МААМ-картинки

Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников

Зелмира Усманова
Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида "Югорка"

«Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Подготовил воспитатель

подготовительной к школе группы

Усманова Зелмира Шахбановна

01.09.2018

(дата начала работы над темой)

31.05.2019

(предполагаемая дата окончании работы)

Покачи 2019г.

Содержание:

Публикация «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников» размещена в разделах

Введение …. …. 3

Пояснительная записка …. 5

Работа с детьми …. …. 9

Работа с родителями …. 11

\

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.

Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский

Введение

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека.

Игра и учеба – две разные деятельности, между ними имеются качественные различия. Справедливо замечено еще Н. К. Крупской, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы».

Значит, задача педагога – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности – к учебной. Решающую роль в этом играют развивающие игры.

Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс

3

решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.

В связи с этим меня заинтересовала проблема: можно ли повысить мотивацию дошкольников в формировании элементарных математических представлений посредством использования развивающих игр.

Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.

Исходя из этого, я сформулировала следующую рабочую гипотезу: развитие элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр будет эффективно при условии использования игровых методов и приемов в образовательном процессе.

Объект исследования – элементарные математические представления у дошкольников;

Предмет исследования – развивающие игры при формировании элементарных математических представлений у дошкольников;

Цель: Создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством развивающих игр.

Задачи:

• проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

• изучить игровые технологии в обучении математике детей дошкольного возраста;

• составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;

использовать разработанный материал на занятиях математики с детьми дошкольного возраста.

4

Пояснительная записка.

В дошкольном возрасте, на мой взгляд, игра имеет важнейшее значение.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.

Игры математического содержания рассматриваются мной как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя и детей по формированию элементарных математических представлений.

Можно выделить следующие особенности занимательных игр предлагаемые детям для усвоения математических представлений.

1. Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.

2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.

3. Все психологические новообразования берут начало в игре.

4. Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.

5. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.

В формировании у детей математических представлений в моей работе широко используется занимательный математический материал. Игровой материал включаю в ход самого мероприятия или использую в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. В непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений применяю различные дидактические игры: с цифрами, на ориентацию в пространстве, с использованием геометрических фигур, на развитие логического мышления, путешествия во времени. Чтобы уточнить и конкретизировать знания детей о числах, их назначении,

5

геометрических формах, временных отношениях я применяю занимательные задачи, загадки. Развивать мышление детей помогают различные виды логических задач и упражнений, словесные игры, которые строятся на словах и действиях играющих. Задачи, загадки-шутки применяю при обучении решению арифметических задач, действий над числами, формировании временных представлений. Дети описывают предметы, выделяя их характерные признаки, находят характерные признаки сходства и различия, отгадывают по описанию, группируют предметы по различным признакам и свойствам. Одновременно у них формируется умение правильной форме высказываний : «я считаю, что…», «я думаю, что…», «моё мнение…», которые в повседневной жизни они используют редко. В качестве «умственной гимнастики» использую несложные занимательные задачи. Используя различные дидактические игры в работе с детьми, можно убедиться в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания, активно отвечают на вопросы. В работе мне помогают такие приёмы мотивации, как, общение с игровыми персонажами, которым необходима помощь. В данных ситуациях дети из обучаемых превращаются в обучающих, они размышляют, доказывают, делают умозаключение.

Игры математического содержания рассматриваются мной как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя и детей по формированию элементарных математических представлений.

Многообразие занимательного материала – игр, задач, головоломок дает основание для их классификации. Классифицировать их можно по разным признакам по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений.

6

В группе создан центр «Занимательная математика». В него вошли развивающие игры, которые помогают развитию познавательных способностей, формированию интереса к деятельности с числами, геометрическими фигурами, величинами. Предлагаемые настольно-печатные игры, позволяют развивать логическое мышление, навыки счета, знакомят с цифрами, способствуют развитию произвольного внимания, эмоционального контроля, усидчивости. Удачно используются игры, в которых необходимо бросать кубик и делать ход в соответствии с количеством выпавших очков. Двигаясь по схеме, трассе фишками, каждый ребенок упражняется в запоминании порядка следования чисел. В центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей мог выбрать себе игру по интересам. Всю работу в центре занимательной математики организовываю с учётом индивидуальных особенностей детей. Предлагаю ребёнку игру, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно-волевого развития, проявления активности, вовлекаю в игры малоактивных, пассивных детей, заинтересовываю их. Помогаю освоить игру.

Осуществляю свою работу по данной теме в тесном контакте с родителями:

- знакомлю с занимательными и развивающими играми;

- провожу консультации, индивидуальные беседы;

- привлекаю родителей к пополнению центра «Занимательная математика»

7

Тема «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Цель и задачи:

1. Изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

2. Активно воздействовать на всестороннее развитие детей :

обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).

Этапы работы:

1. Работа с детьми

2. Работа с родителями

8

9

1. Работа с детьми

Сроки выполнения Формы работы с детьми Примечание

Сентябрь Цифры от 1 до 10, знаки, >, <, геометрические фигуры. Приложение № 1

Знаки =, =, +, -, арифметические задачи, величина предмета. Приложение № 2

Независимость числа от расположения предметов, преобразование неравенства в равенства, части суток, геометрические фигуры. Приложение № 3

Количественный счет от 1 до 10, логические задачи, состав числа 5 из двух меньших. Приложение № 4

Октябрь Счет по образцу и названному числу, величина, геометрические фигуры, ориентировка в пространстве. Приложение № 5

Состав числа 6, установление равенства между группами предметов, дни недели, геометрические фигуры. Приложение № 6

Мониторинг.

Независимость числа от расположения предметов, геометрические фигуры, состав числа 7, части суток. Приложение № 7

Ноябрь Арифметические задачи на сложение и вычитание, величина, геометрические фигуры. Приложение № 8

Число 11, количественный счет, времена года. Приложение № 9

Закрепление знаний о числе 11, математические загадки, знакомство с линейкой. Приложение № 10

Число 12, дни недели, знаки >, < Приложение № 11

Декабрь Закрепление знаний о числе 12, арифметические задачи, линейка, геометрические фигуры. Приложение № 12

Число 13, арифметические и логические задачи, треугольник Приложение № 13

Числа 11, 12, 13, величина предметов, логические задачи. Приложение № 14

Число 14, логические задачи, геометрические фигуры. Приложение № 15

Январь Числа 11, 12, 13, 14 (повторение, состав числа 8, логические задачи, ориентировка на листе бумаги. Приложение № 16

Число 15, количественный счет до 14, геометрические фигуры. Приложение № 17

Числа от 1 до 15 (повторение, геометрические фигуры, решение примеров, логические задачи. Приложение № 18

10

Сроки выполнения Формы работы с детьми Примечание

Февраль Число 16, ориентировка во времени, логическая задача. Приложение № 19

Сравнение смежных чисел, знаки <, >, состав числа 9, квадрат, величина предметов. Приложение № 20

Число 17, геометрические фигуры, ориентировка на листе. Приложение № 21

Решение примеров с числами второго десятка, величина предметов, логическая задача. Приложение № 22

Март Число 18, времена года, логические задачи. Приложение № 23

Число 18, геометрические фигуры, состав числа 10, логическая задача. Приложение № 24

Число 19, величина, ориентировка во времени. Приложение № 25

Решение примеров, независимость числа от расположения предметов, геометрические фигуры, ориентировка в пространстве на листе. Приложение № 26

Апрель Число 20, решение примеров, арифметическая задача, геометрические фигуры. Приложение № 27

Число 20, решение примеров, логическая задача, моторика. Приложение № 28

Состав числа 9, сравнение чисел, геометрические фигуры. Приложение № 29

Соотнесение числа и количества предметов, моторика. Приложение № 30

Май Величина, ориентировка во времени, развитие внимания. Приложение № 31

Математические загадки, времена года, соответствие между числом и количеством предметов. Приложение № 32

Мониторинг.

11

2. Работа с родителями

Формы работы Сроки выполнения

Проведение консультации для родителей детей подготовительной группы на тему «Роль развивающих игр в воспитании детей дошкольного возраста».

Сентябрь

Проведение индивидуальных бесед с родителями.

В течение года

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

Февраль

Памятка для родителей «Нам пора в школу» Март

Публикации по теме:

Использование игровых педагогических технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников «Использование игровых педагогических технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников» Внедрение развивающей.

Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений 1 СЛАЙД «Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений» Подготовила воспитатель МДОУ «Вольновского.

Консультация для родителей «Роль развивающих игр в развитии элементарных математических представлений у дошкольников» Доклад на родительское собрание Роль развивающих игр в процессе развития элементарных математических представлений у дошкольников. «Без.

Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений старших дошкольников Согласно ФГОС одной из составляющих образовательной области «Познание» является формирование элементарных математических представлений дошкольников,.

Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников Группа «Радуга» «Без игры.

Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений "Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений" Для умственного развития детей существенное значение.

Консультация для воспитателей «Роль сказки в формировании элементарных математических представлений у дошкольников» Консультация для воспитателей Роль сказки в формировании элементарных математических представлений у дошкольников Подготовила воспитатель:.

Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №47» ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ воспитателя группы среднего дошкольного.

Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников ВВЕДЕНИЕ «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное, окно, через которое в духовный мир ребенка.

Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников САМООБРАЗОВАНИЕ ПО ФЭМП Тема: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников
Опубликовано: 26 марта 2019 в 08:04
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Зелмира Усманова (УИ 14688) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД