наталья чилишева
План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущие облака, яркое солнце, падающий снег – все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Но, к сожалению, наши дети лишены богатств и сокровищ природы. Везде человек приложил свою руку. Проблема всего человечества – в спасение природы. Чтобы природа не была полностью уничтожена, задача взрослого воспитывать у детей чувства прекрасного к окружающему миру природы.
Публикация «План по самообразованию „Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Планы
- Планирование. Планы работ
- Республика, область, край. Список городов
- Самообразование, саморазвитие
- Экологическое воспитание. Самообразование
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Актуальность моей темы заключается в том, чтобы не только познакомить детей с животным миром родного края. С их местообитанием, характерными признаками внешнего вида, но и подвести к тому, что природа и ее обитатели – это живая часть мира, которую нужно беречь, любить, сопереживать и радоваться ей.
Приступая к работе по ознакомлению с природой родного края, провела мониторинг, где применила региональную программу. Авторы Горбунова В. А., Мишарина Л. А. Ориентировочная региональная программа знаний о животных: Учебное пособие. - Изд-во Иркутск, 1999. Горбунова В. А., Мишарина Л. А. Ориентировочная региональная программа знаний о растениях: Учебное пособие. - Изд-во Иркутск, 1999.
На основе проведенного мониторинга определила задачи:
- обогащать у детей представления о ценности природы и правилах поведения в ней;
-расширять кругозор детей на основе знакомства с природой родного края;
-развивать у детей эмоционально-чувственную сферу и желание помогать природе.
Мною был составлен перспективный план по «Экологическому воспитанию детей через ознакомления с природой родного края» и намечен план работы с родителями.
В перспективе пополнить дидактический материал играми, научной и художественной литературой; расширить центр природы новыми цветущими комнатными растениями; создать мини-лабораторию для познавательно-исследовательской деятельности.
Работа с детьми по теме
«Экологическое воспитание дошкольников
через ознакомления с природой родного края»
Сентябрь: Мониторинг по теме
Октябрь: Беседы на темы «Что нас окружает?», «Удивительный лес», «Дикие звери Сибири».
Наблюдения за объектами живой и неживой природы.
Экспериментирование ветром.
Д/и «Чей след?», «Чей хвост?».
Художественное творчество: рисование «Золотая осень», «Ветка рябины»; лепка «Животные Сибири»; поделки из природного материала на тему «Осенний лес».
Чтение худ. лит: С. Есенин «Береза», А. Блок «Зайчик»,
И. Бунин «Листопад», рассказы и загадки о животных.
Ноябрь: Беседы на темы «Птицы родного края», «Клест», «Лесной доктор»
Составления описательных рассказов о птицах; рассматривание иллюстраций о птицах. Наблюдение за птицами на прогулке.
Д/и «Птичье лото», «Чей клюв?», «Составь птицу», «Зимующие и перелетные».
Кормления птиц на прогулке.
Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц».
Художественное творчество: рисование «Птицы нашего города», «Птица, придуманная мною»; лепка «Калининские птички».
П/и «Коршун», «Совушка», «Летает- не летает».
Чтение: С. Алексеев «Родная природа» (клест, И. Соколов-Микитов «Весна в лесу», В. Бианки «Чей нос лучше?», М. Зверев «Лесные доктора».
Декабрь: Беседы на темы «Как звери зимуют в лесу?», «Жизнь птиц зимой», «Что такое заповедник?», «Красная книга».
Экспериментирование с водой.
Д/и «Кто, где живет?», «Птицы, звери, рыбы», «Кто кормушки прилетел?», «Опиши, мы отгадаем».
Художественное творчество: рисование «Лесные жители зимой»; аппликация «Синички».
Изготовления и украшение кормушек для птиц.
Прослушивание музыки П. И. Чайковского «Времена года», А. Гречанинова «Холодно, холодно».
Рассматривание животных и птиц, занесенных в Красную книгу
Чтение: Г. Скребицкий «Четыре художника», Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка», Е. Благинина «Улетают, улетели»,
З. Александровна «Птичья столовая».
Наблюдения за живой и неживой природой.
Экскурсия в зимний сквер.
Январь: Беседы на темы «Байкал - наш дом родной», «Водоемы родного края».
Составления рассказов о рыбах.
Рассматривание иллюстраций об озере Байкале, о байкальских рыбах.
Создания макета оз. Байкала.
Экспериментирование с водой.
Д/и. «Угадай, кто в озере», «Опиши, какая рыба?».
Художественное творчество: рисование «Золотые рыбки», «Природа Байкала зимой».
Чтение: легенды «Богатырь Байкал», «Омулевая бочка» «Ангарская греза; загадывание загадок о рыбах.
Просмотр фильма «Байкальский заповедник».
Февраль: Беседы на темы «Кто такие рыбы?», «Нерпа - рыба или зверь?», «Как нужно вести на природе?».
Экскурсия в Нерпенарий.
Заучивание загадок о рыбах.
Экспериментирование с ветром.
Д/и «Собери рыбу», «Пищевые цепочки».
Художественное творчество: «Нерпа» (из слоеного теста); аппликация «Морское царство».
Чтение о природе родного края, животных Сибири.
Март: Беседы на темы «Хвойные деревья – Сибири», «Где растения любят жить?», «Путешествие растений».
Рассматривание картин и иллюстраций о деревьях Сибири, растениях занесенных в красную книгу.
Экскурсия в парк, ботанический сад.
Д/и «Чья шишка?», «Чьи листья?», «Найди дерева по семенам».
Развлечения.
Экспериментирование с песком.
Художественное творчество: рисование «Весенний коллаж», аппликация
«Во поле береза стояла».
Составления и отгадывание кроссвордов о растениях.
Чтение: В. Бианки «Рассказы о природе», Н. Н. Павлов «Загадки цветов».
Апрель: Беседы на темы «Багульник», «Зачем нужно беречь природу?», «Зеленая аптека».
Развлечения «День Земли».
Составления кроссвордов о растениях.
Наблюдения за объектами живой и неживой природы.
Д/и «Я садовником родился», «Расскажи какой цветок?».
Художественное творчество: рисование «Семья ежей», аппликация «Сирень».
Чтения художественной литературы о растениях, цветах, деревьях.
Май: Мониторинг
Работа с родителями по теме
«Экологическое воспитание дошкольников
через ознакомления с природой родного края»
Сентябрь: Анкетирование «Что такое экология?».
Подборка экологической литературы для родителей.
Выставка «Цветы» (природный материал).
Октябрь: Консультации на экологическую тему «Не причиняя вреда природе», «Сокровища леса».
Выставка рисунков «Природа глазами детей» (совместная деятельность детей и родителей).
Ноябрь: Практический материал (ширма) «Замысловатые вопросы».
Литературная выставка «Читайте вместе снами».
Выставка декоративных комнатных растений.
Домашние задания (составить кроссворд о природе и нарисовать ответы).
Декабрь: Консультация «Интересные факты из жизни птиц».
Конкурс «Зеленая красавица» (изготовления с родителями и детей новогодней елки из любого материала).
Благотворительная акция «Покормите птиц зимой» (изготовления кормушек).
Январь: Консультация «Жизнь птиц зимой», «Не быть равнодушными».
Педагогическая ширма «Очей очарованье» (предложить родителям выучить с детьми стихи о природе, птицах, животных
Февраль: Культурно-досуговая деятельность викторина «Знатоки природы» (родители и дети)
Консультация «О чем рассказывают растения»
Март: Акция «Берегите природу» (рисование плакатов в защиту природы).
Педагогическая ширма «Очей очарованье» (предложить родителям выучить с детьми стихи о природе родного края)
Фотовыставка «Байкал - наш дом родной».
Апрель: Конкурс «Экологическая сказка, придуманная мною».
Домашние задания (понаблюдать за птицами, деревьями, растениями в весенний период).
Консультация «Зеленый спецназ».
Проведения субботника «Сделаем город чище».
Май: Выставка фотографий «Наши добрые дела».
Участие в акции «Юный эколог» (посадка деревьев, цветочной рассады на территории детского сада).
Литература:
Иванова А. И Живая экология: Программа экологического образования дошкольников.
М., 2007.
Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М., 2006.
Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М. ,1995.
Павленко Н. Н., Родюшкина Н. Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ. М., 2006.
Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. М., 2010.
Зенина Т. Н. Экологическая гостиная в ДОУ. М., 2008.
Шишкина В. А. Прогулки в природу. М., 2002.