Ильсеяр Сенетулловна
План работы с родителями младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
План работы с родителями младшего дошкольного возраста
(Медведева Г. Р.)
Грамотно выстроенная работа с родительской общественностью позволяет воспитателю лучше узнать своих подопечных, получить обратную связь от мам и пап и в целом более эффективно организовать образовательно-воспитательный процесс в младшей группе ДОУ.
Публикация «План работы с родителями младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- План работы с родителями
- Планирование. Планы работ
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Средняя группа
- Темочки
Основная цель такой работы — найти индивидуальный подход к обучению, развитию и воспитанию малыша. Но, кроме этого, взаимодействие с семьёй позволяет:
• распространить полезные практические педагогические знания среди родителей;
• активизировать внимание семьи к вопросам воспитания малыша;
• сформировать единую систему требований к режиму дня и вопросам воспитания ребёнка;
• создать положительный образ дошкольного детского учреждения в сознании родителей;
• оказывать посильную методическую помощь семье в вопросах взаимодействия с детьми 3-4 лет;
• получить как можно более полную информацию о ребёнке.
Для реализации поставленных целей воспитатель решает следующие задачи:
• установление партнёрских отношений с родителями своих воспитанников за счёт оказания эмоциональной поддержки и общности интересов;
• повышение психолого-педагогической просвещённости семьи;
• поддержка мам и пап в выполнении их воспитательных и образовательных функций.
Достижение этих задач возможно благодаря принципам, на которых строятся отношения детского сада и семьи:
• родители и воспитатели — равноправные партнёры в деле обучения и воспитания малышей;
• регулярная помощь ребёнку, доверие и уважение гарантированы и со стороны родителей, и со стороны педагогов;
• постоянный мониторинг взаимодействия семьи и детского сада, анализ результатов на всех этапах этой работы
Чем разнообразнее методики работы с родителями, тем проще найти подход к каждой семье — это правило, о котором должен помнить каждый воспитатель, составляя план взаимодействия с мамами и папами дошкольников.
Формы работы могут быть следующими:
• Анкетирование, интервьюирование с целью выявления особенностей традиций семейного воспитания, причин тех или иных отклонений в поведении малыша. Также позволяют сделать вывод об общественно-материальном и культурном уровне семьи.
• Тестирование педагогической компетентности. Способ для определения пробелов в педагогических знаниях родителей.
• Совместный досуг. Спортивные мероприятия (например, соревнование «Мама, папа, я — спортивная семья», викторины и пр.
• Беседы, дискуссии за круглым столом. Вариант определения подходящего способа решения конфликтных ситуаций. Например, если в группе есть дети, которые постоянно дерутся друг с другом. А также способ наладить обратную связь, так как родители могут задать интересующие их вопросы.
• Педагогическая «гостиная», суть которой заключается в апелляции к авторитетным мнениям профессионалов (например, выдающихся педагогов, психологов, что особенно ценно для воспитания малышей в период кризиса 3 лет).
• Практикумы. Например, деловая игра, цель которой проанализировать результаты творческой деятельности взрослых и детей (к примеру, обсуждение результатов психологического теста личности ребёнка «Рисунок моей семьи»).
• Библиотека семейного чтения. Создание и обновление списка психолого-педагогической литературы, направленной на улучшение взаимопонимания в семье.
• Консультации, телефон доверия. Личное общение с родителями, касающееся индивидуальных образовательных маршрутов их детей.
• Совместные акции. Например, весеннее мероприятие «Накорми птиц», цель которого — изготовление кормушек для пернатых (руками родителей) и регулярное пополнение запасов корма (усилиями малышей). А также создание фотогазет, стенгазет, участие в конкурсах и пр.
• День открытых дверей или интерактивные родительские собрания. Создание возможности наблюдения за ребёнком в процессе его взаимодействия с другими детьми и воспитателем, а также интеграция взрослых в дошкольную среду.
Сентябрь
• Сбор информации о семьях воспитанников. Подписание договоров.
• Оформление «Уголка для родителей»: советы и рекомендации, сетка занятий, режим дня.
• Анкетирование родителей вновь прибывших детей «Давайте познакомимся».
• Консультация «Адаптация ребенка в детском саду».
• Индивидуальные беседы с родителями вновь поступающих детей.
• Консультация «Что должен уметь ребенок 3 лет, поступающий в детский сад».
• Консультация «Одежда детей в группе и на улице».
• Консультация «Воспитание культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста».
• Консультация «Режим дня в жизни ребенка».
• Консультация «Приучение к режиму детей 3 лет».
• Беседа «О необходимости регулярно посещать детский сад».
• Антропометрические данные детей на 1 полугодие.
• Папка – передвижка «Адаптация».
• Ежедневные беседы о питании, сне, играх детей, о том, на что родителям следует обратить внимание, об успехах на занятиях.
• Родительские заповеди.
• Родительское собрание «Будем знакомы».
• Консультация «На кухне вместе с мамой – растем и развиваемся!»
• Консультация «Плохая погода и выходной день – всё, кроме телевизора».
• Консультация «Захватив с собою мяч».
• Беседы с родителями на волнующие темы.
• Рекомендация для родителей по теме: «Овощи», «Ягоды».
Октябрь
• Беседа «О необходимости развития мелкой моторики».
• Консультация «Как развивать речь младших дошкольников».
• Консультация «Как дошкольнику подружиться с математикой».
• Консультация «Кризис ребенка 3-х лет».
• Беседа с родителями «Гигиенические требования к детской одежде и обуви».
• Консультация «Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании».
• Консультация «Закаливание детей 3- 4 лет».
• Консультация «Полезные привычки».
• Консультация «Как воспитать у ребенка любовь к книге».
• Беседа «О мероприятиях, проводимых в детском саду».
• Беседа «О совместном с детьми наблюдении за осенней природой, погодой».
• Конкурс поделок из овощей: «Чудеса с грядки».
• Консультация «Поговорим о «пазлах» для малышей».
• Индивидуальные беседы с родителями о необходимости проводить вакцинацию против гриппа и ОРВИ.
• Консультация «Делать ли прививки ребенку (За и против)».
• Индивидуальные консультации: «Одежда детей в группе».
• Консультация «Что за прелесть эти сказки!».
• Консультация «Дети и природа».
• Рекомендация «Нежелательное поведение и как с ним быть».
• Рекомендация для родителей по теме: «Фрукты», «Осень».
• Индивидуальные беседы с родителями по возникшим вопросам.
Ноябрь
• Рекомендации о развитии мелкой моторики детей в домашних условиях.
• Консультация «Значение «Пальчиковой гимнастики» в развитии детей дошкольного возраста».
• Рекомендации о чтении сказок детям дома.
• Консультация «Дошкольник и его игрушки».
• Побеседовать с родителями на тему: «Развитие логического мышления у детей».
• Рекомендации о питании детей в холодный период.
• Консультация «Роль витаминов в детском питании».
• Консультация. «Если ребенок отказывается от еды».
• Консультация «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста».
• Выставка детских рисунков ко Дню Матери.
• Папка – передвижка. «Нашим дорогим мамам посвящается!».
• Консультация «Можно ли обойтись без наказаний?».
• Консультация «Подбор художественной литературы для дошкольников».
• Беседа «Начинаем утро с зарядки».
• Консультация «Играйте вместе с детьми».
• Беседа «О пользе совместного с ребенком чтения».
• Круглый стол для родителей «Полезное питание в кругу семьи».
• Беседа «О важности посещения детьми детского сада».
• Консультация «Как вести здоровый образ жизни вместе с ребенком?».
• Консультация «Гигиенические навыки и закаливание».
• Привлечь родителей к изготовлению кормушек для птиц.
• Рекомендация для родителей по теме: «Игрушка», «Одежда», «Посуда».
• Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей.
• Индивидуальные беседы с родителями по возникшим вопросам.
Декабрь
• Консультация «Как провести закаливание детей дома».
• Анкета «Закаливание детей дома».
• Консультация «Игра – инсценировка как средство развития речи ребенка».
• Консультация «Как провести с ребенком выходной день с пользой для здоровья».
• Консультация «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста в процессе изучения окружающего мира».
• Беседа «Правильно одевайте детей».
• Родительское собрание «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».
• Советы родителям «Закаливание организма ребёнка».
• Консультация «Какие игрушки нужны вашим детям!»
• Беседа «О совместном с детьми наблюдении за зимней погодой, явлениями, изменениями в природе»
• Беседа «Чесночницы – одна из мер профилактики вирусных инфекций».
• Папка – передвижка «Зимние игры и развлечения».
• Беседа «Жизнь по правилам: с добрым утром».
• Проведение акции для родителей и детей «Помогите птицам зимой!».
• Рекомендация для родителей по теме: «Зима», «Новый год».
• Привлечение родителей к постройкам из снега.
• Попросить пап сделать лопатки для снега.
• Привлечь родителей к украшению участка снежными постройками, гирляндами и игрушками, сделанными своими руками из бросового материала.
• Привлечение родителей к совместному украшению группы к празднику, изготовлению костюмов, новогодних подарков.
• Конкурс поделок к Новому году.
• Оформить Новогоднее поздравление для родителей.
• Беседа на тему: «Как провести праздник дома».
• Беседа «Правила поведения на празднике».
• Индивидуальные беседы с родителями по возникшим вопросам.