Папки-передвижки

План работы в I младшей группе: «Русские народные сказки как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Маргарита
План работы в I младшей группе: «Русские народные сказки как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

«Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка

ребенком жизненных явлений».

(В. А. Сухомлинский)

Пояснительная записка

Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку в детях развивается чувство прекрасного.

Публикация «План работы в I младшей группе: „Русские народные сказки как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира русского ребенка неоценима. Строятся эти сказки по определенному ритму, тому самому, который организовывал жизнь русских людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в жизни и годовым церковным кругом. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок. Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих. Недаром такие ценители русского слова, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, В. А. Жуковский, верили в преображающую силу сказок. А русские мыслители – И. А. Ильин и Е. Н. Трубецкой – видели в сказке отражение души русского народа.

В наш век духовного обнищания, сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение. Во многом этому способствуют современные издатели книг и создатели детских мультфильмов, искажающих первоначальный смысл сказки, превращающих сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Русские народные сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Мультфильмы же, предлагая свою трактовку, навязывают определенные образы, которые лишают детей глубокого и творческого восприятия сказки.

Очень печально, что в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков. Бабушки-сказительницы незаменимы в детстве, они являются соединяющим звеном поколений и традиций. Именно они, столкнувшись в жизни со многими трудностями и испытаниями, глубже понимают смысл сказок и, рассказывая их внукам, передают им и свою частицу жизненного опыта. Через сказку старшее поколение учит детство строить жизнь по законам добра и красоты. Поэтому наша программа стремится вернуть в детскую жизнь “бабушкины сказки"

Цель программы:Приобщать детей дошкольного возраста к русским народным сказкам, увлечь народными сюжетами.

Задачи программы:

1. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.

2. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

3. Воспитывать чувство справедливости, искренности, ответственности, милосердия и других духовно-нравственных качеств.

Особенности построения программы:

Занятия программы предполагают использование

народных и авторских, русских и зарубежных сказок,

малых жанров фольклора: загадок, пословиц, поговорок.

В начале года берутся простые и небольшие русские народные сказки, во втором полугодии – длинные авторские сказки, более глубокие по содержанию и сложные по восприятию.

Каждое занятие предполагает использование в практической части различных видов художественной деятельности: рисования, аппликации, лепки. Художественно-продуктивная деятельность развивает у детей мелкую моторику, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления об окружающем мире.

Структура занятий

Каждое занятие включает в себя ряд этапов:

1. Слушание сказки с включением музыкальных фрагментов.

2. Рассматривание иллюстраций и обсуждение содержания сказки. Игры, драматизация, музыкально-двигательная деятельность.

3. Организация художественно-продуктивной деятельности: рисования, лепки, аппликации, конструирования на тему сказки.

Тематическое планирование (1 занятие в неделю)

Месяц Название сказки Тема

Сентябрь1. «Репка» «Там, где дружат – живут, не тужат»

2. «Колобок» «Лесть без зубов, а с костьми съест»

3. «Маша и медведь» «Глупый киснет, а умный все промыслит»

4. «Теремок» «В тесноте, да не в обиде»

Октябрь1. «Курочка Ряба» «Что имеем не храним – потерявши плачем»

2. «Заюшкина избушка» «На чужой каравай рот не разевай»

3. «Кот и петух» «Друг познается в беде»

4. «Волк и семеро козлят» «Слушай маму – не попадешь в беду»

Ноябрь 1. «Гуси-лебеди» «Придет беда – не купишь ума»

2. «Три медведя» «Ничто не остается в тайне»

3. «Лиса и журавль» «Как аукнется – так и откликнется»

4. «Каша из топора» «Смекалка – второе счастье»

Декабрь 1. «Лисичка-сестричка и волк» «Догадаешься, как проиграешься»

2. «Бычок-смоляной бочок» «Чего нет - того и хочется»

3. «Журавль и цапля» «Лучше быть вдвоем – чем одной»

4. «Пузырь, соломинка и лапоть» «Вместе – мы сила»

Январь 1.«Два Мороза» «С трудом и мороз не страшен»

2. «Морозко» «Как проживешь, так и прослывешь»

3. «Зимовье зверей» «В согласии жить – никто не одолеет»

4. «Муравей и голубка» «Сам погибай, а друга выручай»

Февраль 1. «Лисичка со скалочкой» «Не рассмотришь – не пощупаешь»

2. «Снегурочка» «Подражание не всегда правильно»

3. «Крошечка-Хаврошечка» «Сказка ложь – да в ней намек»

4. «По щучьему веленью» «Без труда – не вытащишь и рыбку из пруда»

Март 1. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» «Мир не без добрых людей»

2. «Царевна-лягушка» «Покорись беде и беда покорится»

3. «Сивка-Бурка» «Храброму смерть не страшна»

4. «Петушок – золотой гребешок» «Поспешишь – людей насмешишь»

Апрель 1. «Иван царевич и серый волк» «Что кому на роду написано, то тому Бог и даст»

2. «Баба-Яга» «Что будет – то будет»

3. «Терёшечка» «Доброму Бог помогает»

4. «Финист - ясный сокол» «Добро побеждает зло»

Май 1. «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» «Чудеса случаются»

2. «Спящая красавица» «Не у всякого жена Марья – у того, кому Бог дал»

3. «Летучий корабль» «Добро век не забудется»

4. Итоговое занятие Повторение пройденного материала

в игровой форме

Публикации по теме:

Театр своими рукамиТеатр своими руками Сухомлинский:Сказка — это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений. Персонажи с нами повсюду. Театр.

Театрализованная деятельность в детском садуТеатрализованная деятельность в детском саду Сказка — это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений. В. А. Сухомлинский Все дети любят сказки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План работы в I младшей группе: «Русские народные сказки как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 24 февраля 2015 в 19:05
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД