Папки-передвижки

План работы кружка «Родная старина» для детей старшего дошкольного возраста

Юля Космачёва
План работы кружка «Родная старина» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

План работы кружка «Родная старина» для детей старшего дошкольного возраста

Воспитатель МДОУ «Детский сад

комбинированного вида №230»

Космачёва Юлия Александровна

Рабочая программа кружка «Родная старина»

Публикация «План работы кружка „Родная старина“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

К проблеме возможностей народной культуры как живого источника педагогической мудрости обращались многие ученые и педагоги, изучая всесторонне его потенциал. В. А. Сухомлинский рассматривал народную культуру, как средство нравственного воспитания, формирования мировоззрения и развития фантазии ребенка. По мнению Е. И. Тихеевой, только при приобщении ребенка к народной культуре происходит развитие речи и образного мышления. Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина видят в нем источник создания художественного образа в рисовании, активизации процесса детского творчества. Возможности народной культуры, как средства творческого развития ребенка, формирования представлений у детей о народном искусстве раскрыли О. Л. Князева, Т. С. Комарова, М. Д. Маханева, А. П. Усова и др.

К проблеме возможностей народной культуры как живого источника педагогической мудрости обращались многие ученые и педагоги, изучая всесторонне его потенциал. В. А. Сухомлинский рассматривал народную культуру, как средство нравственного воспитания, фор мирования мировоззрения и развития фантазии ребенка. По мнению Е. И. Тихеевой, только при приобщении ребенка к народной культуре происходит развитие речи и образного мышления. Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина видят в нем источник создания художественного образа в рисовании, активизации процесса детского творчества. Возможности народной культуры, как средства творческого развития ребенка, формирования представлений у детей о народном искусстве раскрыли О. Л. Князева, Т. С. Комарова, М. Д. Маханева, А. П. Усова и др.

Цель: нравственно- патриотическое воспитание личности через активизацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении к истокам русской народной культуры.

Задачи:

побуждать интерес к произведениям устного народного творчества;

приобщать детей к истокам русской национальной культуры;

способствовать развитию познавательной активности, любознательности;

способствовать развитию у детей лучших черт русского характера;

показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, потешках, закличках;

знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т. к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа;

сформировать чувство национального достоинства;

способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада;

разработать дидактический материал для организации и проведения занятий;

проанализировать полученные результаты.

Программа рассчитана на детей 5-6 лет Программа знакомства ребёнка с основами русской народной культуры опирается на принципы построения общей дидактики:

связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.

Проводится нод один раз в неделю, во второй половине дня. В год проводится 34 занятий. Продолжительность 25 минут (в зависимости от возраста детей).

Возрастные

группы

Продолжительность НОД

В неделю

В месяц

В год

Количество НОД

Продолжительность НОД

Количество

НОД

Продолжительность НОД

Количество

НОД

Продолжительность НОД

старшая группа

25 мин

1

25 мин

4

100мин

34

750 мин \ 12.5 ч

Программа предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, трудом русского народа по народному календарю, с поэтическим народным творчеством. Воспитывать интерес к народной культуре, устному народному творчеству, народной музыки, народным играм и промыслами.

Формы работы :

Двигательная: Подвижные игры, дидактические игры.

Продуктивная: изготовление продуктов детского творчества.

Коммуникативная: беседа, отгадывание загадок, речевые ситуации.

Трудовая: совместная деятельность.

Познавательно-исследовательская: наблюдение, экскурсия, решение проблемных ситуаций, моделирование.

Чтение художественной литературы: чтение, обсуждение, разучивание

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество.

Планирование непосредственно образовательной деятельности, реализуемой в ходе совместной деятельности взрослого и детей,

для детей старшей группы кружка «Родная старина»

Тема

Цель

Литература

1

«Что летом родится - зимой пригодится»

Закрепить летние приметы, народные приметы, пословицы, поговорки, песенки о лете. Закреплять умения отгадывать загадки о летних явлениях природы.

3

2

«Гуляй, да присматривайся»

Познакомить с первым осенним месяцем, его приметами. Закреплять знания о деревьях и их плодах Разучивание песенки-попевки: «Весенушка – осень»

3

3

«Вершки да корешки»

Познакомить со сказкой «Мужик и медведь». Закрепить знания детей о технических культурах, выращиваемых предками.

3

4

«Хлеб - всему голова»

Знакомить детей с трудом крестьянина по выращиванию хлеба в доиндустриальный период. Знакомить со старинными орудиями труда – цепом и серпом. Разучивание пословиц и поговорок о хлебе

3

5

«Чудо-чудо дивное»

Знакомство с разнообразием русских народных игрушек.

6

«Октябрь пахнет капустой»

Знакомить с характерными для октября явлениями природы, народными обычаями и праздниками (Покров, Сергиев день). Знакомство с предметами обихода – деревяным корытце, тяпкой. Повторение попевки «Весенушка- осень»

2

7

«Всякому молодцу - ремесло к лицу»

Расширять знания о народных ремёслах, предметах быта.

8

«Зайчишка – трусишка»

Знакомство со сказкой «Заяц – хваста». Разучивание потешки «Зайчишка – трусишка»

3

9

«Друг за дружку держаться – ничего не бояться»

Знакомство со сказкой «Крылатый, мохнатый да масленый». Беседа о взаимо выручке и поддержке

3

10

«Знаешь ли ты сказки»?

Литературная викторина по сказкам «Заяц – хваста», «У страха глаза велики», «Крылатый, мохнатый да масленый»

3

11

Гончарные мастеровые

Знакомство с гончарным промыслом. Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин» Закрепить название изделий из глины, орудий труда гончара

3

12

«Традиции россиян»

Знакомство с традиционными русскими праздниками.

1

13

«В гостях у тетушки Алены»

Знакомство с русской избой, традициями взаимопомощи на Руси.

1

14

«Одежда наших предков»

Знакомство с традиционным русским костюмом: сарафан, рубаха, юбка понёва.

1

15

«Узоры для русских красавиц»

Рассказ о народных орнаментах, Украшение сарафанов.

2

16

«Здравствуй, зимушка – зима!»

Закрепить знания о характерных особенностях декабря с использованием соответствующих пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз».

3

17

«Проказы старухи зимы»

Загадывание загадок о зиме. Повторение заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз». Знакомство со сказкой К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы»

3

18

«Пришла коляда – отворяй ворота»

Знакомство с традицией рождественских праздников и колядования. Разучивание колядки

2

19

«Хороший город Городец»

Дать знания о городе Городце и городецкой росписи. Пение частушек.

4

20

«Городецкая роспись»

Продолжение знакомства с Городецкой росписью. Составление узоров из готовых форм. Повторение пословиц и поговорок о мастерстве

4

21

«Гуляй да присматривайся»

Расширить представление о характерных особенностях февраля. Знакомство со сказкой «Два мороза»

3

22

«Ой ты, масленица!»

Рассказ о масленице. Пение обрядовых песен

2

23

«Нет милее дружка, чем родимая матушка»

Беседа о маме. Изготовление поделки в подарок маме. Воспитание уважения к женщине.

3

24

«Мудреному и счастье к лицу»

Знакомство со сказкой «Семилетка». Загадывание загадок

3

25

Пасха

Знакомство с праздником Святой Пасхи

3

26

Красная горка

Знакомство с традициями пасхальной недели.

2

27

«Гуляй, да присматривайся»

Беседа о характерных признаках начала весны. Разучивание заклички о весне «Жаворонки, прилетите»

3

28

«Весна, весна, поди сюда!»

Пение закличек о весне. Словесное упражнение о весне»

3

29

«Шутку шутить – людей насмешить»

Знакомство с потешным фольклором. Составление детьми потешного рассказа. Загадывание загадок о весенних явлениях

3

30

«Небылица в лицах, небывальщина»

Знакомство с русскими народными небылицами. Самостоятельное придумывание детьми небылиц

3

31

«Весна красна цветами»

Повторение закличек, песенок, пословиц о весне. Отгадывание загадки. Знакомство со сказкой Н. Павловой «Под кустом»

3

32

«Голубая Гжель»

Особенности орнамента изделий по мотивам Гжели.

4

33

«Золотая Хохлома»

Расширить знания об Особенностях орнамента деревянной посуды хохломских мастеров.

4

34

«Русские игрушки»

Знакомство с особенностями богородской, филимоновской игрушки.

4

Использованная литература

1. Данилова Г. Н, Дошкольнику об истории и культуре России. М. 2004

2. Круглова Н. Знакомство дошкольников с истоками русской праздничной культуры. / Дошкольное воспитание 2006 №10

3. Князева О. Л. Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам народной культуры С-П. 2002.

4. Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно- прикладным искусством. М. 2003

5. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. М. 1987.

Публикации по теме:

План работы кружка «Мир театра» в подготовительной к школе группе. План работы кружка «Мир театра» подготовлен для детей подготовительной к школе группе разработан музыкальным руководителем МДОУ «Детский.

Прогулки в ноябре с детьми старшего возраста Прогулки с детьми старшего дошкольного возраста спланированы с учётом интеграции с образовательными областями "Познание". "Здоровье", "Физическая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План работы кружка «Родная старина» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 15 марта 2013 в 18:25
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План работы кружка «Родная старина» для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Юля Космачёва (УИ 81482) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД