Галина Дмитриевна
Планирование занятий-прогулок с детьми старшего дошкольного возраста (первая неделя июля)
▼ Скачать + Заказать документы
Прогулка 1
Наблюдение за небом
Цели: обратить внимание детей на красоту летнего неба – на его голубизну, чистоту, на облака; объяснить детям, что небо – это воздух, который окружает нашу землю; им дышат люди, животные и растения.
Поговорки и пословицы: «Июль – макушка лета, декабрь – шапка зимы»; «Июль – краса лета, середка цвета».
Стихотворения:
ИЮЛЬ
Жаркий, знойный, душный день.
Даже куры ищут тень.
Началась косьба хлебов,
Время ягод и грибов.
Дни его – вершина лета.
Что, скажи, за месяц это?
Дидактическая игра «Что это такое?».
Публикация «Планирование занятий-прогулок с детьми старшего дошкольного возраста (первая неделя июля)» размещена в разделах
- Июль. Планирование на лето
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Летние прогулки и наблюдения
- Лето. Планирование в летний период, тематические недели
- Планирование. Планы работ
- Прогулки. Июль
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Подвижная игра «Что мы видели, не скажем, а что делали, покажем».
Цель: развивать сообразительность и наблюдательность детей.
Ход игры. Выбирается водящий. Он выходит за дверь. Оставшиеся дети договариваются, какие движения они будут делать. Потом приглашают водящего.
Ведущий. Здравствуйте, дети!
Где вы были,
Что вы делали?
Дети. Где мы были, мы не скажем,
А что делали – покажем.
Если водящий отгадал выполняемое детьми движение, то выбирается новый водящий. Если не смог отгадать, снова водит.
Наблюдение за солнцем
Цели: дать представление о неживой природе, ее влиянии на растительный и животный мир; формировать элементарные представления об изменениях положения Земли относительно Солнца.
Воспитатель отмечает вместе с детьми, что с каждым днем становится жарче. Наступил самый жаркий месяц. Сравнивает с детьми, когда бывает особенно жарко – утром, днем или вечером. Обращает внимание, что солнце особенно сильно припекает днем. В это время затихают птицы. Им тоже жарко, и они стремятся спрятаться в листве деревьев.
Воспитатель вместе с ребятами прослеживает путь солнца по небу до того места, куда оно прячется.
Приметы: во время восхода солнца духота – к ненастью.
Поговорки и пословицы: «Лето в холодке сидит, зимой наплачется».
Стихотворения:
СОЛНЫШКО
Туча прячется за лес,
Смотрит солнышко с небес,
И такое чистое,
Доброе, лучистое.
Если б мы его достали,
Мы б его расцеловали.
Г. Бойко
Загадки:
Колобок, Колобок, золотистый бок,
За елки нырнул, там крепко заснул.
А к утру проснулся – на весь мир улыбнулся!
(Солнышко.)
Дидактическая игра «Природа и человек».
Русская народная игра «Большой мяч».
Труд на участке. Вместе с воспитателем навести порядок на участке группы и возле него, помочь детям младшей группы в уборке их веранды.
Прогулка 2
Наблюдение за мухами
Цель: систематизировать представление о многообразии насекомых (особенности внешнего строения, места обитания, способы передвижения, питания, размножения).
Рассмотреть с детьми муху. У нее огромные глаза, почти на всю голову. Ими муха великолепно видит, поэтому подобраться к ней незамеченным нелегко. Усики у нее короткие, пушистые. Рот мухи напоминает хоботок, через него муха легко втягивает пищу. Если еда оказывается слишком твердой, то через хоботок муха выпускает капельку слюны и размягчает ее. Муха очень подвижная, ловкая, хорошо летает и ползает по гладким оконным стеклам и даже по потолку. На ее лапках есть специальные подушечки, они всегда влажные и легко прилипают к гладким поверхностям.
Мухи – очень вредные насекомые! Они летают по свалкам и помойкам и на своих лапках переносят болезнетворных микробов и яйца глистов. Мухи являются источником многих тяжелых инфекционных болезней. Поэтому в доме всегда должна быть чистота.
Многие насекомые уничтожают мух: хитрый паук плетет свои сети и терпеливо ждет в укромном уголке, когда в них попадет неосторожная муха. Стремительные стрекозы на лету хватают мух и тут же в воздухе съедают их. Любят мух лягушки, жабы, ящерицы.
Приметы: комаров много – дождь завтра будет; рано просыпаются мухи – к хорошей погоде; комары летают роем – к хорошей погоде.
Поговорки и пословицы: «Жужжала муха, дождалась паука»; «Где муха ни летала, а к пауку попала».
Стихотворения:
Пусть живут пауки, бабочки, стрекозы,
Мухи, комары и мошки.
В природе все они важны.
Природе нашей насекомые нужны!
Загадки:
Очень маленький на вид,
Надоедливо звенит,
Прилетает вновь и вновь,
Чтобы выпить нашу кровь.
(Комар.)
Дидактическая игра «Что это за насекомое?».
Подвижная игра «Пятнашки».
Дидактическая игра «Летает – не летает».
Русская народная игра «Стадо».
Прогулка 3
Рассматривание листьев на деревьях
Цель: обратить внимание на деревья, вспомнить их строение.
Лист состоит из листовой пластинки и черешка. Рассмотреть с детьми лист катальпы. Лист очень большой, и на нем хорошо видны прожилки, по которым по листу проходят питательные вещества и вода. Лист прикреплен к ветке черенком, который мягкий и гибкий, что при ветре не дает листу отрываться от дерева.
Приметы: летом на деревьях появляются желтые листья – осень будет ранней; листья желтые на деревьях рано появились – быть ранней весне.
Поговорки и пословицы: «Сломать дерево – секунда, вырастить – года»; «Не бывать ветке толще ствола».
Стихотворение «Дерево, трава, цветок».
Загадки:
Уселись на ветках весной пичужки
И что-то лопочут при встрече друг дружке.
Весной и летом сидят, не слетая,
Зимой посмотришь – исчезла вся стая.
(Листья.)
Дидактическая игра «Найди листок, как на дереве».
Подвижная игра «Совушка».
Рассматривание многообразия листьев на деревьях
Цель: продолжить наблюдение за многообразием листьев, сравнивая листовую пластинку подорожника и клена.
Можно заметить, что листья отличаются не только по размерам, но и по краям листовой пластинки. У подорожника они гладкие, тогда как у крапивы, тополя, клена они зубчатые. Еще листья бывают простые и сложные, когда на одном черенке расположено несколько листочков.
Стихотворения:
ИЮЛЬ
В этот месяц, что ни год,
Над землей жара плывет.
И не зря в кусты забился
Первый заячий приплод.
Загадки:
Летом вырастают, а осенью опадают.
(Листья.)
С ветки в речку упадет и не тонет, а плывет.
(Лист.)
Дидактическая игра «Найди себе пару».
Русская народная игра «Волк».
Прогулка 4
Цели: продолжать расширять кругозор; прививать любознательность, наблюдательность, любовь к природе, бережное отношение к ней.
Слушание звуков природы
Обратить внимание детей на звуки (разговор ребят, щебетание воробьев, воркование голубей под крышей). Некоторые звуки слышны сплошным гулом, так как они издаются в отдалении: шум проезжающих машин, включенное где-то радио.
Представить себе, что было бы, если бы все звуки исчезли. Для этого закрыть плотно уши на минуту. Окружающий мир потерял свое многообразие звуков.
Приметы: в июле тучи простираются по небу полосами – будет дождь; если июль жаркий, то декабрь будет морозным.
Поговорки и пословицы: «Июль – макушка лета, устали не знает, все прибирает»; «В июле на дворе пусто, а в поле густо».
Стихотворения:
В камышах гнездятся цапли,
Дремлет сонная река,
Солнце расплескало капли
На речные берега.
Стали капельки цветами,
Озарили все вокруг!
В новом желтом сарафане
Одуванчиковый луг.
Дидактическая игра «Скажи, что ты слышишь?».
Подвижная игра «Кот на крыше».
Ощущение запахов в природе
Обратить внимание детей на запахи, которые выделяют растения. Мы замечаем приятно пахнущие цветки – ландыш, сирень, розу, пион. Но многие растения содержат пахучие вещества и в других его частях – коре, листьях, корнях. Чтобы этот запах ощутить, необходимо растереть растение в ладонях.
Найти в уголке сада мяту. Аккуратно срезать несколько ее листочков и потереть их между пальцами, чтобы ощутить своеобразный аромат. Вспомнить с детьми, как хорошо пахло на улице, когда цвели весной абрикосовые деревья, а затем сирень. Многие растения издают столь тонкий аромат, что нос человека не ощущает его, зато прекрасно распознают насекомые и летят к этим цветам.
Стихотворение «Если я сорву цветок…».
Дидактическая игра «Что это?».
Подвижная игра «Казаки-разбойники».
Прогулка 5
Наблюдение за бабочкой-беляночкой
Цели: систематизировать представления о многообразии насекомых (особенности внешнего строения, питания, размножения); воспитывать доброе, милосердное, ответственное отношение к природе; сформировать у детей убеждение, что красота природы бесценна, поэтому ее надо охранять и беречь.
На огороде понаблюдать за полетом бабочек над посадками. Очень распространены бабочки-белянки. У них белые крылья с пятнами разных окрасок. Самая крупная из них – капустная белянка. Кончики ее передних крыльев черные, а нижние крылья желтоватые. Белянок часто можно видеть летающими над овощными растениями – капустой, репой, редиской. Что же они ищут? Ведь цветов там нет.
Покажите детям нижнюю часть листа капусты после того, как здесь летала бабочка. Дети увидят на листе яйца, которые она отложила. На других листах из яиц, отложенных несколько дней назад, уже вывелись гусеницы.
Приметы: вода чиста как никогда – к дождю.
Стихотворения:
БАБОЧКА
Тонкие нежные крылья
Словно цветов лепестки,
Покрыты нектаром, как пылью.
На тельце ее волоски.
Она, как нарядный цветочек,
Всегда наш порадует глаз.
И ты назовешь, несомненно,
Кому посвящен мой рассказ.
Загадки:
На большой цветной ковер села эскадрилья,
То раскроет, то закроет расписные крылья.
(Бабочки.)
Дидактическая игра «Кто знает, пусть продолжит».
Подвижная игра «Стоп!».
Наблюдение за гусеницей бабочки-беляночки
Цель: систематизировать представление о многообразии насекомых (особенности внешнего строения, питания, размножения).
Вместе с детьми в огороде на капустном листе найти гусениц бабочки. Они сине-зеленого цвета с тремя желтыми продольными полосками и черными точками. Гусеницы жадно грызут капустный лист, и вскоре от него останутся одни крупные жилки. Они постоянно едят, их челюсти не перестают работать все время, пока насекомое находится в стадии гусеницы. Гусеницы бабочек-белянок наносят ощутимый вред посадкам овощных культур. Птицы любят лакомиться гусеницами бабочек, и в этот период стаями кружатся над посадками. Через некоторое время гусеницы сплетают вокруг себя кокон и затем превращаются в настоящую бабочку.
Стихотворения:
ГУСЕНИЦА
Этот странный дом без окон
У людей зовется «кокон».
Свив на ветке этот дом,
Дремлет гусеница в нем.
Спит без просыпа всю зиму.
Но зима промчалась мимо –
Март, апрель, капель, весна…
Просыпайся, соня-сонюшка!
Под весенним ярким солнышком
Гусенице не до сна.
Стала бабочкой она!
В. Егоров
Загадки:
Волосата, зелена, в листьях прячется она.
Хоть и много ножек, бегать все ж не может.
(Гусеница.)
Дидактическая игра «Отгадайте, что за насекомое».
Подвижная игра «Шоферы».