Юлия Воробьёва
План работы учителя-логопеда на 2012–2013 уч. год
▼ Скачать + Заказать документы
Направление работы Сроки
проведения
I.Диагностическое направление работы
1. Сбор анамнестических данных. Изучение медицинских карт. Обсуждение результатов диагностики детей совместно с узкими специалистами, педагогом - психологом, воспитателей и мед. работником.
Сентябрь
2. Углублённое обследование речи детей учителем - логопедом. Заполнение речевых карт. Мониторинг исследования общего и речевого развития ребёнка старшего дошкольного возраста ребенка с ОНР.
Публикация «План работы учителя-логопеда на 2012–2013 уч, год» размещена в разделах
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
3. Промежуточный мониторинг развития детей и освоение детьми программы коррекционно – развивающей работы. Обсуждение с педагогом – психологом динамики развития психических процессов у детей. Январь
4. Итоговая диагностика речи с целью определения результатов логопедической коррекции. Май
II.Коррекционно – развивающее направление работы
(Н. В. Нищева Примерная программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи.)
1. Индивидуальная работа и проведение непосредственно образовательной деятельности в подгрупповой форме по коррекции речевых процессов, согласно учебного плана и организации непосредственно образовательной деятельности.
2. Речевое развитие. Развитие словаря.
Расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем. Учить практическому овладению существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами; существительными, образованными от глаголов. Обогащать экспрессивную речь сложными словами, неизменяемыми словами, словами – антонимами и словами – синонимами. Расширять представления о переносном значении и многозначности слов. Учить использовать слова в переносном значении, многозначные слова. Способствовать дальнейшему овладению приставочными глаголами, глаголами с оттенками значений. Способствовать практическому овладению всеми простыми и основными сложными предлогами. Обогащать экспрессивную речь за счет имен числительных, прилагательных, местоименных форм, наречий, причастий. Закрепит понятие слово и умение оперировать им.
3. Формирование и совершенствование грамматического строя речи. Совершенствовать умение употреблять имена существительные единственного и множественно числа в именительном падеже и в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами. Совершенствовать умение образовывать и использовать имена существительные имена прилагательные с уменьшительными суффиксами. Формировать умение образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами и суффиксами единичности. Закрепить умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным. Сформировать умения образовывать и использовать в активной речи сравнительную степень имен прилагательных. Закрепить умения образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах. Совершенствовать навыки простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространение простых предложений однородными членами. Совершенствовать навыки составления и использования сложносочиненных предложений с противопоставлением и сложноподчиненных предложений с придаточными времени, следствия, причины. Закрепить навыки анализа простых двусоставных распространенных предложений без предлогов. Сформировать навыки анализа предложений с простыми предлогами и навыки составления графических схем таких предложений.
4. Развитие фонетико – фонематической системы языка и навыков языкового аналища и синтеза.
Развитие просодической стороны речи.
Продолжить работу по развитию речевого дыхания, формирования правильной голосоподачи и плавности речи. Учить соблюдать голосовой режим. Учить детей произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, умеренно громко, тихо, шепотом. Развивать тембровую окраску голоса, совершенствовать умение изменять высоту тона в играх. Учить говорить в спокойном темпе. Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи.
5. Коррекция произносительной стороны речи.
Активизировать и совершенствовать движения речевого аппарата. Постановка, автоматизация и дифференциация сонорных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах, игровой и свободной речевой деятельности. Завершить автоматизацию правильного произношения звуков всех групп в свободной речевой деятельности.
6. Работа над слоговой структурой слова.
Продолжить работу над односложными словами со стечением согласных в начале и конце слов и над двусложными словами с двумя стечениями согласных и введение их в предложения. Работать над трех-, четырех-, и пятисложными словами со сложной звукослоговой структурой и введением их в предложения. Закрепить навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из одного, двух, трех слогов.
7. Совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Закрепить представление о гласных и согласных звуков их отличительных признаков. Упражнять в различении гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки. Закрепить представления о твердости –мягкости, глухости – звонкости согласных звуков. Упражнять в дифференциации согласных звуков по акустическим признакам и по месту образования. Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов из трех – пяти звуков.
8. Обучение грамоте.
Сформировать понятие буква и представление о том, чем звук отличается от буквы. Познакомить с гласными и согласными буквами. Сформировать навыки составления и выкладывания букв из палочек, кубиков, мозаики, шнурочка, лепки из пластелина; «печатания»; «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе. Обучение узнаванию «зашумленных» изображений букв, изображенных с недостающими элементами; находить знакомые буквы в ряду правильно и зеркально изображенных букв. Сформировать навыки составления и чтения слияний гласных, закрытых и открытых слогов и слов с пройденными буквами и коротких предложении, осознанного чтения слов, небольших текстов. Закрепить умения трансформировать буквы, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, «допечатывать» незаконченные буквы. Познакомить детей с некоторыми правилами правописания. Научить разгадывать ребусы.
9. Развитие связной речи и речевого общения.
Развивать стремление обсуждать увиденное рассказывать о переживаниях, впечатлениях. Стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения. Совершенствовать навыки ведения диалога, умение задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко. Закреплять умение составлять описательные рассказы о предметах и объектах по заданному плану. Совершенствовать навыки пересказа знакомых сказок и пересказа. Совершенствовать навык составления рассказов по серии картин и по картине.
10. Познавательное развитие.
Сенсорное развитие. Развивать органы чувств (зрения, обоняния, осезания, вкус). Совершенствовать умение воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством всех органов чувств, выделять в процессе восприятия свойства и качества, существенные детали на этой основе сравнивать предметы. Закрепить знания основных цветов и оттенков, обогатить представления о них.
Развитие ВПФ и совершенствование мелкой моторики.
Продолжать развивать все виды восприятия, учить воспринимать и учитывать при сравнении предметов, признаки воспринимаемые всеми органами чувств. Совершенствовать, характер и содержание способов обследования предметов, способность обобщать. Развивать все виды внимания, память, стимулировать развитие творческого воображения, исключать стереотипность мышления.
В течение года
III.Консультативное направление работы
1. Консультативная деятельность с педагогами МДОУ.
«Пальчики играют – говорить нам помогают».
«Использование информационных технологий в работе учителя - логопеда». Презентация.
«Этапы развития фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи». Презентация.
Сентябрь
Декабрь
Март
2. Индивидуальное консультирование родителей по текущим вопросам, проблемам в речи детей, привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе. Еженедельно согласно графика
работы
3. Проведение и показ непосредственно образовательной деятельности в индивидуальной форме по закреплению и автоматизации поставленных звуков для родителей.
По мере необходимости
4. Наглядная агитация.
Консультирование родителей в групповом логопедическом уголке на темы:
10 советов родителям.
Для чего нужна артикуляционная гимнастика?
Говорите с ребёнком правильно.
Как работать со звуками.
Сентябрь
Декабрь
Март
Июнь
5. Участие в родительских собраниях.
- «Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционно – развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР».
- Проведение мастер – класса «Звуковой анализ слова».
- «Динамика речевого продвижения каждого ребенка».
- «Итоги коррекционно – развивающей работы за учебный год».
Сентябрь
Ноябрь
Февраль
Май
IV.Организационно – методическое направление работы
1. Участие в методических объединениях данного учреждения, педсоветах. В течение года
2. Заседание ПМПк в ДОУ.
1 раз в квартал
3. Пополнение картотеки для развития мелкой моторики, физкультминуток по лексическим темам. В течение года
4. Подбор пособий для развития мелкой моторики.
Июнь
5. Подборка актуального материала для составления консультаций предназначенных для педагогов ДОУ. Май, июнь
6. Совместное планирование занятий по логоритмике в соответствии с лексической темой с музыкальным руководителем. В начале каждого периода
7. Организация совместной деятельности с детьми игры и упражнения на свежем воздухе, и индивидуальные занятия по закреплению пройденного материала. Июнь
8. Тематическая подборка лексического материала для узких специалистов. В начале каждого периода
9. Совместно с инструктором по физ. Воспитанию тематический подбор упражнений направленных на развитие двигательных функций с речевым сопровождением. В начале каждого периода
10. Подготовка к аттестации на I квалификационную категорию на тему «Использование информационно – коммуникационных технологий в коррекции лексико – грамматических категорий у детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста».
Ознакомление с инструкциями, письмами, положениями, приказами по аттестации педагогических работников.
Создание портфолио для аттестации.
Декабрь
11. Подбор теоретического и практического материала для создания презентации опыта работы на тему «Использование информационно – коммуникационных технологий в коррекции лексико – грамматических категорий у детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста». Декабрь
12. Обобщение опыта работы и выступление с ним на пед. часе.
Февраль
13. Подготовка к методическому объединению учителей – логопедов ЦВО презентация опыта работы на тему «Использование информационно – коммуникационных технологий в коррекции лексико – грамматических категорий у детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста». Март
14. Представление опыта работы на городском уровне, получение рецензии. Март
15. Внесение опыта работы в городской банк данных передового педагогического опыта. Май
16. Посещение методических объединений учителей – логопедов ЦВО. По плану анализа и поддержки дошкольного образования МКУ КНМЦ
17. Насыщение развивающей среды в соответствии с ФГТ.
В течение года
18. Проведение открытого занятия в группе компенсирующей направленности для воспитателей и учителе – логопедов. Февраль
19. Ведение документации:
График работы.
Перспективны план работы на год.
Календарный план работы.
Перспективный план работы по периодам.
Табель посещения логопедических занятий.
Ведение тетради взаимодействия воспитателя и логопеда.
Сентябрь
Сентябрь
Еженедельно/ ежедневно
Сентябрь, ноябрь, февраль
Ежедневно
Еженедельно