Получи документы

Формирование и развитие логико-математических способностей у детей дошкольного возраста

Наталья Яманаева
Формирование и развитие логико-математических способностей у детей дошкольного возраста

Формирование и развитие логико-математических способностей у детей дошкольного возраста и проблема психологической готовности к обучению в школе.

Что такое готовность к школе? В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение? По какой программе лучше обучать ребенка? Справится ли он со школьной программой? Как эффективно подготовить ребенка к школе?

Публикация «Формирование и развитие логико-математических способностей у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Эти и многие другие вопросы беспокоят родителей будущих первоклассников. Их озабоченность понятна, так как переход от дошкольного детства к школьному – это не только изменение образа жизни ребенка, но и серьёзный психологический перелом в его сознании, связанный с формированием новых психологических свойств и способностей. От этого зависит успеваемость ученика, его отношение к школе, учению и, в конечном счете, благополучие его школьной жизни.

Многочисленные исследования психологов и педагогов доказали, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимые для овладения учебной деятельностью: любознательности, инициативности, произвольности, самостоятельности, творческого самовыражения, которые указаны в ряде позиций в нормативном документе – Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО).

Чтобы школьник не испытывал трудности с первых уроков, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребенка соответствующим образом, так как в дошкольном возрасте закладываются основы знаний, умений и навыков, необходимых ребенку в школе.

Сегодня особо остро ощущается необходимость решения проблемы развития логико-математического мышления во всей системе образования.

Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. Необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, развивать способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению.

Логическое мышление формируется к старшему дошкольному возрасту. Результаты исследований Л. А. Венгера, В. В. Давыдова, О. М. Дьяченко, Е. А. Михайловой показали, что специально разработанная система обучения позволяют сформировать у старших дошкольников уровень мышления, соответствующий школьному возрасту.

Именно в этом возрасте необходимо уделять больше времени для работы с детьми по развитию логического мышления, так как в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Вот почему вопросы развития мыслительных операций являются основными в подготовке дошкольников к школе.

Наблюдая за детьми своей группы на непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарно математическому представлению, обратила внимание, что некоторые не могут правильно логически мыслить, рассуждать, делать выводы, отвечающее современным требованиям.

Поэтому работая со своими детьми со средней группы, начала работать по теме «Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста».

Считаю, что эта тема актуальна тем, что оно необходимо для успешного обучения в школе и в дальнейшей жизни воспитанников.

Исходя из этого, можно сформировать следующую гипотезу : в том, что проведенная работа будет эффективно: если логические и математические задачи и упражнения будут использоваться не только на специальных непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарно-математических представлений, но и в повседневной деятельности детей используя игровые методы, новые технологии, компьютер.

Научная новизна: заключается в создании модели сотрудничества ДОУ и семьи по проблеме логико-математического развития логических умений и способностей в соответствии с современными требованиями; психологическая подготовка детей к школе.

Поставила перед собой цели и задачи.

Цель:

1. способствовать формированию и развитию логико-математических способностей у старших дошкольников;

2. психологически подготовить и повысить уровень готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Задачи:

1. развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д. ;

2. развивать интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;

3. способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, в процессе решения задач разных видов, стремлению к развитию игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями (по – своему, на уровне возрастных возможностей).

Чтобы решить эти поставленные задачи я работала в следующих направлениях:

1. Развивающая предметно-пространственная среда.

Считаю, что одним из определяющих факторов успешного логико-математического развития является предметно – развивающая среда. Поэтому прежде чем начать работу, начала с организации предметно – развивающей среды. В моей группе имеется «Математический уголок», в котором расположены следующие материалы:

разнообразные дидактические игры: настольно-печатные (обучающие и развивающие) шашки, шахматы;

занимательный математический материал: головоломки, геометрические мозаики, конструкторы, задачи-шутки, задачи на трансфигурацию и т. д. ;

• книги с учебно-познавательным содержанием для чтения детям и рассматривания иллюстраций.

Правильно организованная среда, помогает мне обеспечивать всестороннее, гармоничное развитие ребенка, созданию эмоциональной положительной атмосферы в группе.

2. Работа с детьми.

Разработала и реализовала проект, направленный на повышение логико-математического развития у детей старшего дошкольного возраста. Сам проект осуществлялся в течение 2013-2016 учебного года с средней до подготовительной группы.

Составила перспективный план кружковой работы по логико-математическому развитию детей, «Математические ступеньки». Кружок проводится 1 раз в неделю. Непосредственно образовательная деятельность кружка способствует формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.

Изучила новинки литературы по обучению и воспитанию детей, использовала современные технологии – интернет, сайты дошкольного образования.

В своей работе применяла разнообразные формы обучения : традиционные, интегрированные, комплексные занятия. А также разнообразные приё мы: использование наглядности, игровые, сюрпризные моменты.

Использовала в работе с детьми: тетради с проверочными заданиями, тесты. С тестами мне легко и удобно работать, и для детей занятия превращаются в веселую и увлекательную игру. Ребята справлялись с заданиями, которые были предложены в тетрадях.

Одним из видов занимательного материала являются логические задачи и упражнения. Логических задач создано много. Они направлены на развитие умения последовательно мыслить, обобщать, изображать предметы по признакам, находить отличия, продолжить ряд или найти недостающую фигуру в ряду. Для решения этих задач мы изготовили такие игры, как «Подбери фигуру», «Заштопай одеяло», «Что рядом?», «Чья лента длиннее?» и др.

Любимыми играми у ребят являются такие игры, как «Танграмм», игра-головоломка «Колумбово яйцо», которые развивают творчество, фантазию, пространственное представление, смекалку и воображение.

И, конечно, всегда нужно проводить индивидуальную работу с детьми. Ведь, как было уже отмечено, каждый ребенок воспринимает и усваивает логико-математический материал по-своему. Самостоятельная деятельность под руководством педагога, проходящая индивидуально, группой, дает возможность обеспечить оптимальный темп развития каждому ребенку, учитывая его интересы, склонности, способности, особенности.

Есть в группе у меня одаренные дети. Например, была составлена индивидуальная программа для Казанцевой Валерии «Маленький математик-вундеркинд», которая затем участвовала в республиканском конкурсе «Умники и умницы».

3. Работа с коллегами.

• Показала открытое непосредственно образовательную деятельность в дошкольном учреждение : «Счет до 4. Число и цифра 4.».

Защитила свой проект на районном уровне по теме: «Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста».

4. Работа с родителями.

Неоценимое значение в логико-математическом развитии детей имеет взаимосвязь с родителями. Если эта работа будет проводиться в содружестве с семьей, то данная работа даст хороших результатов. Одна из главных задач в работе с родителями по данной теме – это сформировать у них самих интерес к таким играм и занятиям. Для этого были проведены:

родительские собрания - «Логико-математическое развитие детей в дошкольном возрасте», «Подготовка детей к школе», родительское собрание вместе с детьми - «Как помочь Буратино», консультации - «Учим детей логически мыслить», совместный проект - «Для чего нужна математика?».

Многие родители прислушивались к советам и рекомендациям.

С помощью родителей приобретены настольные игры, рабочие тетради способствующих логико-математическому развитию детей.

Анализ работы с дошкольниками показал, что дети овладели логическими операциями, научились самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя искать и находить способы решения практических и познавательных задач, научились мыслить более ясно и четко, стали более внимательными – все это, вместе взятое, пригодится моим воспитанникам для успешного усвоения математики и других учебных предметов в школе, а значит и процесс учебы и сама школьная жизнь будет приносить радость и удовлетворение.

Уверена, что вся проведенная работа поможет моим детям достичь хороших результатов, а так же, хочется верить, что дети все знания и умения пронесут через всю свою жизнь.

Литература:

• От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой. М. А. Васильевой. М. : Мозаика-синтез, 2010. – 304 с.

• Тихомиров Л. Ф. Логика для дошкольника. – Ярославль, 2001 г.

• Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Части 1 и 2./Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. – М. : Издательство «Ювента», 2012, 224 с.

• Корепанова М. В., Козлова С. А. Моя математика. – М. : Баласс, 2008.

• Вайнер М. Э. Социально-личностная готовность детей к школе в контексте требований ФГОС ДО. – М. :Центр педаг. образ., 2015.

• Новикова В. П. Математика в детском саду. Сценарий занятий с детьми 6-7 лет. – М. : МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2015.

• Математическое развитие детей 4-7 лет : игровые занятия/ Л. В. Колесова. – Волгоград: Учитель, 2014.

Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет. Стихи, занятия, игры, упражнения, диагностика. – М. : ТЦ Сфера, 2005.

• Петерсон Л. Г., Холина Н. П. Раз - ступенька, два – ступенька…Математика для детей 5-6 лет.

• Колесникова Е. В. Я решаю логические задачи.

• Тесты. Готов ли ребенок к школе. Память, логика, внимание. 6-7 лет.

• Папка дошкольника : «Пропись-раскраска», «Знакомимся с клеточками».

Публикации по теме:

Использование блоков Дьенеша с целью развития логико-математических представлений у детей дошкольного возраста Во многих странах мира используется дидактический материал «Логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем.

Формирование логико-математической компетентности детей старшего дошкольного возраста на основе игр по методике З. Дьенеша Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста является одной из насущных проблем нашего времени. Дошкольники.

Формирование психологической безопасности у детей раннего возраста в условиях дошкольного образования Введение Психологическая безопасность сегодня рассматривается как одно из требований безопасности образовательного процесса и один из показателей.

Мастер-класс для воспитателей «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр» «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка.

Описание педагогического опыта «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста в игровой деятельности» «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»Математика обладает уникальным развивающим.

План по самообразованию воспитателя «Развитие математических способностей у детей раннего дошкольного возраста» План по самообразованию воспитателя Евдокимова Светлана Николаевна Тема: «Развитие математических способностей у детей раннего дошкольного.

Интеллектуальное развитие детей с помощью логико-математических игр "Игра -это огромное светлое окно,через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений,понятий об окружающем мире.

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста в игровой деятельности Математика – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Математика для них – учёба, математика для них – труд, математика.

Развитие психологической готовности к школе детей 5–7 лет посредством игровых технологий Современная наука рассматривает игровой метод обучения детей, как одно из наиболее эффективных средств развития дошкольников, а в случае.

Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр Слайд 1 «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через логико-математические игры» Слайд 2 Известный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование и развитие логико-математических способностей у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 5 февраля 2016 в 20:57
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД