Портнягина polina
План по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание в условиях ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – «Детский сад №239»
(МБДОУ ЦРР - «Детский сад №239»)
План по самообразованию
Тема: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС»
на 2021 – 2022 учебный год
Воспитатель : Портнягина П. А.
Пояснительная записка
Публикация «План по самообразованию „Нравственно-патриотическое воспитание в условиях ФГОС“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Патриотическое воспитание. Планы
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Учитывая это обстоятельство, достаточно сложно объяснить ребёнку, что представляет собою наша большая страна, как к ней нужно относиться. Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребё нок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города или села, традиции предков.
Актуальность
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.
Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств. Понятие "патриотизм" понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины. Период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальнейших. Вместе с тем, она обретает новые характеристики и соответственно, новые подходы к её решению.
Реализация инновационных подходов к патриотическому воспитанию дает более наглядный результат.
Цель:
– Повышение профессиональной компетентности и систематизирование знаний по вопросам нравственно – патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС; Изучение путей, средств и методов нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Задачи:
- повысить свой теоретический и научно – методический уровень, посредством подбора и изучения методической литературы;
- проанализировать условия, созданные в детском саду для патриотического воспитания;
- формировать у воспитанников чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким;
- формировать у воспитанников чувство любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
- формировать у воспитанников представления о России как о родной стране;
- воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России;
- воспитывать гражданско-патриотические чувства детей посредством изучения государственной символики;
- создать в семье благоприятные условия для нравственно - патриотического развития ребёнка, учитывая опыт детей, приобретённый в детском саду.
Формы работы:
- Совместная деятельность воспитателя с детьми;
- Индивидуальная работа с детьми;
- Свободная самостоятельная деятельность детей;
- Работа с родителями.
Предполагаемый результат:
-Имеет первичные представления о себе, семье, государстве, малой Родине, мире и природе;
Знает домашний адрес (испытывают любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожат своей семьей, домом; с удовольствием идут в детский сад);
Знает место работы родителей (имеют представление о значимости их труда; испытывают гордость и уважение к труду взрослых; имеют посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, несут ответственность за их выполнение);
Знает свое место проживания: район, город, область; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности; крупные города, области, а также находят их на карте.
Знает свою нацию, язык, традиции (гордятся своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины – Москву (знают историю, достопримечательности, несколько крупных городов страны и показывают их на карте России, флаг, герб, гимн России);
Знает представителей других национальности, населяющих нашу Родину (уважает их культуру и традиции);
Знает природу родных мест, флору и фауну (любуются природой, бережно относятся к ней);
Знает название планеты, на которой мы живем.
Работа с педагогами:
1. Консультация «Организация центров по нравственно – патриотическому воспитанию в группах ДОУ»
2. Консультация «Растим Патриотов»
Этапы работы:
1. Организационный
-Изучение и анализ методической литературы в вопросе патриотического воспитания дошкольников в условия ФГОС
-Составление плана работы с детьми и родителями по теме самообразования
-Подготовка практического материала
2. Основной
-Практическое применение наработанного материала с детьми старшего дошкольного возраста
-Проведения с родителями мероприятий согласно плану работы
3. Заключительный
-Самоанализ педагогической деятельности
-Отчетная презентация по итогам проделанной работы
-Выступление на педагогическом совете с опытом работы
Перспективный план работы
Изучение литературы и пополнение РППС Работа с детьми Работа с родителями
Сентябрь
Изучение литературы:
1. Зацепина М. Б. "Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников".
2. Козлова С. А. "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью".
3. Сухомлинский В. А. "Как воспитать настоящего человека"
Пополнение РППС:
Альбом «История нашего города»
1. Чтение стихотворений о сестрах, братьях и т. д;
2. Рассказы детей о членах своей семьи на основе личного опыта;
3. Обсуждение отрывка из рассказа В. Драгунского «Сестра моя Ксения»;
4. Рисование на тему «Моя семья»;
5. Беседа на тему где мы отдыхали летом
6. Выставка детских рисунков «Моя семья» (рассматривание фотографий)
7. Беседы с детьми об их домашних обязанностях, о семейных традициях и праздниках;
8. Лепка и рисование домашней утвари для игры в «Семью»
Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по патриотическому воспитанию дошкольников.
Октябрь
Изучение литературы:
Зацепина М. Д «Дни воинской славы»
Пополнение РППС:
Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию 1. Беседа «Что мы Родиной зовём?»
2. Беседа «Край в котором мы растём»
3. Путешествие по карте «Моя Родина – Россия»
4. Разучивание пословиц и поговорок на тему «Родина»
5. КВН «Наша Родина»
6. Спортивные состязания
Консультация для родителей «Семья – малая Родина»
Ноябрь
Изучение литературы:
1. Жуковская Р. И., Пеньевская Л. А. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/Сост. Жуковская Р. И., Пеньевская Л. А.
2. Алябьева, Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками / Е. А. Алябьева. - М. : ТЦ Сфера, 2004. 3. Вострухина, Т. Н. Воспитание толерантности у детей / Т. Н. Вострухина. - М. : Школьная пресса, 2011.
Пополнение РППС:
Наглядно – дидактическое пособие «Хохломская роспись»
1. Беседа – «Ознакомление с обычаями и традициями русского народа».
2. Беседа – «Ознакомление с традиционными блюдами России».
3. Рисование с использований элементов различной росписи («городецкая», «хохломская», «дымковская», «гжель» и другие)
4. Индивидуальная работа: Закрепление знаний различной росписи («городецкая», «хохломская», «дымковская», «гжель» и другие) Оформление папки - передвижки для родителей
«Азбука патриотизма».
Декабрь
Изучение литературы:
1. Ветохина А. Я., Дмитренко «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».- Детство-Пресс,2013
Пополнение РППС:
Литература по гражданско- патриотическому воспитанию 1. Беседа – «Ознакомление с символикой России, родного города, области».
2. Беседа - «Полиция – друг и защитник»
3. Беседа - «Путешествие в Великий Устюг к Деду Морозу»
4. Познавательно - спортивное мероприятие
Консультация «Воспитание
маленького гражданина»
Январь
Изучение литературы:
1. Тимошкина Н. А. Методика использования народных игр в ДОУ. Педагогическое образование 2008г. 64 с
2. Жучкова Г. Н. «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет» Гном и Д 2008г. 64с.
Пополнение РППС:
Картотека народных игр
1. Беседа - «Герои отечества»
2. Беседа - «Дружные ребята»
3. Беседа - Ознакомление с русскими народными сказками (чтение сказок, рисунки на эту тему)
4. КВН
«Маскарад»
Консультация «Воспитание патриотических чувств у дошкольника»
Февраль
Изучение литературы:
1. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А. М. Виноградовой. - М. : 1999. - 215с.
2. Маханева М. Д. нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. - М. ;ТЦ Сфера,2009.-96с. - (Синяя птица)
Пополнение РППС:
Дидактические игры по гражданско-патриотическому воспитанию
1. Беседа - «Главные праздники России»
2. Игра на улице «Зарница»
3. Приготовление подарков для пап своими руками
4. Беседа - Знакомство детей с жизнью православных святых и защитников земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма.
Консультация «Роль песни в жизни Армии»
Март
Изучение литературы:
1. Г. Н. Жучкова «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет»
2. «Я, ты, мы», «Как себя вести» (авт. О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина)
Пополнение РППС:
Почтовый ящик в сюжетно ролевую игру «Почтальон» 1. Беседа - «Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений»
2. Беседа на тему «Родина мать», «Моя малая Родина», «Моя мама»
3. Открытки к празднику своими руками для любимой мамы
4. Беседа - Виртуальная экскурсия на почту (познакомить с работой почтальона).
5."Что такое дружба" - чтение стихов о дружбе.
Консультация «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»
Апрель
Изучение литературы:
1. Ушакова З. П. «Истоки патриотизма в семье»
2. Арапова - Пискарева Н. «Мой родной дом». Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Пополнение РППС:
Модуль космической ракеты
1. Акция «Посади дерево»
2. Презентация на тему: "Этот загадочный космос!"
3. Беседа о великих русских космонавтах и летчиках
4. Выставка творческих работ на тему «Космос»
1. Привлечение родителей к акции «Посади дерево»
2. Консультация «Нравственно - патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы»
Май
Изучение литературы:
1. Арапова-Пискарева Н. «Маленькие Россияне»
2. Джесси Рассел «Воспитание»
3. Е. К. Ривина «Знакомим дошкольников с семьёй и родословной»
Пополнение РППС:
Модели солдатов 1. Беседа на тему «День Победы» (история возникновения праздника)
2. Беседа - «Войны я не видел, но знаю. Как трудно народу пришлось»
3. Сюжетно-ролевая игра «Пограничники»
4. Изготовление стенгазеты «Растим маленьких патриотов»
1. Консультация «День Победы» 2. Фотовыставка «Моё любимое место в городе»
Итоговое мероприятие: Выступление на педагогическом совете с опытом работы. Презентация по итогам работы.