Гульгена Тукаева
Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса:
повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта работы педагога – психолога с дошкольниками по развитию логического мышления при формировании математических представлений в процессе игровой деятельности.
Задачи мастер-класса:
Публикация «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
• Познакомить педагогов с опытом работы по использованию логико-математических игр с детьми дошкольного возраста;
• Обучить участников мастер-класса методам и приёмам использования развивающих игр в педагогическом процессе;
• Развивать интерес к оригинальным образовательным технологиям,
инициативу, желание применять на практике данные технологии;
• Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.
Ход выступления:
Здравствуйте уважаемые жюри, коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр».
Введение
Всестороннее развитие дошкольника происходит на основе игровой деятельности, в процессе которой у ребенка формируется воображение, приобретается опыт общения со сверстниками.
Благодаря использованию игровой технологии процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме.
Ребенок стремится к активной деятельности, но сама по себе пытливость, понятливость и интеллект не развиваются, поэтому свою работу с детьми я построила на основе логико – математических игр.
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.
Актуальность.
В чем же заключается актуальность моей темы?
Зачем нужна логика маленькому ребенку? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Навыки и умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков и качеств является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать математические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.
Как вы сами, знаете в нашем современном мире, все стремительно меняется и развивается, у детей с первого класса сложная программа, которая ориентирована на логическое мышление ребенка. В подготовительной к школе группе обучение детей решению задач на смекалку способствует дальнейшему развитию их умственной деятельности, способности планировать ход поисков.
Цель:
- создание условий для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.
- развитие логико-математического мышления через интеграцию образовательных областей.
Задачи:
1) Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
2) Увеличение объема внимания и памяти.
3) Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии) .
4) Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
5) Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
6) Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
7) Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий и т. д.
Моя задача – развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления.
Работая в детском саду «Сказка», я веду кружок по интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста «Хочу все знать!». Детям очень нравиться заниматься, в этом возрасте, они очень любознательны, пытливы. Большой интерес к развитию интеллектуальных способностей своих детей проявляют родители. Выступая на родительских собраниях, я провожу практическую часть, где родители учатся играть, логически размышлять, примерять на себя роль детей. Родители подходят на индивидуальные беседы, консультации: какие игры, упражнения можно использовать дома.
Логические операции – сравнение, синтез, анализ, классификация – применяются во всех видах деятельности. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить себя и других людей в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
Характеристика логических операций :
Сравнение – заключается в установлении сходства или различия предметов по признакам;
Анализ – логический прием, заключающийся в разделении предмета на отдельные части, проводится для выделения признаков, характеризующих данный предмет или группу предметов;
Синтез – это мыслительное соединение частей предметов в единое целое с учетом их правильного расположения в предмете. Игра: «Сложи фигуру», «Построй домик» и др;
Упорядоченность действий – логический прием, формирующий навыки последовательных действий. Игры: «Продолжи ряд» (с чередованием фигур, «Что сначала, что потом?» и др.
Классификация – это распределение предметов по группам (классам) на основании общих признаков.
Классификация включает 2 логических действия :
Выделение общего признака – основание классификации;
Деление на классы по основанию классификации.
Развитие логического мышления через загадки и задачи.
В воспитании и обучении большое значение я уделяю занимательным играм и задачам. Они интересны для детей, захватывают их, а чтобы найти верный ответ, надо подумать.
Логические задачи - это упражнения, которые развивают мышление, умение думать, улавливать связь между понятиями. Такие задачи учат детей связывать причину и последствия, учат угадывать результат.
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огоньки пытливости и любознательности», - писал выдающийся педагог В. А. Сухомлинский.
В своей работе я также использую технологии А. Никитина, которые являются средствами интеллектуального развития и воспитания детей дошкольного возраста. Благодаря использованию игровых технологий процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме.
Цель технологии – развитие интеллектуальных способностей детей.
Кубики Никитина
Хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, целостному восприятию. и способность к комбинированию. Сначала дети работают по готовым образцам, а затем придумывают узоры сами.
Сложи узор.
В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу – этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, - и способность к комбинированию. Сначала дети работают по готовым образцам, а затем придумывают узоры сами.
Игры-головоломки (геометрические конструкторы).
Это игры «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Вьетнамскую игру». Суть игр состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов, животных, птиц, человека по образу или замыслу.
Сложи квадрат.
Складывая квадраты из разноцветных фрагментов различной формы, ребенок выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и степени сложности. Все детали необходимо перевернуть на лицевую сторону и сообразить, как из фрагментов одного цвета сложить квадрат. То есть в процессе игры ребенок знакомится с сенсорными эталонами цвета и формы, соотношением целого и части, учится разбивать сложное задание на несколько простых, создавая алгоритм игры. Выполнение игровых заданий способствует развитию сообразительности, пространственного воображения, логического мышления, математических и творческих способностей.
Собери фигуру из палочек.
Учить детей составлять геометрические фигуры из определенного количества палочек. Пользуясь приемом пристроения к одной фигуре, взятой за основу. При использовании мелких палочек у детей развивается мелкая моторика рук, координация движений.
Также использую упражнения на развитие памяти, дети самостоятельно могут выполнить упражнение и проверить себя, используя таблицы – схемы.
Сегодня я хочу предложить вам логические задачи-шутки. Многие они нам знакомы с детства. Давайте попробуем ответить на эти задачи-загадки. Они больше подходят для детей старшего дошкольного возраста. Ведь они уже хорошо умеют рассуждать и думать.
(Практическая часть задачи – шутки, призы.)
А сейчас я хочу поделиться с вами некоторыми играми, и как можно использовать игры. Логическое мышление - это мышление при помощи рассуждений. Это связывание между собой разных знаний, чтобы в итоге получился ответ на поставленный вопрос. Все виды логического мышления тесно связаны с речью.
(Практическая часть – выполнение игр и упражнений, призы.)
Заключение.
Таким образом, при использовании логико-математических игр в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности с детьми дошкольного возраста, ведёт к развитию логического мышления и повышения уровня знаний по развитию элементарных математических представлений у детей.