации детей к школе, нельзя не остановиться на вопросе адаптации к детскому коллективу.

Обычно трудности в этом процессе возникают у детей, не посещавших детский сад или детей имеющих статус лидера в группе детского сада. Они ожидают от одноклассников и учителей такого же отношения, к которому они привыкли. Поэтому для них часто становится стрессом изменение ситуации, когда они осознают, что учитель одинаково относится ко всем ребятам, не делая снисхождения к нему и не выделяя его своим вниманием, а одноклассники не торопятся принимать таких детей в качестве лидеров, не собираются уступать им.

Задание: Методом «мозгового штурма» родителям предлагается дать определение понятию «Дезадаптация»

Продолжение информационного блока

ДЕЗАДАПТАЦИЯ – механизмы дезадаптации проявляются на социальном (педагогическом, психологическом и физиологическом уровнях.

Если первичные адаптационные нарушения не устраняются. То они распространяются на более глубокие «этажи» – психологический и физиологический.

Педагогический уровень школьной дезадаптации.

Он обнаруживает себя проблемами ребенка в учении и в освоении новой для него социальной роли – ученика.

Учебные проблемы ребенка могут нарастать поэтапно, как снежный ком. Отношения с педагогами и одноклассниками либо не устанавливаются, либо носят конфликтный характер.

Психологический уровень дезадаптации.

На основе выше перечисленных проблем начинается более сложный уровень школьной дезадаптации – психологический :

1 этап – возникает чувство тревожности, незащищенности, уязвимости в ситуациях, связанных с учебной деятельностью;

2 этап – первоначальное напряжение снижается за счет изменения отношения к учебной деятельности: она перестает рассматриваться как значимая;

3-4 этап – закрепляются психозащитные реакции: на уроке отвлекается, смотрит в окно, занимается посторонними делами. Самоутверждение часто осуществляется за счет нарушением дисциплины;

5 этап – зреет разрушающий внутренний конфликт между «хочу» и «могу». Такие дети часто эмоционально неустойчивы: чувствительны к угрозе, застенчивы, робки, недоверчивы, чрезмерно обидчивы.

Физиологический уровень дезадаптации.

Отмечается повышение уровня заболеваемости. У детей, которые не адаптировались в течение учебного года часты случаи выраженных астеноневротических отклонений.

После информационного блока родителям предлагается в процессе практической работы определить признаки успешной и неуспешной адаптации первоклассников.

Задание выполняется на основе упражнения «Краски», проведенного с родителями в начале собрания.

Задание:

Вспомните, какие чувства преобладают у вашего ребенка в связи посещением школы?

Подойдите к тому цвету, который ассоциируется у вас с этим чувством.

В создавшихся группах обсудите характер адаптации ваших детей и кратко перечислите основные положительные моменты и сложности.

На основе выводов каждой из групп на доске составляется два словесных портрета:

«адаптированного в школе первоклассника» и «первоклассника, испытывающего сложности в адаптации».

Созданные словесные портреты при необходимости дополняются следующей информацией:

Признаки успешной адаптации :

- идет в школу с удовольствием;

- охотно рассказывает как об успехах, так и о неудачах;

- не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на болезненное состояние;

- достаточно самостоятелен: ориентируется в бытовых и учебных ситуациях…;

- находит друзей среди одноклассников;

- нравится его учительница и большинство учителей, ведущих дополнительные предметы в классе;

- решительно не желает возвращаться в детский сад.

Признаки проблем в адаптации – противоположны признакам успешной адаптации, а так же следующие особенности:

- возможно появление утренних болей в животе и тошноты – это самый явный и часто возникающий симптом стресса, вызванного школой;

- нарушения сна;

- нарушения концентрации внимания: трудно сосредоточиться, он легко теряет смысл услышанного, с трудом воспринимает сложные инструкции;

- может появиться плаксивость, резкие и частые смены настроения.

Обсуждение итогов упражнения:

- насколько данное упражнение помогло вам осознать особенности адаптации вашего ребенка в школе?

Сделанные родителями выводы о характере адаптации ребенка в школе предлагается дополнить результатами проведенной ранее психолого-педагогической диагностики. Каждый из родителей получает индивидуальный бланк с результатами диагностики. Педагог-психолог комментирует предоставленную информацию.

«Поддержка ребенка в адаптационный период»

Итогом обсуждения результатов диагностики становится выработка родителями правил помощи первоклассникам в период адаптации. Возможно использование метода «мозгового штурма». Предложенные родителями варианты могут быть дополнена следующей информацией:

- соблюдение режима дня;

- равномерное распределение нагрузки;

- ограничение нагрузок помимо школы;

- давать возможность физической и эмоциональной разрядки;

- адекватность требований семьи и школы;

- сравнивать достижения ребенка с его собственными предыдущими достижениями;

- уважительное отношение взрослых к школе и учителям;

- освободить ребенка от гиперопеки родителей;

В качестве памятки родителям предлагаются «Практические советы» Приложение 1.

Подведение итогов:

- Насколько актуальна для вас информация, полученная на родительском собрании?

- Определили ли вы для себя задачи в отношении помощи своему ребенку в адаптационный период? (ответ по желанию родителей)

Публикации по теме:

Конспект игры-викторины для родительского собрания «Мой ребенок!» Конспект родительского собрания «Мой ребенок?». Цель: способствовать развитию коммуникативных умений, гармонизации детско-родительских отношений,.

Конспект родительского собрания в 5 классе на тему «Адаптация учащихся» Конспект родительского собрания для родителей 5-тикласников, воспитанников суворовского училища на тему: «Адаптация учащихся вновь поступивших.

Конспект родительского собрания «Как растить любознательных»Конспект родительского собрания «Как растить любознательных» Конспект родительского собрания "Как растить любознательных" Цель: ознакомить родителей воспитанников с условиями развития любознательности.

Конспект родительского собрания на тему «Экология и мы» Цель: Повышение уровня экологической компетентности родителей; формирование правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой;.

Конспект родительского собрания «Здоровое питание дошкольников»Конспект родительского собрания «Здоровое питание дошкольников» Конспект родительского собрания на тему: «Здоровое питание дошкольников» Во 2-ой младшей групп Задачи: - развивать представления родителей.

Конспект родительского собрания «Общаемся, играя»Конспект родительского собрания «Общаемся, играя» Конспект родительского собрания в группе раннего возраста Тема: «Общаемся играя». Подготовили и провели: Голубева Е. М., Галашева И. В., Билич.

Конспект родительского собрания в первой младшей группе «Адаптация ребенка в детском саду» Добрый вечер. Мы рады видеть вас на нашей встрече, на первом родительском собрании. Сегодня мы собрались, чтобы познакомится с вами, а также.

Конспект родительского собрания «Ваш ребёнок — будущий школьник» Цель: совершенствование активной педагогической позиции родителей по вопросу формирования целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного.

План-конспект родительского собрания «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников в ДОО и семье» в старшей группеПлан-конспект родительского собрания «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников в ДОО и семье» в старшей группе Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план проведения родительского собрания по данной теме с использованием различных методов и.

План-конспект родительского собрания в подготовительной группе «Преемственность дошкольного и начального общего образования» 1 часть. Выступление воспитателя. Проблема преемственности в образовании не нова. Она актуальна во все времена. Задача наша, как педагогов,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План-конспект родительского собрания «Адаптация первоклассника»
Опубликовано: 7 мая 2020 в 14:02
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД