Папки-передвижки

Реализация принципа индивидуализации в образовательном процессе старших дошкольников на основе дифференцированного подхода

Михендеева Ксения
Реализация принципа индивидуализации в образовательном процессе старших дошкольников на основе дифференцированного подхода

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №84 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по художественно – эстетическому направлению развития детей»

План по саморазвитию

воспитатель группы №3

Михендеева Ксения Владимировна

Тема: «Реализация принципа индивидуализации в образовательном процессе старших дошкольников

на основе дифференцированного подхода»

г. Каменск – Уральский 2018-2019 у. г.

Публикация «Реализация принципа индивидуализации в образовательном процессе старших дошкольников на основе дифференцированного подхода» размещена в разделах

Индивидуальная тема профессионального развития и

самообразования :

«Реализация принципа индивидуализации в образовательном процессе старших дошкольников

на основе дифференцированного подхода»

Актуальность данной темы:

Целевая направленность современного образования определяется необходимостью развития личности, способной адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира, творчески развиваться как в личной, так и в профессиональной деятельности. Можно выделить ряд существенных требований парадигмы личностно – ориентированного образования к педтехнологиям : диалогичность деятельностно – творческий характер, направленность на поддержку индивидуального развития ребенка, предоставление ему необходимого пространства свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения. Технология индивидуальной поддержки хорошо разработана в зарубежных исследованиях по гуманистической психологии особенно ценными в этом отношении являются работы К. Роджерса, который считал основной задачей педагога – помочь ребенку в его личностном росте.

Особая роль в индивидуальной поддержке отводится ситуации успеха, создание условий для самореализации личности, повышению статуса ребенка, значимости его личного вклада в решение общих задач.

Каждый человек учится по – своему. Добиться высоких результатов при обучении, развить творческие способности можно только при условии учета индивидуально – психологических различий дошкольников, т. е. при условии реализации принципа индивидуализации в образовательном процессе.

Одним из средств реализации принципа индивидуализации в образовательном процессе является дифференциация обучения.

Реализация дифференцированного подхода в воспитании и обучении дошкольников является одним из условий обеспечения равных стартовых возможностей для детей дошкольного возраста к обучению.

Сущность дифференцированного подхода заключается в организации учебного процесса с учетом возрастных особенностей, в создании оптимальных условий для эффективной деятельности всех детей, в перестраивании содержания, методов, форм обучения, максимально учитывающих индивидуальные особенности дошкольников. Дифференцированный подход в образовании – это образование, ориентированное на ребенка, ищущее пути, как наилучшим образом удовлетворить познавательные потребности растущего человека, как решить проблемы развития и поддержки ребёнка.

Дифференцированный подход предполагает помощь дошкольнику в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в самоопределении относительно личностно-значимых и общественно-приемлемых целей, самореализации и самоутверждения.

Дифференциация дошкольников по уровню умственного развития позволит исключить неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловку и усреднение детей. У воспитателя появится возможность помогать “слабому”, уделять внимание “сильному”, работать более эффективно с детьми, испытывающими трудности в обучении, в том числе и по математике.

В настоящее время возросло число детей, которые в силу различных биологических, психофизических, социальных и педагогических причин недостаточно готовы к началу школьного обучения, испытывают значительные трудности в усвоении образовательных программ, в адаптации к социальным условиям

Дифференцированный подход позволяет разделить группу детей на подгруппы, в которых и содержание образования, и методы обучения, и организационные формы различаются, также состав подгрупп может меняться в зависимости от поставленной учебной задачи. Дифференцированный подход в традиционной системе обучения организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы. Данный подход необходим на всех этапах обучения.

В условиях целенаправленного процесса обучения дифференцированный подход к дошкольникам реализуется на занятиях в разумной дифференциации заданий, постановок перед детьми посильных задач, где посильность и легкость отнюдь не тождественные понятия. Это посильное задания, упражнения, предлагаемые с учетом уровня знаний, умений и навыков дошкольников и предполагающее последовательное усложнение познавательных задач. Путь от первичного усвоения до прочного сформированного навыка у разных дошкольников не одинаков. Главной задачей воспитателя – сократить его у тех детей, у которых он длиннее, чем у остальных.

Цель – выявить возможность реализации дифференцированного подхода в образовательном процессе старших дошкольников.

Задачи:

- выявить проблему, показать необходимость дифференцированного подхода в процессе обучения дошкольников;

- рассмотреть психолого – педагогическую сущность дифференциации и индивидуализации в ОП;

- рассмотреть различные технологии и методические приемы реализации дифференцированного подхода в обучении;

- проанализировать динамику изменения обученности при внедрении дифференциро-ванного подхода.

Источники самообразования :

СМИ, специализированная литература (научная, методическая, интернет, мероприятия по обмену опытом, мастер – классы, вебинары)

Форма самообразования :

Индивидуальный - через индивидуальный план, групповая – через участия в деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Ожидаемый результат самообразования :

Повышение своей компетенции в вопросе необходимости дифференцированного под-хода в процессе обучения старших дошкольников.

Перспективный план самообразования на 2018-2019 учебный год

Срок Этапы Содержание работы Форма

отчетности

Сентябрь - октябрь

Организационно - теоретический

1. Изучение нормативных докумен-тов.

2. Детальное изучение имеющегося опыта ДОУ, методической литера-туры по данной проблеме.

3. Прогнозирование результатов.

Консультация для родителей:

«Основные

цели и задачи дифференцирован-ного подхода»

Октябрь - май

Накопительно - практический

1. Изучение реализации принципа индивидуализации.

2. Подбор необходимого оборудования, материалов.

3. Разработка игр, занятий по мате-матике с учетом дифференцирован-ного подхода. Консультация для педагогов

май заключительный

1. Самоанализ и самооценка проде-ланной работы свой группе.

2. Обобщение результатов на засе-дании педагогического совета.

3. Планирование деятельности и перспектив развития. Презентация о проделанной

работе

Публикации по теме:

Презентация «Использование потенциала семьи для реализации принципа индивидуализации в ДОУ» Доклад на тему: «Использования потенциала семьи для реализации принципа индивидуализации в ДОУ» Семья и дошкольное учреждение- два важнейших.

Из опыта работы «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОО в условиях внедрения ФГОС до» Из опыта работы: «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО» Старший воспитатель МБДОУ.

Консультация для воспитателей «Использование ТРИЗ и РТВ в воспитательно-образовательном процессе старших дошкольников» В соответствии с ФГОС основная общеобразовательная программа должна предусматривать решение программных образовательных задач в совместной.

Применение индивидуально-дифференцированного подхода на уроках труда в специальной (коррекционной) школе По мнению Г. М. Дульнева, С. Л. Мирского уроки труда оказывают положительное влияние на умственное развитие учащихся коррекционной школы. Они.

Реализация гендерного подхода в воспитательно-образовательном процессе ДОУ в рамках введения ФГОС Тема гендерной идентификации детей дошкольного возраста в ДОУ в условиях введения ФГОС и в семье особенно актуальна в настоящее время. На.

Реализация LEGOтехнологий в образовательном процессе коррекционных групп Указ президента «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г.» Введение федеральных государственных стандартов.

Реализация системно-деятельностного подхода в дошкольном образовательном учреждении посредством создания мини-лаборатории На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологий обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование.

Семинар-практикум «Реализация дидактических принципов деятельностного метода в образовательном процессе детского сада» Сегодня система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является появление принципиально нового документа – Федерального.

Семинар-практикум «Реализация дидактических принципов деятельностного метода в образовательном процессе современного ДС» Сегодня система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является появление принципиально нового документа – Федерального.

Технология «Портфолио» как средство реализации принципа индивидуализации в образовании дошкольников Идея самоценности дошкольного детства и создания условий для полноценного проживания этого периода каждым ребенком побудила к поиску содержания.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Реализация принципа индивидуализации в образовательном процессе старших дошкольников на основе дифференцированного подхода
Опубликовано: 11 февраля 2019 в 19:48
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД