Маргарита
План работы в I младшей группе: «Русские народные сказки как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка
ребенком жизненных явлений».
(В. А. Сухомлинский)
Пояснительная записка
Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку в детях развивается чувство прекрасного.
Публикация «План работы в I младшей группе: „Русские народные сказки как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Планирование. Планы работ
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказки. Планирование по теме сказок
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира русского ребенка неоценима. Строятся эти сказки по определенному ритму, тому самому, который организовывал жизнь русских людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в жизни и годовым церковным кругом. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок. Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих. Недаром такие ценители русского слова, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, В. А. Жуковский, верили в преображающую силу сказок. А русские мыслители – И. А. Ильин и Е. Н. Трубецкой – видели в сказке отражение души русского народа.
В наш век духовного обнищания, сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение. Во многом этому способствуют современные издатели книг и создатели детских мультфильмов, искажающих первоначальный смысл сказки, превращающих сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Русские народные сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Мультфильмы же, предлагая свою трактовку, навязывают определенные образы, которые лишают детей глубокого и творческого восприятия сказки.
Очень печально, что в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков. Бабушки-сказительницы незаменимы в детстве, они являются соединяющим звеном поколений и традиций. Именно они, столкнувшись в жизни со многими трудностями и испытаниями, глубже понимают смысл сказок и, рассказывая их внукам, передают им и свою частицу жизненного опыта. Через сказку старшее поколение учит детство строить жизнь по законам добра и красоты. Поэтому наша программа стремится вернуть в детскую жизнь “бабушкины сказки"
Цель программы:Приобщать детей дошкольного возраста к русским народным сказкам, увлечь народными сюжетами.
Задачи программы:
1. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
2. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
3. Воспитывать чувство справедливости, искренности, ответственности, милосердия и других духовно-нравственных качеств.
Особенности построения программы:
Занятия программы предполагают использование
– народных и авторских, русских и зарубежных сказок,
– малых жанров фольклора: загадок, пословиц, поговорок.
В начале года берутся простые и небольшие русские народные сказки, во втором полугодии – длинные авторские сказки, более глубокие по содержанию и сложные по восприятию.
Каждое занятие предполагает использование в практической части различных видов художественной деятельности: рисования, аппликации, лепки. Художественно-продуктивная деятельность развивает у детей мелкую моторику, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления об окружающем мире.
Структура занятий
Каждое занятие включает в себя ряд этапов:
1. Слушание сказки с включением музыкальных фрагментов.
2. Рассматривание иллюстраций и обсуждение содержания сказки. Игры, драматизация, музыкально-двигательная деятельность.
3. Организация художественно-продуктивной деятельности: рисования, лепки, аппликации, конструирования на тему сказки.
Тематическое планирование (1 занятие в неделю)
Месяц Название сказки Тема
Сентябрь1. «Репка» «Там, где дружат – живут, не тужат»
2. «Колобок» «Лесть без зубов, а с костьми съест»
3. «Маша и медведь» «Глупый киснет, а умный все промыслит»
4. «Теремок» «В тесноте, да не в обиде»
Октябрь1. «Курочка Ряба» «Что имеем не храним – потерявши плачем»
2. «Заюшкина избушка» «На чужой каравай рот не разевай»
3. «Кот и петух» «Друг познается в беде»
4. «Волк и семеро козлят» «Слушай маму – не попадешь в беду»
Ноябрь 1. «Гуси-лебеди» «Придет беда – не купишь ума»
2. «Три медведя» «Ничто не остается в тайне»
3. «Лиса и журавль» «Как аукнется – так и откликнется»
4. «Каша из топора» «Смекалка – второе счастье»
Декабрь 1. «Лисичка-сестричка и волк» «Догадаешься, как проиграешься»
2. «Бычок-смоляной бочок» «Чего нет - того и хочется»
3. «Журавль и цапля» «Лучше быть вдвоем – чем одной»
4. «Пузырь, соломинка и лапоть» «Вместе – мы сила»
Январь 1.«Два Мороза» «С трудом и мороз не страшен»
2. «Морозко» «Как проживешь, так и прослывешь»
3. «Зимовье зверей» «В согласии жить – никто не одолеет»
4. «Муравей и голубка» «Сам погибай, а друга выручай»
Февраль 1. «Лисичка со скалочкой» «Не рассмотришь – не пощупаешь»
2. «Снегурочка» «Подражание не всегда правильно»
3. «Крошечка-Хаврошечка» «Сказка ложь – да в ней намек»
4. «По щучьему веленью» «Без труда – не вытащишь и рыбку из пруда»
Март 1. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» «Мир не без добрых людей»
2. «Царевна-лягушка» «Покорись беде и беда покорится»
3. «Сивка-Бурка» «Храброму смерть не страшна»
4. «Петушок – золотой гребешок» «Поспешишь – людей насмешишь»
Апрель 1. «Иван царевич и серый волк» «Что кому на роду написано, то тому Бог и даст»
2. «Баба-Яга» «Что будет – то будет»
3. «Терёшечка» «Доброму Бог помогает»
4. «Финист - ясный сокол» «Добро побеждает зло»
Май 1. «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» «Чудеса случаются»
2. «Спящая красавица» «Не у всякого жена Марья – у того, кому Бог дал»
3. «Летучий корабль» «Добро век не забудется»
4. Итоговое занятие Повторение пройденного материала
в игровой форме