Получи документы

План-конспект третьей встречи семейного клуба «Растем вместе»

ПЕРМЯКОВА АЛЕВТИНА
План-конспект третьей встречи семейного клуба «Растем вместе»

План – конспект третьей встречи семейного клуба «Растем вместе».

Тема: «Территория игры - пространство жизни и взаимодействия семьи».

Цель: познакомить родителей детей ОВЗ с понятием «Игра», рассказать как игра развивает ребенка, как с помощью игры можно научить ребенка ОВЗ важным навыкам, показать в какие игры можно играть дома, чтобы приобрести навык взаимодействия с ребенком и эффективной экологической коммуникации.

Задачи:

1. Познакомить родителей особенностями игры детей ОВЗ;

Публикация «План-конспект третьей встречи семейного клуба „Растем вместе“» размещена в разделах

2. Научить играть в игры с детьми дома;

3. Ознакомить с перечнем игр для дома;

4. Научить навыку самоконтроля, быстрого переключения ребенка, как поддержать ребенка.

Оборудование : конспект занятия, тренажер Кидс, столы и стулья для родителей, контейнеры с крупой, бусины, кукла или большая игрушка.

Плант встречи :

1. Вводная часть, настрой на работу.

2. Основная часть :

• Психологические аспекты игры.

• Игры с сенсорными свойствами предметов

• Игры, основанные на эффективном заражении.

• Сюжетные игры.

3. Как организовать игру для детей ОВЗ в дома.

• Игра с родителями на эмоциональном тренажере КИДС.

4. Рефлексия.

Вводная часть.

- Здравствуйте уважаемые родители, рада видеть вас снова. Перед тем как мы начнем, предлагаю вам ответить на следующий вопрос «Что вы умеете делать лучше всего?», после того как вы ответите, ваш сосед говорит : «Вот это да! И начинает отвечать на этот же вопрос.

После того как все ответили и посмеялись переходим к основной части.

Основная часть.

Психологические аспекты игры.

Психологической основой игры является господство чувства в душе ребёнка, свобода их выражения, искренний смех, слёзы, восторг, то есть естественная эмоциональная сущность ребёнка, которая ищет выражение, как в физической, так и в психической сферах. Если ребёнку предложить представить, что он тонкая берёзка, которая подставляет под лучи солнца свои тонкие веточки и покачивается от лёгкого ветерка, то он сделает плавные наклоны плавнее и выразительнее, чем по показу, так как соответствующее заданию образы и эмоции позволят ребёнку выполнять движения более точно и правильно. При этом у него формируются:

- умения различать собственные мышечные ощущения (плавность, темп, ритм, амплитуда движений, появляется моторная ловкость).

Благодаря этому развиваются и психические функции:

- умение направлять внимание на собственные эмоциональные ощущения и эмоции окружающих;

- умение управлять своими ощущениями.

Участвуя в играх, дети очень непосредственно бурно переживают все события игры, ведь, сколько бы не повторялась игра, она каждый раз проходит по – новому и таит в себе множество неожиданностей. Уже одно предвкушение игры часто вызывает у детей положительные эмоции, приятное волнение, ожидание радости. Сюжет игры (особенно ролевой) способствует эмоциональному самовыражению ребёнка. Дети легко перевоплощаются в цаплю, волка, птичку паровоз и т. д. И превращаясь в героев сказки, они не удивляются тому, что паровоз разговаривает со светофором, а лягушка с цаплей. Дети относятся к игре с наивной серьёзностью и оберегают её. Фантазия и реальность сливаются воедино. Играя, ребёнок вживается в различные образы, знакомится с многообразием социальной действительности. Вступая в общение, он познаёт свой внутренний мир и отношения людей, секреты их взаимодействий и переживает радость и неудачи. Сначала он только подражает, затем приходит период осмысления, чтобы в дальнейшем уже самостоятельно определять собственные социально – психологические мотивы, установки. Ориентиры. У детей лучше, чем у взрослых развита интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние, поэтому важно не упустить это благодатное время для развития ребёнка эмпатии, сострадания, общительности, доброты. Дети с ОВЗ независимо от степени и глубины патологических нарушений при грамотной организации занятий подвижными играми могут получать удовольствие от общения и добиваться больших успехов в физическом и психомоторном развитии. Единственное требование к подвижным играм – они должны быть всегда интересны детям и направлены на совместное движение и контакт с другими детьми.

Что дает игра детскому развитию и каковы ее возможности в коррекционной помощи аутичному ребенку

Остановимся подробнее на том «вкладе», который вносит игра в развитие ребенка, на тех свойствах, которые делают ее незаменимой в психолого-педагогической работе с ребенком раннего и дошкольного возраста :

• в игре развивается возможность эмоционального взаимодействия с другими людьми, сопереживания;

• осмысляется и принимает культурные формы сенсорный и эмоциональный опыт ребенка;

• в сюжетной игре ребенок осваивает пространственную и временную «развертку» событий, что развивает его способность к планированию, содействует формированию произвольной организации поведения;

• развивается способность к подражанию другим людям. Имитируя поведение других людей, ребенок усваивает новые формы социального поведения, учится понимать житейские правила, осваивает определенные социальные роли;

• в совместной игре с близкими людьми, с другими детьми малыш учиться понимать смысл происходящего, прежде всего, в его собственной жизни; расширяется запас его знаний об окружающем мире;

• в процессе освоения сюжетной игры формируется произвольное внимание ребенка, его способность к установлению логических связей. Ребенок, научившийся играть в сюжетные игры, в целом более организован и целенаправлен в поведении;

• благодаря игровому подражанию и осмыслению сюжета игры прогрессирует речь;

• разыгрывая в сюжете неприятные, пугающие события, но так, чтобы «все кончилось хорошо», или, расправляясь в игре со страшными персонажами, ребенок преодолевает свои страхи и становится активнее и смелее в реальной жизни. Так формируется необходимый человеку аффективный механизм преодоления трудностей, препятствий, собственных страхов, необходимый для адаптации к сложным, меняющимся условиям жизни

О. С. Никольская называет данный аффективный механизм - «механизмом экспансии», который связан с переживанием «приключения» и обеспечивает «процесс достижения витально значимой цели в условиях неизвестности, изначальной непредсказуемости развития ситуации» (Никольская О. С. Аффективная сфера как система смыслов, организующих сознание и поведение – М. : МГППУ, 2008. – С. 97)

Важно, что игра дает ребенку возможность не только пополнять свои знания об окружающем мире, но и сформировать собственную систему эмоциональных (личностных).

Игры с сенсорными свойствами предметов.

В целом, можно сказать, что мы используем игру в коррекционной работе и для стимуляции их психического развития, и для преодоления аффективных проблем, и для улучшения социальной адаптации.

К данному виду игр мы относим такие игры с предметами, в которых ребенок не использует их по функциональному назначению, а исследует различные свойства этих предметов. Например, малыш может просто стучать ложкой, чтобы извлечь определенный звук, или выкладывать ложки в ряд, а не пытаться покормить этими ложками игрушечных зверей. Или ребенок не возит игрушечную машину по полу, а переворачивает ее и крутит колеса, чтобы посмотреть, как они вертятся.

Часто кубики или конструктор дети используют не для того, чтобы «построить дом», а раскладывают их по цвету или по форме, выкладывают из них орнаменты. Маленькие дети (до 2-х лет) могут подолгу возиться с неигровыми предметами: крышками от кастрюль, баночками, пакетами, веревочками, бумагой. Им нравится играть с водой, песком, различными мелкими предметами. Дети стучат крышками от кастрюль, шуршат бумагой и рвут ее на кусочки, переливают воду и пересыпают песок, завязывают веревочки и нитки узелками и крутят их в руках.

Очевидно, что ребенок получает большое удовольствие от подобных «бессмысленных» занятий. Что привлекает его в такой игре? Безусловно, ощущения, которые он испытывает, играя с сенсорными свойствами предметов. Более того, массу интересных ощущений ребенок может получать от движений собственного тела, когда качается на качелях, кувыркается или кружится вокруг собственной оси, просто бежит по дорожке или быстро-быстро моргает.

Таким образом, одними из первых игр, которые появляются у детей в раннем возрасте – это игры с ощущениями, которые ребенок извлекает из окружающих предметов, исследуя их сенсорные свойства, и из собственного тела.

Ясно, что такая игра не только доставляет ребенку удовольствие, но и работает на его развитие, помогая почувствовать, сравнить и оценить (вначале только в собственном ощущении, на невербальном уровне) что теплое, а что холодное, что шершавое, а что гладкое, что большое, а что маленькое, какие звуки издают разные предметы, насколько эти предметы плотные, тяжелые или легкие, какой они могут быть формы и какого цвета, каковы они на вкус и т. п. Кроме того, важно, что подобные игры связаны с приятными ощущениями и влияют на психический тонус: так, игры с водой, мыльными пузырями, верчение и кружение радуют и возбуждают малыша, а пересыпание песка, мелких предметов, выкладывание узоров из конструктора или мозаики – успокаивают, сосредотачивают.

В процессе игровых занятий мы можем ориентироваться на эти свойства сенсорных игр, используя их как для сенсорного развития ребенка, так и, в большей степени, для регуляции его психического тонуса, дозировано включая такие игры в наше взаимодействие, в зависимости от ситуации и состояния ребенка.

Игры, основанные на аффективном заражении

Это второй вид игр, которые также появляются у ребенка очень рано, вырастая из ежедневного взаимодействия матери и младенца. Начиная буквально с первого года жизни малыши начинают радоваться «ладушкам», «сороке-вороне» и другим потешкам, которые проигрывают взрослые, держа своих детей на коленях. Взрослые «играют лицом и голосом», что веселит малыша, вызывает его на подражание. Позже, когда ребенок уже умеет ходить, он с восторгом играет в догонялки, прятки, перебрасывается мячом со взрослыми или сверстниками. Понятно, что и в этих играх есть моменты сенсорного удовольствия (как в играх 1-го типа) – от тактильного контакта, от покачивания на коленях у взрослого, от мелодии, ритма и рифмы стиха, от беготни и полета мяча. Но все же главное, что привлекает и радует в такой игре ребенка – это эмоциональное взаимодействие, возможность «эмоционально резонировать» другому человеку, вместе посмеяться, вместе побегать, вместе покричать.

Аффективное «заражение» ребенка состоянием другого человека, желание быть вместе, желание подражать, - все, что происходит в подобной игре, служит развитию способности понимать чувства других людей и сопереживать им. Поэтому такие игры необходимы и незаменимы в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения общения, задержку в развитии навыков коммуникации.

Подобные игры очень активируют ребенка, поэтому их так же, как и игры первого вида, нужно «дозировать», чтобы не перевозбудить малыша.

Сюжетные игры

Сюжетная игра берет свое начало в имитации; ребенок может играть в нее самостоятельно, со сверстниками, со взрослыми. Этот наиболее сложный вид игры формируется позже, чем игры первых двух видов: только после 3-х лет ребенок начинает постепенно овладевать сюжетной игрой.

Мы считаем сюжетной игрой ту, в которой ребенок проигрывает определенную последовательность событий, и, как правило, в такой игре есть персонаж (один или несколько, с которым эти события происходят. Как правило, вначале ребенок проигрывает простые бытовые ситуации, то, что он может наблюдать в собственной жизни. Такую игру дети иногда называют «дочки-матери» : покормить игрушку, помыть ее, уложить спать и т. п. У мальчиков с их интересом к технике сюжетная игра часто начинается с возни с игрушечной машиной, которую «ремонтируют», возят на ней «кирпичи», из которых «строят дом» или «гараж».

Далее сюжеты начинают усложняться, становятся более развернутыми во времени, выходят за пределы ежедневных бытовых ситуаций: дети проигрывают свои летние впечатления, праздники, поездки в гости, играют в «детский сад», «цирковое представление». Ребенок примеряет на себя роль врача, играя в доктора Айболита, становится продавцом или покупателем, играя в магазин, или укротителем диких зверей, играя в цирк. В сюжетах появляются порой опасные, неприятные персонажи (волки, бандиты, чудовища) или происходят страшные события, но в большинстве случаев ребенок стремится к тому, чтобы «все кончилось хорошо» или «как надо», в зависимости от того, какой эмоциональный опыт нуждается в оформлении: ребенок расправляется с врагами, спасает обиженных, и игра благополучно завершается.

Понятно, что в сюжетной игре есть элементы игры с сенсорными впечатлениями («снег», «салют», «полет на самолете») и, конечно, моменты эмоционального контакта, сопереживания. То есть игры первого и второго типа постепенно модифицируются, и у старших дошкольников становятся частью сюжетной игры, «подпитывая» ее приятными тонизирующими ребенка впечатлениями.

Как организовать игру для детей ОВЗ в дома

Любой игре предшествует объяснение, которое даё тся в следующей последовательности:

- название игры;

- роли играющих и их расположение на игровой площадке;

- правила и ход игры;

- определение победителей.

Крики радости, свобода выражения подбадривания болельщиков и общий шум естественное сопровождение подвижной игры. По окончании её дети также эмоционально принимают свою победу или поражение. Для руководителя крайне важно дать всем участникам справедливую оценку. Необъективность всегда вызывает отрицательные эмоции и даже обиду. Заканчивать игру нужно своевременно. Затягивание может привести к потере интереса у детей. Внезапная остановка также нежелательна. Одна из важных задач руководителя игры – дозирование нагрузки, Регулировать нагрузку можно различными способами: сокращение длительности игры; введение перерывов для отдыха; изменением количества играющих; уменьшением поля игровой площадки; изменением правил; сменой роле играющих; переключением на другую игру.

Таким образом, в организации и методике проведения подвижных игр можно выделить ряд последовательных этапов подготовки:

- выбор игры (зависит от коррекционных задач);

- подготовка места для игры (принять все меры предосторожности);

- подготовка инвентаря (продумать и подготовить заранее);

- разметка площадки (границы ярко очерчены, линия границ не более 3 метров от препятствий: стен, деревьев, пней);

- расстановка играющих (указать исходное положение, следить, чтобы дети не стояли лицом к солнцу);

-Объяснение правил и хода игры (определение ролей играющих и их местонахождение, содержание и правила игры);

- назначение водящих (выбор по желанию, по жребию);

- судейство (объективное и точное);

- дозировка нагрузки (незначительная, умеренная, тонизирующая, развивающая);

- окончание игры (при появлении первых признаков утомления и снижении интереса, поведения, состава играющих);

- подведение итогов (краткий разбор игры с анализом ошибок с привлечением самих детей, что способствует развитию наблюдательности, уточнению правил игры, приучает к осмыслению действий и сознательной дисциплины).

Искренность доброжелательность, жизнерадостность и открытость, сопереживание и умение помочь, заметить успехи – вот те качества, которые притягивают детей, вызывают их симпатию и уважение к взрослому, а иногда являются главным мотивом участия в игре.

Демонстрация игры с детьми ОВЗ.

Контейнеры с крупой, бусины, кукла или большая игрушка. Сюжет- кукла собралась в детский садик, одела одежду, а теперь ей нужно сделать бусы. Ищем бусинки в крупе и одеваем на веревочку.

Игра с родителям на тренажере кидс.

Цель: показать способы привлечь внимание ребенка, как замотивировать ребенка, найти для себя простые и доступные способы самоконтроля эмоций.

Рассказать про эмоциональный интеллект. Кратко.

В рамках нашего курса под понятием «эмоциональный интеллект» мы будем понимать способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Зачем нам эта эмоция? Зачем мы хоти ее выражать именно так? Под какие цели и задачи мы сейчас это делаем?

Эмоциональный интеллект – это способность, а значит его, как и любую другую способность можно и нужно развивать.

В развитии эмоционального интеллекта нет конечной точки, это постоянный процесс развития понимания. Своих эмоций и эмоций других людей, моделей мотивации и поведения. Процесс непрекращающийся.

Эмоции включают гормональный фон. Эмоция – это реакция на внешний раздражитель: что я вижу? Слышу? Ощущаю? Какой вкус? Какой запах? Удобно или неудобно? Болит/не болит? Наши мысли.

Каждая эмоция живет от 2 до 12 минут, потом включаются чувства, состояния, то есть наш гормональный фон (при испуге выделяется адреналин, который влияет на наши решения

Если эмоциональный интеллект развит, мы, конечно, тоже сталкиваемся с трудностями, но человек думает так: «гипотеза № 1 не работает, что мне еще нужно сделать?».

Мы – как проводники, которые помогают родителям дошкольников, что сказать своим детям, чтобы в их жизни не было вот этой вязкости, чтобы он мог бы сразу принять решения и идти дальше, понимая и работая со своими эмоциями. И тогда он быстро преодолеет путь. У него будет четкая позиция «двигаться вперед», а не позиция жертвы.

Главная цель нас, как психологов и родителей, научить его освоить эти навыки, как делать так, чтобы добиться того, что ты хочешь, через призму того, что каждый человек хочет сделать этот мир лучше. Через призму, того, что у каждого из нас лучшие намерения.

Жертва жалуется. На что жалуется? На себя, на мир, на людей. Она застревает в сомнениях, страданиях, переживаниях. Страдает – но, ничего не делает. Жалуется – но ничего не делает. Мучается, но ничего не делает.

Автор – решает.

Умеет четко решать: это не работает, а вот это работает, значит, делаем так. Даже если автор примет неверное решение, он вновь примет другое, новое решение и будет принимать решения до тех пор, пока не придет к результату. Не только принимает решения, но и берет за это ответственность.

Автор умеет работать со своими эмоциями, с эмоциями других людей. Понимает, как создать атмосферу, рабочий процесс, где каждый будет работать как часы.

Все это можно сделать с помощью тренажера Кидс.

Эмоциональный тренажер Кидс- это специально созданная игра для родителей дошкольников, где прописаны ситуации и способы реагирование. Она помогает обучить навыку родителей. Навыки разные, но все они помогают эффективно реагировать на поведение ребенка, чем облегчают жизнь родителям.

Берем карточки из игры «Непослушания», стереотипы, внимание, физические состояния, технику позаботиться.

Выбираем пару родителей и проигрываем ситуации согласно правилам игры. В конце рефлексия по игре.

Рефлексия.

1. Что нового и полезного узнали.

2. Какие методы запомнили.

Публикации по теме:

«Фокусы». Работа семейного клуба «Солнышко»«Фокусы». Работа семейного клуба «Солнышко» Мы в своей группе организовали семейный клуб "Солнышко". Родители с удовольствием приходят, проводят с детьми мастер-классы, опыты, беседы,.

Фотоотчет о субботнике «Трудимся вместе — вместе растем»Фотоотчет о субботнике «Трудимся вместе — вместе растем» Приглашаем на субботник: Дорог каждый нам работник! Инвентарь мы закупили, Всех вокруг оповестили! Есть лопаты, грабли, краска, Сделаем.

Фотоотчет о спортивном празднике «Растем вместе с папами»Фотоотчет о спортивном празднике «Растем вместе с папами» В канун праздника дня защитника Отечества в нашей группе прошел спортивный праздник «Растем вместе с папами». На это мероприятия дети.

Фотоотчёт семейного клуба «Моя семья-спортивная»Фотоотчёт семейного клуба «Моя семья-спортивная» Екатерина Орленко «Моя семья— спортивная!». Фотоотчет семейного клуба «Моя семья – спортивная!» “Здоровье - бесценный дар, потеряв его.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План-конспект третьей встречи семейного клуба «Растем вместе»
Опубликовано: 19 марта 2024 в 11:49
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД