Михендеева Ксения
Реализация принципа индивидуализации в образовательном процессе старших дошкольников на основе дифференцированного подхода
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №84 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по художественно – эстетическому направлению развития детей»
План по саморазвитию
воспитатель группы №3
Михендеева Ксения Владимировна
Тема: «Реализация принципа индивидуализации в образовательном процессе старших дошкольников
на основе дифференцированного подхода»
г. Каменск – Уральский 2018-2019 у. г.
Публикация «Реализация принципа индивидуализации в образовательном процессе старших дошкольников на основе дифференцированного подхода» размещена в разделах
Индивидуальная тема профессионального развития и
самообразования :
«Реализация принципа индивидуализации в образовательном процессе старших дошкольников
на основе дифференцированного подхода»
Актуальность данной темы:
Целевая направленность современного образования определяется необходимостью развития личности, способной адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира, творчески развиваться как в личной, так и в профессиональной деятельности. Можно выделить ряд существенных требований парадигмы личностно – ориентированного образования к педтехнологиям : диалогичность деятельностно – творческий характер, направленность на поддержку индивидуального развития ребенка, предоставление ему необходимого пространства свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения. Технология индивидуальной поддержки хорошо разработана в зарубежных исследованиях по гуманистической психологии особенно ценными в этом отношении являются работы К. Роджерса, который считал основной задачей педагога – помочь ребенку в его личностном росте.
Особая роль в индивидуальной поддержке отводится ситуации успеха, создание условий для самореализации личности, повышению статуса ребенка, значимости его личного вклада в решение общих задач.
Каждый человек учится по – своему. Добиться высоких результатов при обучении, развить творческие способности можно только при условии учета индивидуально – психологических различий дошкольников, т. е. при условии реализации принципа индивидуализации в образовательном процессе.
Одним из средств реализации принципа индивидуализации в образовательном процессе является дифференциация обучения.
Реализация дифференцированного подхода в воспитании и обучении дошкольников является одним из условий обеспечения равных стартовых возможностей для детей дошкольного возраста к обучению.
Сущность дифференцированного подхода заключается в организации учебного процесса с учетом возрастных особенностей, в создании оптимальных условий для эффективной деятельности всех детей, в перестраивании содержания, методов, форм обучения, максимально учитывающих индивидуальные особенности дошкольников. Дифференцированный подход в образовании – это образование, ориентированное на ребенка, ищущее пути, как наилучшим образом удовлетворить познавательные потребности растущего человека, как решить проблемы развития и поддержки ребёнка.
Дифференцированный подход предполагает помощь дошкольнику в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в самоопределении относительно личностно-значимых и общественно-приемлемых целей, самореализации и самоутверждения.
Дифференциация дошкольников по уровню умственного развития позволит исключить неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловку и усреднение детей. У воспитателя появится возможность помогать “слабому”, уделять внимание “сильному”, работать более эффективно с детьми, испытывающими трудности в обучении, в том числе и по математике.
В настоящее время возросло число детей, которые в силу различных биологических, психофизических, социальных и педагогических причин недостаточно готовы к началу школьного обучения, испытывают значительные трудности в усвоении образовательных программ, в адаптации к социальным условиям
Дифференцированный подход позволяет разделить группу детей на подгруппы, в которых и содержание образования, и методы обучения, и организационные формы различаются, также состав подгрупп может меняться в зависимости от поставленной учебной задачи. Дифференцированный подход в традиционной системе обучения организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы. Данный подход необходим на всех этапах обучения.
В условиях целенаправленного процесса обучения дифференцированный подход к дошкольникам реализуется на занятиях в разумной дифференциации заданий, постановок перед детьми посильных задач, где посильность и легкость отнюдь не тождественные понятия. Это посильное задания, упражнения, предлагаемые с учетом уровня знаний, умений и навыков дошкольников и предполагающее последовательное усложнение познавательных задач. Путь от первичного усвоения до прочного сформированного навыка у разных дошкольников не одинаков. Главной задачей воспитателя – сократить его у тех детей, у которых он длиннее, чем у остальных.
Цель – выявить возможность реализации дифференцированного подхода в образовательном процессе старших дошкольников.
Задачи:
- выявить проблему, показать необходимость дифференцированного подхода в процессе обучения дошкольников;
- рассмотреть психолого – педагогическую сущность дифференциации и индивидуализации в ОП;
- рассмотреть различные технологии и методические приемы реализации дифференцированного подхода в обучении;
- проанализировать динамику изменения обученности при внедрении дифференциро-ванного подхода.
Источники самообразования :
СМИ, специализированная литература (научная, методическая, интернет, мероприятия по обмену опытом, мастер – классы, вебинары)
Форма самообразования :
Индивидуальный - через индивидуальный план, групповая – через участия в деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Ожидаемый результат самообразования :
Повышение своей компетенции в вопросе необходимости дифференцированного под-хода в процессе обучения старших дошкольников.
Перспективный план самообразования на 2018-2019 учебный год
Срок Этапы Содержание работы Форма
отчетности
Сентябрь - октябрь
Организационно - теоретический
1. Изучение нормативных докумен-тов.
2. Детальное изучение имеющегося опыта ДОУ, методической литера-туры по данной проблеме.
3. Прогнозирование результатов.
Консультация для родителей:
«Основные
цели и задачи дифференцирован-ного подхода»
Октябрь - май
Накопительно - практический
1. Изучение реализации принципа индивидуализации.
2. Подбор необходимого оборудования, материалов.
3. Разработка игр, занятий по мате-матике с учетом дифференцирован-ного подхода. Консультация для педагогов
май заключительный
1. Самоанализ и самооценка проде-ланной работы свой группе.
2. Обобщение результатов на засе-дании педагогического совета.
3. Планирование деятельности и перспектив развития. Презентация о проделанной
работе