МААМ-картинки

План работы по самообразованию «Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами театральной деятельности»

Цирихова Белла
План работы по самообразованию «Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами театральной деятельности»

План работы по самообразованию

«Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами театральной деятельности»

Цирихова Б. Н.

Цель: духовно- нравственное воспитание, развитие творческих способностей, психологическое раскрепощение детей посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

1. Воспитание гуманных чувств детей:

Публикация «План работы по самообразованию „Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами театральной деятельности“» размещена в разделах

• формирование представлений о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости;

• формирование у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки;

развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.

2. Воспитание коллективизма:

• Формирование у детей умения поступать в соответствии с нравственными ценностями коллектива;

• закрепление культуры общения и поведения на занятиях, во время подготовки и проведения спектаклей;

развитие умения оценивать результаты своей работы и работы сверстников;

• поддержание желания детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

Актуальность:

«Те высокие нравственные, эстетические

и интеллектуальные чувства, которые

характеризуют развитого взрослого человека и

которые способны вдохновить его на большие

дела и на благородные поступки, не даны

ребенку в готовом виде от рождения.

Они возникают и развиваются на протяжении

детства под влиянием социальных условий жизни

и воспитания».

Александр Владимирович Запорожец.

В нашей повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая существует последние пару десятилетий. Ухудшение духовно-нравственного состояния общества, обеднение его моральных устоев, выражающаяся, в недостаточном развитии представлений о духовных ценностях и определенном искажении нравственного состояния, эмоционально - волевой сферы и социальной незрелости детей и подростков и молодежи.

Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений. Задача развития духовно-нравственной сферы на данном этапе решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. Тем самым служат наглядным примером для подражания.

Традиционно в качестве содержания работы по духовно-нравственному воспитанию рассматривают ознакомление с системой ценностей, усвоение представлений о которых обеспечивает духовно-нравственное становление растущего человека. На мой взгляд, содержанием духовно-нравственного воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается ребенком и «взращивается» педагогом в процессе педагогического взаимодействия в различных видах деятельности, находясь в постоянном взаимодействии со сверстниками.

Наиболее эффективными методом работы, в данном направлении, я считаю духовно-нравственное развитие детей посредством театрализованной деятельности. Ведь именно через нее ребенок может приобрести тот самый необходимый ему опыт, осознания себя как личности, способной правильно оценивать ту или иную жизненную ситуацию и принимать верное решение.

Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетического развития ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы.

Особо хочется выделить значение игр-драматизаций в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Детей привлекает внутренняя, эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей. Дети эмоционально осваивают литературное произведение, проникают во внутренний смысл поступков героев, у них формируется оценочное отношение к герою. Литературное произведение сближает ребенка с литературным персонажем, активизирует процессы формирования сопереживания, сочувствия, содействия, способствует становлению нравственных мотивов поведения. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания отождествления. Театрализованная деятельность направлена на развитие у детей ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли.

Все произведения, предлагаемые для игр-драматизаций, можно разделить:

1. Произведения, в которых герои проявляют умение дружить (“Кот, петух и лиса”, “Теремок”, “Под грибом”).

2. Сказки, раскрывающие нравственный смысл любви, заботы, по отношению к близким людям (“Петушок и бобовое зернышко”, “Курочка Ряба”, “Гуси – лебеди”, “Кошкин дом”).

3. Произведения, которые близки по идейному содержанию, в них часто противопоставляется добро и зло (“Морозко”, “Колобок”).

4. Показаны примеры героя справедливого, доброго, смелого (“Заюшкина избушка”, “Айболит”).

5. Формирование обобщенного положительного образа человека. В этих произведениях показаны как положительные, так и отрицательные черты (“Заяц-хваста”, “Маша и медведь”)

Жанр сказок является той самой щедрой почвой для «взращивания» представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных. В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни. Сценические образы – образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества.

Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор.

Взаимосвязь с другими составляющими педагогического процесса по всем направлениям и различным педагогическим областям дают возможность достичь положительных результатов и говорить о том, что использование педагогического потенциала театрализованной деятельности может способствовать формированию нравственных качеств дошкольников; осмыслению духовных и нравственных ценностей, повышению нравственной культуры, как воспитанников, так и педагогов и родителей; обновлению содержания и форм осуществления духовно-нравственного воспитания дошкольников; укреплению сотрудничества ДОУ и семьи. И как конечной цели воспитание гуманистически целостной духовно развитой личности, которая сможет противостоять реалиям нашей действительности, созидая и приумножая добро вокруг себя, стремясь к нравственному самосовершенствованию, имеющую желание путем внутренней работы приобрести твердые нравственные убеждения, найти свой нравственный идеал, направить свою деятельность на служение благородному делу, своему Отечеству.

Срок Содержание работы Практический выход

Октябрь -май

- Изучение ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

- Изучение нового СанПиН

-Изучение рабочей программы по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

1 .Агапова И. А. Давыдова М. А. Театральные занятия и игры в детском саду М. 2010.

2. Антипина Е. А. Театрализованные представления в детском саду. М. 2010.

3. Вакуленко Ю. А, Власенко О. П. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду. Волгоград 2008

4. Крюкова С. В. Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. М. «Генезис» 2000.

Октябрь Беседы, просмотр картинок и видео- роликов.

Работа над темами :

-знакомство с театром;

-кто работает в театре;

-правила поведения в театре;

-с/р игра «Театр». Воспитание эмоционально-положительного отношения к театру и людям, которые там работают. Пополнение словарного запаса.

Расширять интерес детей к активному участию в театральных играх.

Ноябрь

Работа над темами :

-мимика;

-сила голоса;

-пальчиковый театр Освоение навыков владения пальчиковым театром.

Развитие мимики;

раскрепощение через игровую деятельность.

Декабрь Работа над темами :

-плоскостной и пальчиковый театр;

-сила голоса и речевое дыхание;

-мимика и жесты.

(инсценировка сказок «Рукавичка», «Заюшкина избушка»). Освоение навыков владения пальчиковым театром

Развитие умения концентрироваться на предмете и копировать его через движения;

Развитие воображения;

обучение с помощью мимики передавать настроение, эмоциональное состояние.

Январь

Разработка театрально – игровой деятельности к мероприятию «Коляда, коляда – отворяй ворота»

Подбор материал к центру театральной деятельности «В гостях у сказки»

(в течение года)

Развлечение «Коляда, коляда – отворяй ворота»

Оформление в группе центра театра «В гостях у сказки»

Февраль Создание «копилки театрализованных игр» и оформление настольных театров.

(В течение года)

Разработать досуг «Встреча с весной» (Масленица) Проведение театрализованной деятельности в свободное время

Досуг «Проводы русской зимы»

Март Сказка «Репка»- разучивание ролей с детьми;

изготовление костюмов и декораций.

Развитие воображения, фантазии, заинтересованности, ответственности. Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности;

раскрытие творческих способностей детей

Апрель Обучение детей владению куклой, игрушкой

разучивание ролей с детьми;

изготовление костюмов и декораций. Развитие эмоциональной, связно - речевой сферы у детей через театральную деятельность

Май Театрализованное представление.

Оформить фотоальбом о проведенных мероприятиях Показ спектакля родителям.

Литература:

1. Г. В. Лаптева «Игры для развития эмоций и творческих способностей». Театральные занятия для детей 5-9 лет. С. -П. :2011г.

2. И. А. Лыкова «Теневой театр вчера и сегодня» С. -П. :2012г.

3. И. А. Лыкова «Театр на пальчиках» М. 2012г.

4. Е. А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду»М. :2012г.

5. О. Г. Ярыгина «Мастерская сказок» М. :2010г.

6. А. Н. Чусовская «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М. :2011г.

7. Л. Е. Кыласова «Родительские собрания» Волгоград: 2010г.

8. И. Г. Сухин «800 загадок, 100 кроссвордов». М. 1997г.

9. Е. В. Лаптева «1000 русских скороговорок для развития речи» М. :2012г.

10. А. Г. Совушкина «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).

11. Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М. :1983г.

12. Алянский Ю. «Азбука театра» М. :1998г.

13. Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» М. : АРКТИ, 2002.

14. Е. В. Мигунова «театральная педагогика в детском саду». Методические рекомендации. М. :2009г.

15. Г. П. Шалаева «Большая книга правил поведения» М. :2007г.

16. А. Г. Распопов «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г.

17. Мигунова Е. В. М 57 Организация театрализованной деятельности в детском саду : Учеб. -метод. пособие; Великий Новгород, 2006.

18. Н. Б. Улашенко «Организация театральной деятельности. Старшая группа» Издательско-торговый дом г. Волгоград 2009г.

19. О. И. Лазаренко «Артикуляционно- пальчиковая гимнастика». Комплекс упражнений. М. :2012г.

Работа с родителями

Срок Содержание работы Практический выход

Октябрь -май

Оформление материала для родителей «Жизнь группы» с фотоматериалом

Октябрь Анкетирование родителей «Определения отношения родителей к организации театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении» Отношение родителей к организации театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Ноябрь

Консультация для родителей по теме:

«Развитие у детей сценического искусства» Способствовать развитию в ребенке самостоятельности, фантазии, инициативности.

Декабрь Рекомендации для родителей «Театрализованные игры дома» Формировать эстетический вкус детей

Январь

Пополнение оснащения театрального уголка «В гостях у сказки» необходимыми материалами и пособиями для театральной деятельности для детей среднего возраста.

Развлечение «Коляда, коляда – отворяй ворота».

привлечение родителей проведению мероприятия

Подготовка костюмов, угощения и участия

Февраль Досуг «Проводы русской зимы»

привлечение родителей проведению мероприятия Подготовка костюмов, угощения и участия

Март Родительское собрание

«Играем в театр» Содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению родителей в жизнь детского сада.

Апрель Консультация для родителей по теме «Театр - наш друг и помощник» Способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний по театрализованной деятельности ребенка в семье и детском саду

Май Театральное представление по сказке на родительском собрании

Задачи на следующий год:

• продолжать побуждать интерес к предлагаемой деятельности;

• привлекать детей к совместной театрализованной деятельности;

• формировать представление о различных видах театра;

развивать речь, воображение и мышление;

• помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру.

развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ средствами музыки МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 27 Г. УГЛЕГОРСКА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ.

Духовно — нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности ИПМ-1 1. Наименование темы: Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности. 2. Актуальность.

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Мы в своей работе затрагиваем духовно-нравственную сторону воспитания с самых младших групп. В начале учебного года перед каждой группой.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Ввести маленьких детей.

Отчет по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе отечественных традиций» Цель: способствовать духовно-нравственному развитию детей через приобщение их к отечественным традициям Задачи • Формировать представление.

Перспективный план по самообразованию «Развитие речи детей посредствjм театральной деятельности в средней группе» Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение Центр развития ребенка "Детский сад №239" Центрального района Перспективный.

Перспективный план работы по самообразованию «Развитие познавательных способностей детей в конструктивной деятельности» ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ [/b] Тема: «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

Статья «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики» Воспитание духовно – нравственных чувств, как и чувств патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Современные психолого.

Духовно-нравственное воспитание младших умственно отсталых школьников средствами театрализованной деятельности Духовно-нравственное воспитание младших умственно отсталых школьников через театрализованную деятельностьВ нашей повседневной жизни мы всё.

Творческий проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности» Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А че он богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира….».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План работы по самообразованию «Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами театральной деятельности»
Опубликовано: 3 декабря 2018 в 05:21
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД