МААМ-картинки

Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой России

Манн Татьяна Ивановна
Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой России

Цель:

Повысить свой профессиональный уровень, систематизировать работу по реализации ФГОС;

Изучить методическую литературу по данной теме

Повышать профессиональное мастерство и компетентность в работе над формированием экологической культуры у детей дошкольного возраста;

Развивать творческую активность, инициативу в инновационной, научно-методической, опытно-экспериментальной деятельности при воспитании детей в современных условиях.

Обобщение знаний по данной теме.

Публикация «Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой России» размещена в разделах

Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей.

Привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.

Задачи:

Расширять кругозор детей и обеспечить передачу детям первичных знаний с элементами экологии о природных объектах России;

Формировать бережное отношение к растениям и животным России;

Развивать у детей эмоционально-чувственную сферу на основе знакомства с природой России.

Формирование навыков осознанной деятельности по охране окружающей среды, становление экологического мышления.

Актуальность

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Экологическое воспитание значимо с позиции личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Под экологическим воспитанием детей я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, т. е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и все, что происходит вокруг. Нужно учить детей правильно вести себя в природе и среди людей. В дошкольном учреждении детей знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому, любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Проблема экологического воспитания представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для продолжения работы над данной темой с детьми подготовительной группы, выбрав её темой для самообразования.

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Охрана окружающей среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводит к ухудшению экологической ситуации. В последние годы напряженность экологической обстановки возрастает с каждым днем. Высоким остается уровень загрязнения поверхностных вод, почв, атмосферного воздуха. Быстро снижается биологическое разнообразие природы России: гибнут экосистемы лесов, многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения. На долю нынешнего поколения выпадает решение задачи экологического оздоровления России и планеты Земля в целом.

Необходимо научиться гуманно и бережно относиться к природе. Для этого надо воспитывать экологическое сознание и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста.

Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых - воспитателей и родителей.

Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести прогулки, экспериментирование, наблюдения, различные экологические акции и проекты.

Этапы работы:

1. Подготовительный - изучение научно-методической и учебно - методической литературы для разработки плана по самообразованию год. Диагностика ребёнка, через дидактические, экологические и патриотические игры, беседы, рассматривание картин, иллюстраций. Перспективное планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

2. Организационно – диагностический - изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах, ознакомление с публикациями в печатных изданиях. 3. Практический - Составление картотеки дидактических игр по экологии в подготовительной группе.

4. Обобщающий - подведение итогов. Оформление результатов работы (фотовыставка для родителей).

5. Внедренческий - распространение опыта работы: участие в конкурсах, публикации на сайтах, использование полученного опыта в ходе дальнейшей работы.

Методы и формы работы: НОД наблюдения, экскурсии, выставки, игры-беседы, игры путешествия, выставки продуктивной деятельности, рассказ, чтение художественной литературы, просмотр фильмов о природе, дидактические игры.

Предполагаемые результаты по самообразованию:

Формирование первоначальных основ экологической культуры дошкольников на основе воспитания осознанного отношения детей к природе. Повышение экологической грамотности, развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы. Развитие логического мышления и памяти.

Развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей. Обогащение и расширение представлений об окружающем мире. У детей появится желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности. Воспитание гуманного отношения к природе.

Работа с детьми.

Просмотр презентации «Растительный мир России», «Животный мир Арктики и Антартики».

НОД Знакомство с Красной книгой. (Редкие исчезающие животные, растения).

Чтение художественной литературы: «Почему у Земли платье зеленое», «Роль деревьев в жизни людей».

Разгадывание кроссвордов «Грибы», «Рыбы».

Беседы с детьми: «Земля – планета на которой мы живем», «Какую пользу приносит лес», «Какие бывают птицы», «В подводном мире», «Насекомые наши – друзья».

Викторина «Что, где, когда?».

Выставка детских рисунков «Сбережем планету».

Работа с родителями.

Анкетирование «Экологическое воспитание детей».

Консультация для родителей на тему: «Экологические пространства».

Подборка экологической литературы для родителей.

Консультации на экологическую тему: «Не причиняя вреда природе», «Сокровища леса».

Литературная выставка «Читайте вместе с нами».

Консультация «Птицы — наши друзья».

Благотворительная акция «Покормите птиц зимой» (изготовления кормушек).

Консультация «Жизнь птиц зимой», «Не быть равнодушными».

Папка-передвижка «Очей очарованье» (предложить родителям выучить с детьми стихи о природе, птицах, животных).

Консультация Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников».

Культурно-досуговая деятельность викторина «Знатоки природы» (родители и дети).

Конкурс «Экологическая сказка, придуманная мною».

Проведения субботника «Сделаем город чище».

Выставка фотографий «Наши добрые дела».

Папка – передвижка «Люби и охраняй окружающую природу».

Подготовка и проведение совместного вечера развлечения «Мы – друзья природы».

Участие в акции «Юный эколог» (посадка деревьев, цветочной рассады на территории детского сада).

Выставка рисунков «Природа глазами детей» (совместная деятельность детей и родителей).

План работы

Месяц Работа воспитателя Работа с детьми Работа с родителями

Сентябрь Изучение методической литературы, ресурсов сети интернет.

Знакомство с книгами по экологическому воспитанию

Разработка конспектов занятий с детьми, консультаций и памяток для воспитателей и родителей.

Тема: «Земля – наш общий дом».

1. Беседа: «Земля – планета на которой мы живем».

2. Чтение художественной литературы. Экологическая сказка «Почему у земли платье зеленое».

3. Знакомство с Красной книгой. «Растения и животные Красной книги».

4. НОД рисование «Берегите природу».

Анкетирование «Экологическое воспитание детей».

Консультация для родителей на тему: «Экологические пространства».

Октябрь Сбор информации для создания картотеки: «Экологические сказки и стихи», «Дидактические игры по экологии».

Тема: «Растительный мир России».

1. Просмотр презентации «Растительный мир России».

2. Беседа «какую пользу приносит лес?», «Роль деревьев в жизни людей», «Интересная профессия лесник».

3. Д/И «С какого дерева листок?».

4. НОД рисование «Путешествие в лес». Консультации на экологическую тему: «Не причиняя вреда природе», «Сокровища леса».

Литературная выставка «Читайте вместе с нами».

Ноябрь Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей.

Познакомиться с книгой Шишкина В. А. Прогулки в природу. М., 2002. Тема: «Грибное царство».

1. Беседа путешествие в «Царство растений – грибы».

2. Чтение художественной литературы Н. Сладков «Мухомор».

3. Разгадывание кроссвордов на тему «Грибы».

4. НОД лепка «Корзина с грибами».

Папка-передвижка «Очей очарованье» (предложить родителям выучить с детьми стихи о природе, птицах, животных).

Консультация Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников».

Декабрь Подбор материала для оформления картотеки по теме: «Деревья», «Растения», «Птицы», «Насекомые», «Цветы». Тема: «Птицы».

1. Беседа «Какие бывают птицы». Рассматривание птиц, занесенных в Красную книгу.

2. Чтение художественной литературы Г. Серебрицкий «Берегите птиц», И. Поленов «Синичкины кладовые», А. Яшин «Покормите птиц».

3. Выставка «Добро пожаловать, пернатые друзья!».

4. НОД аппликация «Птички на кормушке».

Консультация «Жизнь птиц зимой», «Не быть равнодушными».

Консультация «Птицы — наши друзья».

Благотворительная акция «Покормите птиц зимой» (изготовления кормушек).

Январь Пополнить детскую библиотеку научной и художественной литературой о природе. Тема: «Животные России».

1. Познавательная беседа «Какие животные живут в лесу?».

2. НОД «Редкие животные в Красной книге».

3. Развлечение для детей «Мы защитники природы».

Культурно-досуговая деятельность викторина «Знатоки природы» (родители и дети).

Конкурс «Экологическая сказка, придуманная мною».

Февраль Изучение ресурсов сети интернет.

Познакомиться с книгой Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. – М: «Просвещение», 1993.

Познакомиться с книгой «Как знакомить дошкольников с природой». Пособие для воспитателей детсада. – М: Просвещение, 1982. Тема: «Животные Арктики и Антарктиды».

1. Просмотр презентации «Животные Арктики и Антарктиды».

2. Беседа «Люди Севера». Рассматривание картины «Северное сияние».

3. Разгадывание кроссворда «Животные Севера».

4. НОД рисование «Животные Севера».

Выставка фотографий «Наши добрые дела».

Папка – передвижка «Люби и охраняй окружающую природу».

Март Участие в конкурсах, проектах. Тема: «Обитатели морей и океанов».

1. Познавательная беседа о рыбах «В подводном мире».

2. Д/И «Кто живет на суше, а кто в воде».

3. Разгадывание кроссворда «Рыбы».

4. НОД аппликация «Аквариумные рыбки».

Проведения субботника «Сделаем город чище».

Апрель Анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности воспитанников. Тема: «В мире насекомых».

1. Познавательная беседа «Насекомые – наши друзья».

2. Д/И «Насекомые», «Кто как передвигается», «Что за насекомое».

3. Проведение викторины «Что, где, когда?».

4. НОД аппликация «Аквариумные рыбки».

Подготовка и проведение совместного вечера развлечения «Мы – друзья природы».

Участие в акции «Юный эколог» (посадка деревьев, цветочной рассады на территории детского сада).

Май Отчёт о проделанной работе (видео презентация). Тема: «Времена года, природные явления. Время суток».

1. Беседа «Времена года». Рассматривание иллюстраций природные явления.

2. Просмотр фильма «Природные явления».

3. Д/И «Ориентировка во времени».

4. Выставка детских рисунков «Сбережем планету.

Выставка рисунков «Природа глазами детей» (совместная деятельность детей и родителей).

Отчет о проделанной работе по заданной теме:

1. Картотека игр: «Экологические сказки и стихи», «Дидактические игры по экологии».

2. Сборник консультаций для родителей.

3. Изготовление дидактических игр по темам.

4. Папка – передвижка «Формирование экологической культуры через ознакомление

детей с природой России»

5. Фотовыставка «Природа глазами детей».

6. Отчет о проделанной работе за учебный год.

Используемая литература

1) Иванова А. И Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. М., 2007.

2) Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М., 2006.

3) Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995.

4) Павленко Н. Н., Родюшкина Н. Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в в ДОУ. М., 2006.

5) Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. М., 2010.

6) Зенина Т. Н. Экологическая гостиная в ДОУ. М., 2008.

7) Шишкина В. А. Прогулки в природу. М., 2002.

Анкета «Экологическое воспитание в семье».

Ф. И. ребенка

• Что такое экология?

• Есть ли у Вас комнатные растения, и какие? Если нет, то почему?

• Есть ли Уважаемые родители! Просим Вас ответить на ряд вопросов, в семье собака, кошка или другие животные?

• Посадили ли Вы дерево?

• Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?

• Читаете ли Вы ребенку книги о природе?

• Смотрит ли Ваш ребенок диафильмы, слайды, телепередачи о природе?

• Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?

• Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?

• Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т. д. ?

• Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?

• Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе?

• Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?

• Как Вы думаете, получит ли Ваш ребенок знания о природе в детском саду?

Благодарим Вас за сотрудничество!

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. Генералова Ольга.

Консультация для воспитателей «Формирование экологической культуры у детей при проведении акции «Нет весенним палам!»Консультация для воспитателей «Формирование экологической культуры у детей при проведении акции «Нет весенним палам!» Сегодня я хочу привлечь внимание детей и взрослых к проблемам окружающей среды, в частности, к весенним поджогам травы. Самые распространенные.

Консультация «Формирование у детей начал экологической компетенции через проектную деятельность»Консультация «Формирование у детей начал экологической компетенции через проектную деятельность» Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Консультация «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста» Природа - источник жизнедеятельности человека. Каждому из нас необходимо овладеть набором экологических знаний, для того, чтобы поведение.

Консультация музыкального руководителя «Формирование экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание» В начале хочется познакомить вас с высказыванием весликого педагога В. А. Сухомлинского: " Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего.

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Актуальность Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний,.

Проект в младшей группе «Я познаю мир. Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»Проект в младшей группе «Я познаю мир. Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Паспорт проекта Тип проекта: Практико-ориентированный Сроки реализации проекта: среднесрочный (29.03.2021 г. – 20.04.2021 г.) Участники:.

Экологическое воспитание и формирование экологической культуры у дошкольников Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и звон серебристых колокольчиков в бездонном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой России
Опубликовано: 20 января 2023 в 17:24
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД