МААМ-картинки

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Марина Арндт
Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность

План по самообразованию

на 2021-2022 учебный год

воспитателя Арндт Марины Игоревны

Тема: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.

Публикация «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность» размещена в разделах

Задачи: проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме; составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста; использовать разработанный материал на занятиях математики с детьми дошкольного возраста; активно воздействовать на всестороннее развитие детей :

Ожидаемый результат: активизация познавательного интереса дошкольников; развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления; формирование элементарных математических представлений.

Актуальность.

Актуальность темы обусловлена тем, что Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование элементарных математических представлений.

В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным методам ФГОС ДО.

В течение всей жизни человек формируется и развивается в деятельности. Дошкольный возраст – короткий, но очень важный период становления личности. Именно в это время ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающем его мире и у него вырабатываются навыки адекватного поведения. Первостепенное значение для умственного развития детей имеет приобретение ими математических представлений, т. к. математика необходима как для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач, так и для успешного обучения в школе.

Формирование математических представлений, согласно Образовательной программе дошкольного образовательного учреждения, начинается в младшей группе детского сада. Но уже в раннем возрасте воспитатели проводят работу по сенсорному развитию детей, таким образом, создавая условия для успешного освоения математических понятий в будущем.

Знакомство с математикой не должно стать скучным занятием для детей. Ведь, как известно, память ребёнка избирательна. Ребёнок запомнит лишь то, что ему интересно, что его удивило, вызвало какие-либо эмоции. Именно, поэтому задача педагогов и родителей вызвать неподдельный, живой интерес к занятиям математикой.

Следует отметить, что не всегда малыши понимают смысл выполняемых ими действий, не ведают, для чего нужно считать, измерять, сравнивать. Во избежание этого следует правильно подбирать методы и формы работы с детьми, опираясь на предметно-чувственную деятельность. Воспитателю необходимо вести поиск и применять методы обучения, обеспечивающие кроме формирования у детей математических представлений ещё и развитие психических функций – восприятия, памяти, мышления, воображения. Это и станет залогом успешной подготовки детей к обучению математике в школе.

Все дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.

В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся с признаками предметов: цветом, величиной, формой.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети познают окружающий мир, углубляют приобретенные знания в новых связях, в новых обстоятельствах, также они направлены на развитие речи и правильной ориентировке в пространстве.

Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, мозаика, разрезные картинки и кубики. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет, устанавливать сходства и различия предметов, научить сравнивать и выделять признаки предметов.

Также при формировании элементарных математических способностей у дошкольников можно использовать игры на плоскостное моделирование, игры-головоломки, задачи-шутки.

Но, не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру.

План работы на год по данной теме

Сроки Содержание работы Практические выходы

сентябрь 1. Составить перспективный план работы по самообразованию.

2. Подобрать и изучить методическую литературу по теме самообразования.

3. Проведение первичной диагностики детей в начале учебного года. План, диагностика

октябрь 1. Проведение занятий, с использованием игрового занимательного материала (игры с использованием счетных палочек).

2. Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала.

3. Консультация для родителей «Как привить интерес к математике Игры во время самостоятельной и совместной деятельности в группе, на прогулках.

ноябрь 1. Пополнение РППС группы дидактическими играми по математике.

2. Изготовление папки – передвижки для родителей «Формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 лет».

3. Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Составь картинку», «Найди отличия», «Найди пару»). Игры во время самостоятельной и совместной деятельности в группе.

декабрь 1. Отражение и закрепление полученных знаний в творческой деятельности.

2. Оформление уголка занимательной математики в группе.

3. Привлечение родителей к изготовлению игр по математике. Математика в изобразительной деятельности (аппликации, лепке, рисовании).

январь 1. Создание картотеки игр по ФЭМП.

2. Пополнение уголка занимательной математики в группе.

3. Герои сказок из геометрических фигур. Создание игр.

Герои в альбоме.

февраль 1. Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры с логическими Блоками Дьенеша, настольно-печатные игры).

2. Информация в уголок для родителей

«Математика вокруг нас» Развлечение «Весёлая математика»

март 1. Самореализация. Составление картотеки игр по развитию математических представлений.

2. Игровая деятельность с использованием математических заданий. Представление картотеки

апрель 1. Игровая деятельность математической направленности в группе, на прогулках.

2. Математическое развлечение для детей «Путешествие в страну математики». Игры во время совместной деятельности в группе.

май 1. Проведение итоговой диагностики, анализ, оформление результатов диагностики.

2. Обобщить результаты самообразования, написать отчет. Выступление на итоговом педагогическом совете.

В течение года изучить необходимую методическую литературу, а так же статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источников.

1. «Математика и дети» - А. Белошинская – кандидат пед - х наук.

2. «Ориентировка в пространстве» - Т. Мусейнова – кандидат пед - х наук.

3. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.

4. «Сенсорное воспитание» - Э. Пилюгина.

5. «Играем в числа» - серия пособий

6. «Развиваем восприятие, воображение» - А. Левина.

7. Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.

8. В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г. 11. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений» : Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М. : ВАКО, 2005 г. - 208 с.

9. З. А. Михайлова «Игровые задачи для дошкольников», СПБ: «Детство-Пресс», 2010.

10. Помораева И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений, 2016.

11. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М. : Баласс, 2003 г.

12. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.

13. «Ориентировка в пространстве» — Т. Мусейнова – кандидат пед. наук.

14. Венгер Л. А. Больше, меньше, поровну, «Дошкольное воспитание», 1996 №6.

Публикации по теме:

Развитие эмоциональности через творческую деятельность. Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста Левченков В. В. Тема: «Развитие эмоциональности через творческую деятельность» Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста.

Пособия для развития математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельностьПособия для развития математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность Актуальность темы: В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на первый план выдвигается.

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» Тема моего самообразования называется "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных.

Дидактические игры для автоматизации звуков через игровую деятельностьДидактические игры для автоматизации звуков через игровую деятельность Правильное употребление звука в речи – это его длительная автоматизация. На этапе автоматизации происходит выработка нового навыка, чему.

Консультация для педагогов «Развитие музыкальных способностей детей через театрализованную деятельность» РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Для осуществления данной цели делаем следующие.

Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность» В современной жизни проблема обучения математике приобретает всё большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

План по саморазвитию «Развитие у детей дошкольного возраста гуманных чувств через театрализованную деятельность»План по саморазвитию «Развитие у детей дошкольного возраста гуманных чувств через театрализованную деятельность» Пояснительная записка. «Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда.

План самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» «И в десять лет, и в семь,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность
Опубликовано: 9 апреля 2022 в 17:36
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД