Елена Сухова
План по самообразованию воспитателя «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Многие педагоги и родители знают, что математика — это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребёнка в дошкольном возрасте зависит его успешность обучения математике в начальной школе.
Почему же многим детям так трудно дается математика не только в начальной школе, но уже и сейчас, в период подготовки к учебной деятельности? Попробуем ответить на этот вопрос. Проанализировав свой опыт работы и опыт работы других педагогов со старшими дошкольниками, пришла к выводу, что большой процент дошкольников затрудняются логически мыслить, анализировать, обобщать.
Публикация «План по самообразованию воспитателя „Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Логическое мышление
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность данного вопроса позволила определить тему работы: «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по математике посредством дидактических игр и упражнений»
Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнения, обобщения, конкретизация).
Логическое мышление - это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями или же совокупность умственных логически достоверных действий или операций мышления, связанных причинно-следственными закономерностями, позволяющими согласовать наличные знания с целью описания и преобразования объективной действительности.
Развитие мышления дошкольника проходит несколько этапов. Сначала происходит формирование наглядно-действенного мышления, т. е. все мыслительные операции у малыша происходят через действие. В конце этого периода происходит закладка элементов наглядно-образного мышления, т. е. малыш начинает мыслить при помощи образов. А к концу старшего дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление, оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Дети учатся самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности. Все виды мышления тесно связаны между собой. От уровня развития всех типов мышления зависит успешность обучения в школе, скорость усвоения материала, внимание, успеваемость в принципе.
Развивать логическое мышление старшего дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников – особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное мышление, повышать интеллектуальный уровень детей. В школе им понадобится применение таких мыслительных операций как умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать.
Цели:
Создать условия для эффективного использования логико-математических игр как эффективного средства подготовки детей к школе.
Способствовать развитию познавательной активности детей.
Задачи:
1. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей.
2. Развивать воображение детей.
3. Развивать логическое мышление детей.
4. Развитие у старших дошкольников логических приемов (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации)
5. Формирование умения понимать и прослеживать причинно — следственные связи и на их основе делать простейшие умозаключения.
6. Повысить уровень знаний детей по развитию элементарных математических представлений.
Сентябрь
Работа с детьми:
- Чтение математической сказки «В стране «Математике» в пластилиновом районе»(2 часть, анализ и обсуждение сказки с детьми.
- Проведение НОД, с использованием игрового занимательного материала «Головоломки из счетных палочек»(карточки-схемы)
Выход темы: Карточки-схемы для головоломок из счетных палочек
Октябрь
Работа с детьми:
- Проведение индивидуальной и подгрупповой деятельности с использованием блоков Дьенеша:
д/и «Угощение для медвежат» (блоки + карточки символы)
-д/и «Украсим елку бусами» (блоки + карточки символы)
-д/и «Логический поезд» (блоки + карточки символы)
Работа с родителями:
консультация и материал в родительский уголок:
-Использование в игре и обучении «Загадки на сообразительность и развитие воображения»
Ноябрь
Консультация для воспитателей: на тему «Развиваем логическое мышление»
Работа с детьми:
-Использование в индивидуальной деятельности и в НОД математических загадок;
-Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры с палочками Кюизенера: «Построение лестницы»)
Работа с родителями:
Консультация для родителей «Развивающая головоломка «Танграм»
Статья в родительский уголок по этой теме
Декабрь
Работа с детьми:
-Использование в подгрупповой и индивидуальной деятельности «Загадки-шутки»;
-Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры с палочками Кюизенера): «Составь узор», «Поезд»
Работа с родителями:
Консультация для родителей «Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте»
Наглядный материал в родительский уголок по теме консультации
Январь
Работа с коллегами:
Мастер-класс «Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша».
Работа с детьми:
-Игры на развитие внимание и логического мышления: «Цветы на клумбах», «Я загадала.», «Выбери нужное», «Я беру с собой в дорогу».
- Математическое развлечение «Путешествие в страну чудес»
Февраль
Работа с детьми:
-Игры на воссоздание силуэтов и моделирование на плоскости «Танграм», «Листик»;
- Развитие умственных и речевых способностей с помощью словесных игр: «Расселили птиц», «Ассоциации», «Придумай предложение».
Работа с родителями:
Консультация и наглядный материал в родительский уголок «Игры и упражнения, направленные на развитие умственных и речевых способностей у дошкольников».
Март
Работа с детьми:
-Работа в обучающих тетрадях по развитию логического мышления;
-Игры на развитие внимание и логического мышления: «Четвертый лишний», «Кто кем был и кто кем будет», «Варианты слов», «Запомни-повтори»
Работа с родителями:
Консультация для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала»
Апрель
Работа с детьми:
- Игры на развитие познавательных интересов: «Задачи-шутки», «Рассыпанные буквы», «Выложи по памяти», «Игра-головоломка»
-Игра на воссоздание силуэтов и моделирование на плоскости «Колумбово яйцо», «Монгольская игра»
Выход темы:
Картотека «Игры и упражнения на развитие творческого мышления и воображения дошкольников»
Май
Работа с детьми:
- д/у с обручами (от 1 до 3, «Спасатели спешат на помощь» (блоки Дьенеша + схемы)
- математическая викторина «Игра в КВН»
Отчет о работе в форме презентации