Ольга Борисова
Перспективный план воспитателя «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
СЕНТЯБРЬ
Начинаются занятия с 3-й недели. l-ая и 2-ая недели - диагностика.
3-я неделя
1. Разглаживание скомканных бумажных комочков из цветной бумаги.
2. «Найди и положи рядом такой же» - разложить геометрические фигуры по цвету и форме.
3. «Нарисуй клубочки от точки» методом «наращивания», не отрывая карандаш от бумаги.
4-я неделя
1. Катание между ладонями карандашей, орехов, шариков.
2. Разрывание бумаги (путем отщипывания от листа).
3. Расстегивание и застегивание пуговиц, молний.
ОКТЯБРЬ
Публикация «Перспективный план воспитателя „Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
1-2-я недели - Тема: Овощи, фрукты
1. «Собираем урожай» - лепка разноцветных шариков из пластилина. – «Что это?» (называние похожих на шарики по цвету овощей и фруктов).
2. «Сложи картинку» из 4-х частей.
3. «Строим забор» из счетных палочек - закрепление знаний о цвете и размере.
4. «Найди вторую половинку» - разрезные картинки.
5. «Чудесный мешочек» - овощи и фрукты определить на ощупь.
6. «Сушка овощей» - двойные трафареты развесить на веревке.
3-4-я недели - Тема: Птицы осенью
1. «Посмотри, кто спрятался в комочке?» - Разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображенными на них контурами птиц.
2. «Сухой бассейн» - найти фигурки птиц на ощупь в коробке с горохом.
3. «Разрезные картинки» - собрать картинку птицы из трех частей (голова, туловище, лапки).
4. «Птичьи следы на песке» - рисуем на песке пальчиками.
5. «Птицы собираются в стаи» - «рассадить» (развесить по линии сгиба) «птиц» по веткам, используя двойные трафареты.
6. «3aготовкa корма для зимующих птиц» - рассортировать фасоль и горох.
НОЯБРЬ
1-2-я недели - Тема: Труд людей в природе
1. «Собери инструменты» - из двух частей-деталей, вырезанных из картона (лопата, молоток).
2. «Нарисуй на песке молоток, лопату»
3. «Определи на ощупь» - трафареты из крупной наждачной бумаги (лопата, грабли, молоток, пила).
4. «Покатай, покатай» - катание гладкого и ребристого карандашей между ладошками.
5. «Разложи по своим местам» - в окошки, вырезанные по форме инструментов, вложить соответственно: лопату, топор, молоток.
6. «Почини инструменты» - найти и добавить недостающую деталь картонного трафарета: ручку пилы, зубец граблей и т. д.
3-4-я недели - Тема: Одежда и обувь
1. «Что это?» - Разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями одежды и обуви.
2. «3астегни одежду» - на пуговицы, липучки, молнии.
3. «Помоги развесить одежду» - двойные и одинарные трафареты одежды, (одинарные прикрепляют - прищепками).
4. «Подбери пуговицы по цвету».
5. «Шуровка» - учить вкладывать шнурок в дырочку.
6. «Найди пару» - в коробке 4 туфельки и 4 сапожка одного цвета, вырезанные из цветного картона с дырочкой, надеть каждую пар ну одну веревочку.
ДЕКАБРЬ
1-я неделя - Тема: Город
1. Строим дом из кубиков.
2. «Выложи дом из цветных геометрических фигур».
3. «Кто в домике живет?» - Найти фигурки в «сухом» бассейне.
2-я неделя - Тема: Транспорт
1. «Что у кого?» - Разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями автобуса, машины.
2. «Грузим камушки в грузовик» - камушки рассыпаны по столу, ковру•
3. «Проехала машина» - рисуем на песке, рассыпанном тонким слоем на подносе, следы от машины.
3-я неделя - Тема: Зима. Зимний лес
1. Снегопад в лесу. (На трафарете зеленой елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты.)
2. «Лепим снежки большие и маленькие» - сминаем бумагу в комочки и катаем их между ладонями.
3. «Снежная баба» - лепка из пластилина.
4-я неделя - Тема: Дикие животные зимой
1. «Чудесный мешочек» - определить на ощупь резиновые игрушки.
2. «Выложи медведя из геометрических фигур».
3. «Новогодний подарок для белочки» - собрать в мешочки грецкие, кедровые орехи, фундук, затем определять орешек на ощупь.
ЯНВАРЬ
2-3-я недели - Тема: Дикие животные и их детеныши
1. «Кто это?» - Крупные трафареты животных из наждачной бумаги демонстрируют детям и предлагают определить на ощупь, где «мама», где «детеныш».
2. «Ежи и ежата» - втыкание спичек в большой или маленький пластилиновый комочек.
3. «Подарок для мышек и мышат» - сортировка семечек тыквы и подсолнуха.
4. «Собери семью» - наложить на контур соответствующий трафарет животного.
5. «Кто пришел?» - Рисуем на песке, рассыпанном на подносе, следы, разные по величине (большим пальцем, указательным, мизинцем).
6. «Чтобы Мише было теплее» - мелко порвать бумагу, потом засыпать Мишку - «в берлоге».
4-я неделя - Тема: Птицы зимой
1. «Ворона или воробей?» - Определить на ощупь по плоскостному трафарету из гречки, наждачной бумаги.
2. «Угощение для птиц» - сортировка семян.
3. «Кто спрятался под листочком?» - Подушечками пальцев прогладить и определить по контуру трафарет какого предмета находится под бумагой в форме листика.
ФЕВРАЛЬ
1-2-я недели - Тема: Семья
1. «Кто это?» - Собрать фигурки человека из геометрических фигур по образцу,
2. «Что купила мама?» - Найти «овощи» и «фрукты» в «сухом бассейне»
3. «Поможем бабушке развязать узелки на бельевой веревке».
4. «Поможем мальчику застегнуть пуговицы на рубашке».
5. «Учимся шнуровать ботинки».
6. «Для кого подарок?» - Чудесный мешочек.
З-4-я недели - Тема: Профессии
1. Строитель. «Построим дом из кубиков». Игра «Кто в домике у тебя живет?»
2. Продавец. «Оторви чек» - отрываем клочки бумаги от полоски.
3. «Витаминный завод» - лепим «витамины» из пластилина
и складываем в коробочки.
4. Повар. «Рассортируй фасоль по цвету».
5. Шофер. «Собрать машинку из геометрических фигур».
6. Воспитатель. «Игрушки. Разрезные картинки из 4-х частей».
МАРТ
1-я неделя. - Тема: Праздник мам.
1-3. Изготовление подарка для мамы (с учетом возрастных и индивидуальных способностей ребенка).
2-я неделя. - Тема: Начало весны
1. «Следы от капели» - на манке пальчиками ставим точки.
2. «Солнце светит ярко-ярко» - выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого кружка.
3. «Кто скоро проснется после зимней спячки?» - Разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями.
З-4-я недели. - Тема: Игрушки
1. «Собери пирамидку».
2. «Мячи для котят» - лепка из пластилина.
3. «Что спряталось в комочке?» - Разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями игрушек.
4. Рисуем на песке большие и маленькие предметы (мяч, шар, кирпич, кубик).
5. «Определи на ощупь» - «чудесный мешочек»; («сухой бассейн». Какая игрушка спряталась?
6. «Матрешки разбежались» - собрать на ковре матрешек и вложить их одна в одну.
АПРЕЛЬ
l-я неделя. - Тема: Одежда
1. «Недошитое» платье. («Пришить» к платью рукава, воротник, карман, пуговицы».) Дополнить картонный трафарет нужной деталью.
2. Шнуровка, застегивание пуговиц, молний, липучек.
3. «Сушка белья» - пристегнуть прищепками к веревке одежду кукол, носовые платки.
2-я неделя. - Тема: Дикие и домашние животные
1. «Собери картинку» - разрезанные картинки из 4-х частей.
2. «Нарви молодой травки для кроликов» - мелко порвать зеленую бумагу.
3. «Кто где живет?» - называние и выкладывание из пластмассовых палочек домиков животных (конура, нора, сарай).
3-я неделя. - Тема: Птицы весной
1. «Червячки для грачей)} - лепка из пластилина.
2. «Поможем птицам» - устелить «гнездо» мелкими клочками из ваты.
3. «Напоим птиц» - работа с водой и пипеткой.
4-я неделя. - Тема: Растительный мир
1. «Каждому листочку - свое место» - закрыть контуры различных листочков нужными листочками, взятыми из коробки.
2. «Красивый одуванчик» - втыкание спичек в пластилиновый комочек.
3. Коллективная работа «Весенний луг» - небольшие цветные листочки бумаги смять, крепко сжать в кулачке, скатать между ладошками и приклеить на общий зеленый фон.
МАЙ
2-3-я недели. - Тема: Труд весной на даче
1. «Посадка фасоли» - дети в песке пальцем делают ямки и сажают семена.
2. «3акрути бутылочку» - закручивание пробок на пластмассовых бутылках.
3. «Кто больше соберет фасоли?» - Собрать фасоль с ковра.
4. «Едем на дачу» - собрать грузовик из геометрических фигур.
5. «Строим дачный дом» - пластмассовый строительный набор.
6. «Дорожка» - выкладывание дорожки из геометрических фигур на ковре.
4-я неделя. - Тема: Мы стали старше на год
1-3. Шнуровка, застегивание и расстегивание пуговиц, молний, липучек, развязывание узелков на бельевой веревке.