Галина Дмитриевна
Планирование занятий-прогулок с детьми старшего дошкольного возраста (первая неделя января)
▼ Скачать + Заказать документы
Прогулка в Январе. Первая неделя.
ПРОГУЛКА 1. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА НЕБОМ
Во время прогулки понаблюдать за цветом неба, как он меняется в зависимости от времени дня и от погоды. Если на небе нет облаков и туч, полюбоваться красотой голубого неба, яркостью его оттенков, скоростью движения облаков. Напомнить, почему движутся облака. На фоне неба очень красиво смотрятся голые деревья, покрытые пушистым снегом. Попросить детей сравнить детей небо в различные сезоны.
Приметы: красноватое небо к вечеру, а утром сероватое обещает добрую погоду; небо кажется высоким – к вёдру.
Публикация «Планирование занятий-прогулок с детьми старшего дошкольного возраста (первая неделя января)» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Зимние прогулки и наблюдения
- Зима. Планирование на зимний период
- Зимние прогулки, наблюдения. Картотеки, планирование
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планирование на январь
- Планирование. Планы работ
- Прогулки. Январь
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Поговорки и пословицы: «Зима резвится не только в лесу, но и у нас на носу».
Стихотворение В. Орлова «Все злее, злее, злее…».
Загадки про снег.
Дидактическая игра «Кому что нужно?».
Подвижная игра «Пузырь».
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА НЕБОМ И ВЕЧЕРНИМ ПЕЙЗАЖЕМ
Понаблюдать за вечерним небом, есть ли на нем звезды и луна. Полюбоваться красотой вечернего пейзажа в свете фонарей. При вечернем освещении все предметы выглядят иначе: более загадочно и таинственно. Воспитатель предлагает понаблюдать, как падает снег в свете фонарей, как искрится снег, лежащий на земле, деревьях и предметах.
Приметы: ночное небо звездное – будет солнечная, морозная погода; если на чистом небе малых звезд не видно, то случится буря.
Поговорки и пословицы: «Новый год – к весне поворот»; «Растет день, растет и зима».
Стихотворение А. Т. Твардовского «Опять зима».
Загадки про небо.
Дидактическая игра «Отгадай-ка».
Подвижная игра «Повар».
Цель: развивать ритмичность, выразительность речи и координацию движений.
Ход игры. Все дети становятся в круг. Водящий ходит за кругом. У него в руках поварской колпак. Дети хором произносят стихотворение:
Будем в повара играть, никому нельзя зевать,
Если повар будешь ты, то скорей кругом иди.
После слов «Скорей кругом иди» водящий останавливается и надевает колпак на рядом стоящего ребенка. Получивший колпак и водящий становятся спиной друг к другу и по сигналу педагога идут по кругу. Кто первый обойдет (не бежать) круг, тот выигрывает и становится водящим.
Игра-забава «Кто быстрее?».
Цель: развивать ловкость, быстроту.
Ход игры. Соревнование с санками. На снегу чертят круг, в центре которого располагаются 3–4 ребенка с санками. Их задачи:
• вывести санки из круга, держась за спинку;
• поменяться санками, сесть и выехать, помогая себе руками и ногами;
• прежде чем выехать на санках из круга, нужно бросить снежок в цель.
ПРОГУЛКА 2. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СНЕЖИНКАМИ
Цели: продолжать знакомить детей со свойствами снега; развивать способность видеть красивое в зимней природе.
Рассмотреть снежинки. Какие они? На что похожи?
Опыт «Свойства снега».
Приметы: сильные холода сулят надежный урожай.
Стихотворения:
Сыплет, сыплет снег охапками
На поля зима.
До бровей накрылись шапками
Во дворе дома.
Ночью вьюга куролесила,
Снег стучал в стекло,
А сейчас – гляди, как весело
И белым-бело!
С. Маршак
Загадки:
Из-под облачных высот быстрый ветер их несет.
Мчат, друг дружку обгоняя, как одна большая стая.
(Снежинки.)
Дидактическая игра «Что это такое?».
Русская народная игра «Снежная баба».
Цель: развивать двигательный аппарат, ловкость.
Ход игры. Выбирается «снежная баба». Она садится на кор-точки в конце площадки. Дети идут к ней, притопывая.
Баба снежная стоит,
Ночью дремлет, днями спит,
Вечерами тихо ждет,
Ночью всех пугать идет.
На эти слова «снежная баба» просыпается и догоняет детей. Кого поймает, тот становится «снежной бабой».
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СНЕЖИНКАМИ
Цели: продолжать наблюдения за снегом; обратить внимание на красоту лежащего снега.
Опыт «Таяние и замерзание воды».
Приметы: если снег выпадает на мерзлую землю, то это к хорошему урожаю хлеба.
Поговорки и пословицы: «Готовь зимой телегу, а летом сани»; «Все зимой сгожается, что летом урождается».
Стихотворения:
СНЕЖИНКИ
Когда повяли все цветы,
Мы прилетели с высоты.
Мы, как серебряные пчелки,
Уселись на колючей елке.
Мы улетели на поля,
И стала белою земля.
Загадки про снег.
Дидактическая игра «Кто ты?».
Цель: развивать слуховое внимание детей, быстроту реакции на слова.
Ход игры. Воспитатель придумывает рассказ, в котором все дети получают роли. Дети становятся в круг, и воспитатель начинает рассказ, и при упоминании своего персонажа ребенок должен встать и поклониться. Дети должны быть очень внимательны, и следить не только за своей ролью, но и ролями соседей. Кто два раза «проспит» свою роль, выходит из игры.
Подвижная игра «Пузырь».
ПРОГУЛКА 3. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПОГОДОЙ
Цели: уточнить и конкретизировать представление о зиме (самые короткие дни, самые длинные ночи, много снега, осадки различные, деревья стоят голые и т. д); учить устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в неживой природе.
Обратить внимание детей на погоду. Попросить охарактеризовать ее (температура, облачность, осадки, употребляя как можно больше эпитетов. Сравнить погоду со вчерашней, что изменилось, по каким признакам дети делают выводы. Полюбоваться красотой зимнего пейзажа. Сравнить одежду детей, и сделать вывод, когда было холодней, вчера или сегодня. Сравнить осадки и облачность, есть ли солнце, какое оно. Привести народные приметы о погоде.
Приметы: если в январе висит много частых и длинных сосулек, урожай будет хороший; если в январе частые снегопады и метели, то и в июле частые дожди.
Поговорки и пословицы: «Январь на порог – прибыло дня на куриный шаг»; «Январь к концу месяца – два часа прибавило».
Стихотворение А. Т. Твардовского «Опять зима».
Загадки про снег.
Дидактическая игра «Кому что нужно?».
Русская народная игра «Волк».
Дидактическая игра «Не зевай» (птицы зимующие, перелетные).
Цель: развивать слуховое внимание детей, быстроту реакции на слова.
Ход игры. Воспитатель дает всем детям названия перелетных птиц и просит внимательно следить за ним. Как только прозвучит их название, они должны встать и хлопнуть в ладоши, кто прозевал свое название, выходит из игры.
Русская народная игра «Блуждающий мяч».
ПРОГУЛКА 4. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА МЕТЕЛЬЮ
Цели: уточнить знания о зимних явлениях в неживой природе (снегопад, мороз, метель); обогатить словарный запас детей словами сверкает, пушистый, скрипит, снегопад.
Понаблюдать метель с веранды или из окна. Предложить детям прислушаться к завыванию ветра. Обратить внимание на то, что он поднимает снег в воздух, кружит, переносит с места на место, наметает из него сугробы. Во время наблюдения метели хорошо прочитать стихотворение А. С. Пушкина «Зимний вечер».
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…
Можно загадать загадку: «Не зверь, а воет».
Приметы: дым из трубы стелется по земле – к метели и снегопаду; облака движутся против ветра – к метели; солнце всходит красное – на метель.
Поговорки и пословицы: «Метель в лесу идет – холсты стелет, а из лесу идет – перестилает»; «Метель летит, крутит, на весь мир ворчит».
Стихотворения:
ЗИМА
Если снег идет, метель метет,
Стоят дома, словно терема,
Горки во дворе, узоры на стекле,
На дворе мороз кусачий –
Что же это значит?
Значит, к нам пришла сама
Зимушка-зима!
МЕТЕЛЬ
Кружится и хохочет
Метель на Новый год.
Снег опуститься хочет,
А ветер не дает.
И весело деревьям
И каждому кусту,
Снежинки, как смешинки,
Танцуют на лету.
Загадки:
Кто это, воя, без крыльев летает
И без метелки следы заметает,
Лепит сугробы из снежного теста,
Передвигает их с места на место?
(Метель.)
Лечу, кручу,
На весь мир ворчу.
(Метель.)
Дидактическая игра «Не зевай».
Дидактическая игра «И я».
Цель: развивать сообразительность, выдержку, чувство юмора.
Ход игры. Воспитатель говорит детям, что будет рассказывать историю. Когда он остановится, дети должны сказать: «И я», если эти слова подходят по смыслу. Если же они не подходят по смыслу, то говорить их не надо. Иду я однажды к реке… (и я).
Рву цветы и ягоды…
По дороге попадается мне наседка с цыплятами…
Они клюют зернышки…
Гуляют по зеленой травке…
Вдруг налетел коршун.
Цыплята и наседка испугались…
И убежали…
Когда дети поймут правила игры, они сами смогут придумывать короткие рассказы.
Русская народная игра «Стадо».
Башкирская народная игра «Липкие пеньки».
ПРОГУЛКА 5. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СКРИПОМ СНЕГА
Цели: обобщать представления о типичных зимних явлениях в неживой природе; продолжать знакомить со свойствами снега, с русскими народными пословицами и поговорками.
Воспитатель просит детей послушать, как скрипит снег под ногами. Сказать, что это бывает только в морозную погоду. Этот звук образуется при разрушении твердых снежинок. Слушает с детьми потрескивание деревьев, тогда для них будет понятным выражение: «Мороз трескучий». Читает пословицы: «Мороз не велик, да стоять не велит», «Береги нос в большой мороз».
Приметы: если январь был в прошлом году теплым, то январь этого года будет холодным; если январь сухой, морозный и вода в реках сильно убывает, то лето будет сухое и жаркое; морозный январь – урожайный год; сухой январь, студеный – к жаркому лету.
Поговорки и пословицы: «В январе и горшок на печи замерзает»; «Январь – весне дедушка»; «Январь батюшка год начинает, зиму величает»; «Январю батюшке – морозы, февралю – метелицы».
Стихотворения:
Лишь земли коснулась вата
И снежинки разлетелись
По замерзшему асфальту,
Закружил, понес их ветер!
Кувыркаются снежинки,
Поворачивают спинки,
Веселятся и резвятся,
Радуясь зиме.
Загадки:
Белые пчелы на землю сели,
Пришел огонь, их не стало.
(Снег.)
Идет, а ног нет;
Лежит, а постели нет;
Легкий, а крыши ломит.
(Снег.)
Дидактическая игра «Кто больше знает».
Дидактическая игра «Так бывает или нет?».
Бурятская народная игра «Иголка, нитка и узелок».
Цель: развивать внимание, ловкость.
Ход игры. Играющие становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают «иголку», «нитку» и «узелок». Все они друг за другом то вбегают в круг, то выбегают из него. Если же «нитка» или «узелок» оторвались (отстали или неправильно выбежали за «иголкой» из круга или вбежали в круг, то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигается быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга.
«Иголка», «нитка», «узелок» держатся за руки, их надо, не задерживая, пропускать выпускать из круга и сразу же закрывать его.
Русская народная игра «Стадо».
Игра-забава «Проезжай и собирай».
Цель: развивать быстроту движений.
Ход игры. На снегу чертят две линии, по 6 метров каждая. Ребенок везет санки по направлению от первой линии ко второй, быстро собирая по пути заранее разбросанные снежки, или мешочки, или мелкие игрушки, и возвращается назад. Кто быстрее и больше соберет, тот выиграл.
Труд на участке. Стряхивать снег с веток молодых деревьев и кустарников после снегопада. Объяснить детям, для чего это надо делать.