Анна Мороз
План самообразования по теме «Экологическое воспитание детей в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
План самообразования по теме : «Экологическое воспитание детей в ДОУ»
Воспитатель : Мороз А. В.
Участники проекта: дети разновозрастной группы.
«Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем
сердцем
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души!»
Н. Луконин.
Публикация «План самообразования по теме „Экологическое воспитание детей в ДОУ“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Экологическое воспитание. Самообразование
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Актуальность темы:
Богата и щедра природа в отношении человека, но ее богатство к сожалению воспринимается нами как данность, как что то естественное и непоколебимое. Зачастую люди даже не задумываются над тем. что нас ждет в будущем при условии экологической катастрофы. В связи с этим мы безжалостно насилуем природные ресурсы, которые обеспечивают нам комфортное существование на этой планете. Интенсивная хозяйственная деятельность человека постоянно вносит в него свои изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. К сожалению мы не задумываемся на сколько важно для нашего будущего опомнится и четко понять для себя, что без изменения отношения к природе, всех нас ждет глобальная экологическая катастрофа. Уже давно пришло время для конкретных действий, которые помогут нам возродить тот первоначальные потенциал природных ресурсов, который мы на протяжении сотен лет губили и растрачивали в пустую. Сейчас необходимо, чтобы каждый из нас осознал значимость этого жизненно -важного дела, нужно уже с детства прививать человеку любовь к природе.
Самым доступным примером бережного отношения к окружающему миру для детского мышления, безусловно является наблюдения за живой природой, и забота о братьях наших меньших.
Дошкольники с неподдельным интересом учатся воспринимать все, что их окружает, но в связи со своим неразвитым еще восприятием, видят к сожалению не все, зачастую не замечая главного. В связи с чем очень важно всегда быть рядом с ними, подсказать, пояснить, растолковать те главные человеческие законы бытия, которые в будущем помогут сформироваться эмоционально отзывчивой личности, для которой будет естественным сочувствовать, помогать, созидать. В период дошкольного детства у ребенка происходит интенсивное социальное развитие, которое осуществляется при его взаимодействии с окружающими, сверстниками и взрослыми. Природа многому нас учит! Экологическое воспитание очень тесно связано с нравственным воспитанием – это воспитание человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом. Период становления основ будущей личности – дошкольный возраст. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе, окружающему миру возможно тогда. Когда дети будут располагать хотя бы элементами знаниями о природе, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за ними, научиться наблюдать природу, видеть ее красоту. Достаточно просто вместе с детьми наблюдать, анализировать, стараться внести свой вклад в сохранение природы, и рано или поздно эти незамысловатые приемы принесу свои плоды. Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.
Цель:
- формирование начал экологической культуры детей;
- становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии;
- формировать у детей практические навыки и умения в разнообразной деятельности в природе, при этом деятельность должна носить природоохранительный характер;
- развитие ответственности и необходимых навыков правильного взаимодействия детей с природой;
- осознание ребенком себя как части природы;
- привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.
Задачи:
- пополнить педагогическую копилку новой информацией;
- изготовить картотеку прогулок, картотеку дидактических игр, составить конспекты занятий, развлечений;
- создание экологически-развивающей среды в ДОУ;
- экологическое просвещение.
Форма самообразования : индивидуальная
Предполагаемый результат:
- переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения, желание улучшить образовательный процесс;
- воспитание защитников экологии;
- творческая активность воспитанников.
Форма отчё тности:
- сделать консультацию для воспитателей по экологическому воспитанию;
- провести анкетирование родителей;
- изготовить экологические игры, пособия, картотеку прогулок;
- составить конспекты занятий, развлечений;
- создание развивающей экологической среды в группе, соответствующую возрасту и уровню развития детей и программным задачам;
- создание и внедрение проекта «экология наших сердец».
Перспективное планирование по экологическому воспитанию :
Месяц
Тема
Задачи
1.
Сентябрь - Октябрь Составление перспективного плана работы.
Подбор информации, материалов для детей, родителей. Формировать основы экологического мировоззрения и природоохранного сознания, ответственного отношения к окружающей среде.
2.
Ноябрь. 1. Беседа с детьми:
«Дикие и домашние животные»
2. Консультация для родителей:
«Любит ли ребёнок животных»
3. Дидактическая игра:
«Угадай по описанию»
4. Занятие
«Пернатые друзья» Расширять знания детей о животных.
Познакомить родителей как правильно воспитывать у детей бережное отношение к природе, любовь к животным.
Учить использовать знания о животных.
Формировать представления детей о зимующих и перелетных птицах.
3.
Декабрь. 1. Дидактическая игра :
«Угадай, что за растение»
2. Природный мир в детской художественной литературе.
3. Беседа:
«Ядовитые грибы и ягоды»
4. . Опыт с детьми:
«Вода нужна всем»
5. Беседа о деревьях.
6. Дидактические игры
«Что где растет?», «С чьей ветки детки».
Уточнить представления о растениях, учить узнавать их по описанию.
Пополнить знания детей о русских писателях
Познакомить детей с ядовитыми растениями.
Дать детям представление о роли воды в жизни растений.
Расширять знания детей о деревьях.
Художественное творчество. Рисование.
«Нарядная ёлка».
4.
Январь. 1. Наблюдение за комнатными растениями уголка природы.
«Мой любимый цветок».
1. Беседа с детьми на тему:
«Охрана природы человеком»
2. «Путешествие по станциям природы»
3. Викторина «Знатоки природы»
4. Чтение худ. литературы. Формировать знания детей об уходе и развитии растений уголка природы.
Художественное творчество. Рисование.
«Мой любимый цветок».
Научить детей правильному поведению и ответственному отношению к природе. Познакомить с Красной книгой, с охраняемыми растениями.
Воспитывать эмоционально - положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы. Формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями. Развивать умение делать выводы.
Расширить знания детей о лесе и его обитателях, воспитывать бережное отношение и любовь к ним; закрепить умение детей вести себя в природе; развивать речь, внимание, умение анализировать содержание вопросов и загадок и давать полный содержательный ответ на них.
Учить детей видеть красоту природы в худ. литературе.
4.
Февраль. 1. Лесные жители
2. Зимушка-зима
3. Тема: «Как лесные звери проводят зиму».
4. «Зима
недаром злится,
Прошла её пора…»
Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных). Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Воспитывать любовь и заботу к животным.
Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой.
Расширять знания детей о жизни животных зимой.
Учить детей наблюдать за изменениями в природе.
5.
Март. 1. Здравствуй,весна!
2. «Птицы весной»
3. Оформление папки:
«Люби и охраняй окружающую природу»
4. Чтение худ. литературы.
5. Дидактическая игра
«Когда это бывает?» Дать детям представление о весеннем пробуждении природы.
Продолжать расширять знания детей о птицах, их повадках.
Воспитывать любовь к окружающей природе у детей.
Систематизировать знания детей о временах года.
6.
Апрель. 1.«Домашние животные».
2. Виртуальная экскурсия в парк
«Лес весной»
3. 4. Кто живёт в горах.
4. Первые цветы на участке.
5. Консультация для родителей
«Природа и ребенок»
Продолжать расширять знания детей о домашних животных (внешний вид, повадки, что едят, какую пользу приносят и т. д.).
Воспитывать наблюдательность, любовь к природе.
Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, использование в промышленности.
Знакомить детей с первыми весенними цветами,их названием, строением.
Воспитывать любовь к окружающей природе у детей.
7.
Май. 1. Беседа:
«Весенние заботы птиц».
2. Просмотр видеоролика
«Как человек охраняет природу».
3. Озеленение участка детского сада.
4. Создание плаката совместно с детьми «Сохраним планету вместе!»
5. Чтение худ. Литературы.
6. Рисование «Придумай экологический транспорт»
7. Отчет о проделанной работе. Расширять знания детей о птицах, о том, как они устраивают свои гнезда и заводят потомство.
Познакомить детей с 2Красной книгой». Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Привлечь детей к высаживанию рассады, семян.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Воспитывать бережное отношение к природе.