План-конспект занятия по вокалу

Елена Михайловна Иванова
План-конспект занятия по вокалу

План-конспект

открытого занятия педагога дополнительного образования

Ивановой Елены Михайловны

руководителя вокального кружка «Поющие друзья»

технологического техникума г. Биробиджан

Тема занятия: «Алгоритм работы, направленной на достижение высокого уровня исполнения сольных и ансамблевых вокальных номеров».

Цель занятия: сформировать представление о последовательности и содержании работ, способствующих повышению качества исполнения разучиваемых песен, научить использовать полученные знания в самостоятельной работе.

Задачи:

а)обучающие:

• закрепить понятия «сольное» и «ансамблевое» пение;

• дать понятие «алгоритм»;

• обобщить ранее изученный материал, познакомив с алгоритмом работы над вокальным произведением;

• научить детей использовать полученные знания в самостоятельной работе;

б)развивающие:

• в процессе вокально-хоровой работы развивать певческие навыки;

• развивать творческие способности, вовлекая детей в работу над песней;

в)воспитательные:

• формировать устойчивый интерес к музыкальной вокальной культуре;

• воспитывать доброе отношений друг к другу и к окружающим.

Технологии, используемые на занятии:

• Технология формирования певческой культуры.

• Технология дифференцированного обучения.

• Технология индивидуального обучения.

• Здоровьесберегающая технология.

Материальные средства обучения:

• фортепиано

• доска, мел

• магниты

• мульти-медиа проектор, экран

• стулья

• карандаш, тетрадь

• ноутбук

• микрофон

• фонограмма минус

• ноты и текст песен

Ход занятия

I. Организационный момент.

Воспитанники кружка входят в класс, садятся на свои места.

Педагог:

Здравствуйте. Я рада новой встрече с вами. Сегодня, ребята, мы продолжим работу над нашими песнями. Первую половину занятия мы посвятим изучению нового материала и общей песне, которую мы готовим к праздничному концерту, а во второй половине займемся индивидуальной и самостоятельной работой.

Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте:

Напоминаю вам, что вся техническая аппаратура у нас работает от электричества,поэтому необходимо быть максимально осторожными: стараться не задевать провода фортепиано и магнитофона, микрофонный провод не крутить в руках. На стульях не качаться во избежание травм.

Тема нашего занятия звучит так: «Алгоритм работы, направленной на достижение высокого уровня исполнения сольных и ансамблевых вокальных номеров», а.

цель наша сегодня: узнать в какой последовательности ведется работа над вокальным произведением и научиться самостоятельно применять полученные знания.

II. Теоретическая часть.

Изучение нового материала.

И начнем мы с того,сто попытаемся разобраться: в чем состоит суть темы занятия. Первое слово, думаю, покажется вам наиболее интересным - «алгоритм».Сразу спрошу: может кто-то знает, что оно означает?

Учащиеся: …

Педагог:

А ведь,нет ничего проще: алгоритм — последовательность действий (шагов, приводящая к достижению поставленной цели, т. е. что за чем следует делать, чтобы получить желаемый результат.

А основная цель у нас какая? Для чего мы приходим сюда вокальный кружок) заниматься?

Учащиеся: Чтобы научиться красиво петь песни, выступать на сцене.

Педагог:

Правильно. Нам не хочется просто спеть песню (как получится, на наших занятиях мы стремимся научиться исполнять ее на достойном уровне. Известно, что нет предела совершенству, но мы должны к нему стремиться. А для того, чтобы получить хороший результат в нашей с вами работе, мы должны четко представлять себе из чего она состоит.

Понятно, что мы должны много слушать музыки, читать, выполнять различные упражнения на дыхание, развитие голоса и много другое. Но,сейчас мы с вами попытаемся понять: из каких шагов, из каких этапов состоит работа над песней, будь она сольная или ансамблевая.

А, кстати,кто может напомнить: чем отличается сольное исполнение от ансамбля. А в чем состоит сложность каждого из них.

Сольное пение – поет 1 человек, большая ответственность за то, как ты споешь, отсутствие рядом локтя товарища – нет психологической поддержки, отсюда – страх, нет возможности «спрятаться» если что-то не получается так как хотелось бы.

В ансамбле –другие особенности: много голосов, здесь важно достичь слаженного пения, т. е. единства в исполнении.

Независимо от того, сольное произведение или ансамблевое, алгоритм примерно одинаковый. В ансамбле работа усложняется за счет затраты большего количества времени особенно на начале, когда осуществляется разучивание партий (голосов) (т. е. мелодии и ритма каждой из них, а затем их соединение и выстраивание гармонии.

Итак, ребята, вашему вниманию предлагается вот такая схема. (см. схему № 1) Сегодня мы с ней только познакомимся. А уже на следующих занятиях будем изучать более подробно. Напоминает эта схема кому-то «лестницу», а кому-то, в связи с последними Олимпийскими играми «пьедестал». Победителем здесь станет тот, кто дойдет до самой высокой ступеньки, а наградой станет что?

Учащиеся: …

Педагог: Да, аплодисменты слушателей и удовлетворение от проделанной работы.

Физминутка

Педагог: Сейчас свои знания мы попробуем применить на практике. Но прежде чем приступить к работе над нашим репертуаром, нам необходимо что сделать?

Учащиеся: …

Педагог: Правильно, подготовить певческий аппарат к работе, ведь работа над качеством исполнения произведения начинается уже с выполнения упражнений.

III. Практическая часть.

Работа над качеством исполнения сольных и ансамблевых вокальных произведений.

3. 1 Подготовка певческого аппарата к работе (работа стоя):

1. Певческая установка.

2.Артикуляционная гимнастика:

• Разработка щёк: «Клоунские гримасы: улыбка-трубочка», «Пасть льва», «Хомячок: голодный и сытый», «Шпаги».

Разработка губ: «Пятачок», «Кусаем губы», «Недовольная лошадь».

Разработка языка: «Жевачка», «Часики», «Лошадь и пони».

Разработка мягкого неба: «Колесики», «Позеваем».

3.Упражнения на дыхание:

«Игра со свечкой» (глубокий вдох-медленный выдох).

«Сдуваем воздушный шарик» (выдох с остановками на счет 1-5).

«Насос» (медленный вдох-сильный выдох).

«Собака в жару».

4.Распевание:

«На одном звуке закрытым ртом» (+ цепное дыхание).

«Два звука: м, у, а» (формирование гласных + мягкая атака).

• «Пять звуков: «пение губами» (+работа мышц губ).

«Пять звуков: а-а… о-о… и-и…» (+пение на опоре).

«Пять звуков: Ми-и-а-ми… А-ми» (формирование гласных + твердая и мягкая атака+ скачки).

«Т 5/3 и Д» (расширение диапазона + опора + тембральная окраска звука + дыхание + атака звука).

Педагог: А теперь приступаем к работе над песней «Только вперед».

3.2 Работа над ансамблевым вокальным произведением

(«Только вперед» - 1 куплет и припев):

1. Повторение песни (1 куплет и припев).

2.Припев:

Мелодия и гармония: работа по голосам и ансамблем.

• Ритмическая и темповая слитность ансамбля.

Единая манера звукообразования: округлые гласные.

• Фразировка.

3. Куплет (работа с солистами):

• Соло (дикция).

• Двухголосие (умение слушать друг друга, строить интервалы).

4.Соединение куплета с припевом:

• Своевременное вступление солистов.

• Пауза перед припевом.

Уверенное вступление в 2-х голосие: подготовительная музыкальная фраза перед вступлением в припев.

5. Закрепление под фонограмму (1 куплет и припев):

• При помощи фортепиано и педагога.

• Самостоятельно.

Физминутка

Педагог: Ребята, скажите пожалуйста, на каком этапе работы мы с вами сейчас находимся. Аргументируйте свой ответ.

Дети: Преимущественно на начальном (ведется работа над чистотой интонирования и построения гармонии, точностью ритма, но уже постепенно начинаем использовать элементы 2 этапа (единая манера звукообразования, дикция, артикуляция, дыхание, атака звука).

Педагог: Молодцы. А сейчас я вам предлагаю поработать самостоятельно.Задача перед вами будет стоять следующая: определить на каком этапе работы над песней находятся ребята, с которыми я сейчас буду работать индивидуально.

Будьте, пожалуйста,внимательны: не критиковать – вы должны понимать, что, кто-то пришел раньше в коллектив, кто-то позже, у кого-то получается чуть быстрее, а кому-то необходимо побольше времени. Вам надо просто определить (ни с кем не советуясь) ступеньку на которой они находятся, т. е. показать свои знания.

Работа ведется педагогом параллельно: используются 2 формы работы индивидуальная и фронтальная.

3.3 Работа над сольным вокальным произведением:

1. «Белыми птицами»Елена Фурман и Кристина Сенько :

• ритмический ансамбль,

• своевременность вступления,

• темп,

• дикция и артикуляция,

• чистота интонации в припеве.

2. «Кукушка»Ксения Боковня:

• единая округлая манера звукообразования,

• дикция,

• звук на опоре – избавление от пения на крике.

3. «Звездный календарь»Настя Егрищина:

• тембральная окраска голоса (светлый, легкий полетный звук,

• дикция и артикуляция,

• единая открытая манера звукообразования,

• пение на опоре.

4. «Я вернусь»Юлия Слесарчук :

• тембральная окраска голоса (чередование темного, глубокого звука с легким, светлым,

• динамические оттенки,

• пение на опоре,

• фразировка,

• жанр и характер произведения,

• интонационно-драматическое развитие песни (контрастное).

IV. Подведение итогов.

Педагог: Занятие наше близится к концу,и мне хотелось бы от вас услышать: что нового вы сегодня для себя узнали, какая работа проделана сегодня, и какая, на ваш взгляд работа нам еще предстоит.

Учащиеся: 1. Сегодня мы познакомились с вами с алгоритмом работы над вокальными произведениями и учились определять этапы нахождения процесса работы над произведением. 2. Работали над ансамблем 1 части песни «Только вперед». 3. Работали над сольными песнями, улучшая уровень их исполнения.

Мы с вами сегодня проделали огромную работу, каждый из вас старался, вы молодцы. Впереди у нас много интересной работы. Но это будет на следующих занятиях. А сегодня всем спасибо, до свидания!

Публикации по теме:

План-конспект занятия по рисованию «Кошкин дом» Конспект по рисованию "Кошкин дом"Средняя группа Провела: Рудинская Ирина Викторовна МАДОУ детский сад № 22 Программное содержание: Продолжить.

Конспект занятия «Бизнес-план» для подготовительной группе Цель: продолжать знакомить детей с экономическими понятиями, такими как банк, ссуда, кредит, рентабельность. Продолжать учить составлять.

План-конспект занятия «Мой друг светофор» ПЛАН – КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ По Правилам Дорожного Движения Тема: Друг Светофор. Цель: продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения.

План-конспект занятия по хореографии «Волшебный куб» План-конспект занятия по хореографии "Волшебный куб» Цель урока: • Пробудить творческий интерес обучающихся к постижению основ танцевального.

План-конспект игры-занятия по сенсорному развитию План-конспект игры-занятия по сенсорному развитию с детьми раннего возраста[/b] ТЕМА: Листопад Программное содержание: 1. Продолжать учить.

План-конспект комплексного занятия «Русская матрешка» План – конспект комплексного занятия во второй младшей группе. Тема: «Русская матрешка». Образовательная область: познавательное развитие.

План-конспект занятия «Где прячется здоровье?» Тема: "Где прячется здоровье?"[/u] Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет) Форма организации: групповая Задачи: 1. Формировать у детей.

План-конспект занятия «Путешествие Бараша» Цель: Познакомить детей со звуком (б, научить выделять его в слове, определять место звука в слове, закрепить понятие «согласный звук»;.

План-конспект занятия «Слоговичок» Цель: Закрепление навыков слогового анализа и синтеза через двигательную активность. Задачи: Повышение мотивации детей к закреплению полученных.

План-конспект занятия с использованием ИКТ «Домашние животные» Задачи. Образовательные: Обобщение и систематизация знаний о диких животных наших лесов, образе жизни. Закрепление в речи названий диких.

Автор публикации:
План-конспект занятия по вокалу
Опубликовано: 22 января 2016 в 16:38
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 декабря. Елочный день на МААМ

Новогодней красавице, без которой невозможно представить любимый всеми праздник, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы увлечь детей елочной...

6 декабря. День арт-терапии на МААМ

Когда ребёнок (и взрослый человек тоже) с удовольствием, «в охотку» занимается творчеством, он почти всегда положительно воздействует на своё психоэмоциональное состояние. Арт-терапия нацелена на то,...

Экологическая сказка для моих воспитанников «Новогодний подарок»
Жила – была в хвойном лесу белочка Озорница. Так прозвали ее лесные жители. Озорница была большая затейница и мастерица в Лесном Царстве. И помогала...
Конспект НОД в младшей группе «Развивающая игра «Три медведя»
Тема ( проект, событие) : «Три медведя» Возрастная группа: младшая 3-4 года Форма работы с детьми: познавательно - исследовательская деятельность Форма...
Украшение группы «В гости к нам пришла Зима!»
Добрый день, уважаемые коллеги! Вот и наступила зима, одно из самых веселых, задорных и любимых времен года, время, когда можно поиграть с друзьями в снежки,...