МААМ-картинки

Плавание как средство оздоровления дыхательной системы детей дошкольного возраста

Татьяна Плесовских
Плавание как средство оздоровления дыхательной системы детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Введение.

Актуальность темы плавания заключается в том, что в наше время плавание относится к числу жизненно-необходимых навыков. Уменьшение веса в воде намного облегчает работу человека. Именно поэтому, научиться плавать не так-то просто, особенно для детей. Занятия детей плаванием в раннем возрасте благоприятно влияют не только на закаливание и укрепление организма, но и на всестороннее развитие физических и физиологических качеств. Именно поэтому, в настоящее время перед нашим государством решаются проблемы здоровья подрастающего поколения, пропагандирующего здоровый образ жизни воспитания у детей.

Публикация «Плавание как средство оздоровления дыхательной системы детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Обратимся к истории вопроса, а именно к истории возникновения плавания.

Известный факт, плавание возникло в глубокой древности. Археологические находки говорят о том, что умение плавать воспринималось людьми, как нечто важное, жизненно необходимое. В знаменитой книге Булгакова, Н. Ж. говорится о Знаменитых римских полководцев Гнее Помпее, Юлии Цезаре, Марке Антоний, которые отлично владели основам плавания и обучали искусству своих легионеров.

Во времена средневековья плавание подвергается кардинальным изменениям-многие не пользуются водой даже в гигиенических целях. В этот список входили христиане и монахи, дававшие зарок никогда не мыться.

При Петре I плавание было введено в число учебных дисциплин в Морской Академии и Императорском сухопутном кадетском корпусе. Приказ Петра I гласил: «. Всем новым солдатам без изъятия должны учиться плавать, не всегда есть мосты». Большое значение умению плавать придавал Суворов. Он сам учил солдат плавать и переправляться через реки в любую погоду вброд и вплавь.

В 1869 году появляется первая в мире ассоциация любителей спортивного плавания Англии. После этого появляются и другие ассоциации: В Швеции(1882г., Германии и Венгрии(1886г., Голландии и США(1888г.) и других странах.

1896 г. плавание было включено в программу Олимпийских игр. После 1899г. в Будапеште первой международной встречи пловцов стали проводиться ежегодные соревнования по плаванию.

В 1908 г. организована Международная любительская федерация плавания ФИНА.

Физиология плавания

Физиология плавания заключается в подъемной или потопляющей силе – она образуется от объема различных тканей нашего организма и их соотношения в теле пловца, также зависит от степени погружения тела в воду и от объема воздуха в легких. Чем больше сила, тем больше должна быть мышечная работа для удержания тела на поверхности воды.

Лобовое сопротивление - При плавании основная мышечная работа тратится не на удержание тела на воде, а на преодоление силы сопротивления движению тела. Этот термин получил название-лобовое сопротивление. Ее величина зависит от скорости движения, размеров и формы тела, а также от положения тела в воде и выполнении упражнений. У мальчиков в среднем больше лобовое сопротивление, чем у девочек из-за большей поверхности тела.

Терморегуляция-Как мы знаем, температура воды ниже, чем температура нашего организма. Во время плавания приблизительно 95% всей энергии превращается в тепло. При интенсивном плавании в обычных бассейнах тепловой баланс организма практически не нарушается.

Энергообразование - Чтобы получить необходимую энергию для плавания в организме задействуется анаэробная или аэробная система энергообразования. При выполнении упражнений анаэробного типа для работы мышц кислород не требуется. При выполнении аэробных упражнений нужен кислород, который появляется при окислении гликогена и жирных кислот. Организм стремится максимально полностью использовать каждый вдох.

Скоростные свойства-Физиологическая нагрузка и степень сдвигов в системе кровообращения зависят от скорости плавания. Равномерное преодоление в воде различных дистанций и упражнений в свободном темпе является одним из видов циклических упражнений, которые благотворно влияют на деятельность сердечно-сосудистой системы.

Ну и главный вопрос. как же плавание влияет на дыхательную систему дошкольника.

Дыхательная система человека – это совокупность органов, которые обеспечивают движение воздуха из атмосферы в легкие и обратно, а также газообмен между поступающим в легкие воздухом и кровью.

К органам дыхания относятся верхние дыхательные пути : полость носа, ротовая и носовая полость глотки, нижние дыхательные пути : гортань, трахея, бронхи и легкие. Главный орган лёгких-маленькие пузырьки-альвеолы. Также в дыхательной системе участвует грудная клетка, диафрагма, дыхательные мышцы, которые обеспечивают вдох и выдох, а также дыхательный центр, который находится в головном мозге, нервы и рецепторы, участвующие в регуляции дыхания.

Главная задача дыхательной системы – это газообмен, который осуществляется в альвеолах и направлен на поглощение кислорода и выделения во внешнюю среду углекислого газа. Но, кроме того, органы дыхания участвуют в образовании звуков, определении запаха, поддержании иммунитета организма. В воздухоносных путях происходит очищение, увлажнение и согревание вдыхаемого воздуха.

Плывущий совершает вдох и выдох, тем самым он преодолевает сопротивление воды. В результате происходит тренировка дыхательной мускулатуры и повышается подвижность грудной клетки. Мышцы развиваются, расширяется грудная клетка, и все это происходит под давлением воды. При нахождении в воде газообмен улучшается. В то же время, при выдохе в воду приходится осиливать ее сопротивление, а это также приводит к повышенной нагрузке на дыхательную мускулатуру и ее развитию.

Если занятия по плаванию происходят регулярно, то в результате повышаются показатели дыхательной системы : совершенствуется дыхательный ритм, повышается эластичность легких, растет количество альвеол легких, жизненная емкость, максимальное потребление кислорода. Формируется правильный тип дыхания. Преимущество такого дыхания в том, что легкие и другие органы дыхания успевают хорошо отдохнуть и получить полноценное питание, а их износ замедляется. Во время плавания в дыхании участвуют все участки легких, и поэтому застойные явления в легких не происходят.

Глубокое дыхание во время плавания способствует опусканию диафрагмы в крайнее нижнее положение, она надавливает на печень, а через нее и на другие органы. Возникает «массаж» внутренних органов. В результате можно сделать вывод о влиянии плавания на органы дыхания :

• Тренируется дыхательная мускулатура : повышается сила дыхательных мышц, увеличивается их тонус;

• Развивается дыхательный ритм, становится более глубокое дыхание;

• Усиливается вентиляция легких;

• Увеличивается количество альвеол и их эластичность;

• Повышается устойчивость организма к гипоксии.

Плавание как средство оздоровления дошкольников

«Я хочу, чтобы мой ребенок был здоровым и сильным» : именно такие фразы можно услышать от родителей в детском саду. Действительно, правильное физическое воспитание ребёнка невозможно без закаливания организма. Самыми эффективными средствами закаливания являются: воздух, солнце и вода. Несомненно, взаимодействие ребенка с водой ведет к его оздоровлению, физическому развитию и закаливанию. Купание, плавание, водные игры - одни из самых полезных и распространённых видов физических упражнений для дошкольников. Из всех циклических видов спорта плавание отличается тем, что им можно заниматься чуть ли не с рождения. Поэтому, чем раньше ребёнок приспособится к воде, научится плавать, тем раньше проявятся положительные воздействия плавания на развитие и здоровье детского организма.

В. С. Васильев отмечает, что навыки плавания относятся к числу жизненно необходимых факторов. Именно оно входит в содержание программ физического воспитания дошкольных учреждений.

Дошкольный возраст – один из важных периодов жизни человека. В детстве закладываются первые «кирпичики» физического здоровья. На сегодняшний день известно, что 40% заболеваний у взрослых - были буквально "заложены" в детском возрасте. Именно поэтому дошкольное физическое воспитание формирует уровень здоровья ребенка и фундамент физического состояния в период взросления.

Ребенок во время плавания задействует мышечные группы рук, ног и туловища. К старшему дошкольному возрасту они уже достаточно хорошо развиты. Во время активной деятельности в движение включаются и слабые группы мышц. Следовательно, для всеобщего и полноценного развития мышечной и скелетной системы детей занятия плаванием особенно благоприятны.

Движения, которые выполняются при плавании, обладают большой амплитудой. В процессе выполнения упражнений происходит чередование мышечного напряжения и расслабления. Всё это не утомляет детский организм, а наоборот, позволяет ему справляться со значительной физической нагрузкой в течение занятия.

У дошколят еще недостаточно развит тазовый пояс. В данном возрасте образуется хрящевая ткань. Таким образом, создаётся благоприятное условие для формирования и укрепления твердой опоры нижних конечностей тазового пояса.

Частая проблема детей дошкольного возраста — это осанка. Занятия плаванием являются более широким применением в качестве средства для профилактики и лечения различных нарушений в осанке детей. Например, сколиозов, кифозов.

Острые респираторные заболевания являются огромной опасностью для ребенка дошкольного возраста. Наиболее распространенное место, где можно заболеть ОРЗ маленькому ребенку-это детский сад и прочие дошкольные учреждения. В связи с такой ситуацией, необходимо искать пути по решению этой проблемы: в первую очередь – создания эффективной системы профилактики, в которой ведущую роль играло бы рационально проводимое физическое воспитание и закаливание детей.

Исследования функциональных проб.

Целью моего наблюдения, было -рассмотреть и сравнить функциональные пробы дыхательной системы детей дошкольного возраста. Задача – создать исследование по дыхательным пробам с участием здоровых тренированных и нетренированных старших дошкольников 6 лет, сравнить полученные результаты с нормами.

Функциональная проба – это нагрузки, которые задаются человеку для определения функционального состояния какого-либо органа, системы или организма в целом.

В данном исследовании приняли участие дети, среди которых были 2 ребенка занимающихся плаванием и 2 не занимающихся плаванием.

Проба Генчи-функциональная проба с задержкой дыхания во время выдоха, этот тест помогает понять, насколько хорошо организм обеспечивается кислородом.

Проба Генчи (задержка дыхания на выдохе)

Дети занимающиеся плаванием

Дети не занимающиеся плаванием

ЧСС за 30 сек (после теста) ЧСС за 30 сек (до теста) ЧСС за 30 сек (после теста) ЧСС за 30 сек (до теста)

1 реб.

6 лет. 49 36 1 реб.

6 лет. 65 30

2 реб.

6 лет 46 31 2 реб.

6 лет 64 29

ПР=ЧСС за 30 секунд (после теста) / ЧСС за 30 сек (до теста)

Результат

Задержка дыхания ПР (показатель реакции ЧСС) Задержка дыхания ПР (показатель реакции ЧСС)

1 реб.

6 лет. 15с 1,3 1 реб.

6 лет. 13с 2,0

2 реб.

6 лет 15с 1,4 2 реб.

6 лет 10с 2,2

Норма для детей 6 лет составляет 1,2

Проба Штанге- данная проба позволяет оценить состояние при задержке дыхания на вдохе.

Воспитанники сидя, после пятиминутного отдыха, делают 3 глубоких вдоха и выдоха, а затем, после глубокого вдоха задерживают дыхание. Результаты записываем в таблицу.

Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе)

Дети занимающиеся плаванием

Дети не занимающиеся плаванием

ЧСС за 30 сек (после теста) ЧСС за 30 сек (до теста) ЧСС за 30 сек (после теста) ЧСС за 30 сек (до теста)

1 реб.

6 лет. 52 34 1 реб.

6 лет. 70 26

2 реб.

6 лет 49 37 2 реб.

6 лет 69 35

ПР=ЧСС за 30 секунд (после теста) / ЧСС за 30 сек (до теста)

Результат

Задержка дыхания ПР (показатель реакции ЧСС) Задержка дыхания ПР (показатель реакции ЧСС)

1 реб.

6 лет. 18с 1,5 1 реб.

6 лет. 15с 2,6

2 реб.

6 лет 17с 1,3 2 реб.

6 лет 12с 1,9

Норма для детей 6 лет составляет 1,2

Вывод: по результатам эксперимента делаю вывод: дети, занимающиеся плаванием, показали результат в пределах нормы, что говорит о том, что у них хорошо развита дыхательная система. Эти две пробы показали, что легкие детишек соответствуют отличному состоянию и доказывают тренированность организма, а у не тренированных соответствует средней и низкой оценке состояния. Проведенные исследования позволяют оценить общий уровень тренированности организма.

Заключение.

Таким образом, плавание оказывает положительное влияние на дыхательную систему и является важным элементом в становлении человеческого здоровья. Занятия плаванием, выполнение упражнений в водной среде позитивно влияют на психику, физиологию, здоровье детей, обеспечивая высокий уровень усвоения программы. Также способствует развитию волевых качеств- ловкость, выносливость, скорость. Занятия плаванием формирует правильность дыхания, увеличивает объем легких.

Неважно кто занимается плаванием : здоровый ребенок, или ребенок ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, польза этого вида спорта бесспорна и дети дошкольного возраста имеют огромный шанс стать здоровыми, активными, крепкими.

Список литературы:

1. Васильев В. С., Никитский Б. Н. Обучение детей плаванию М. : Физкультура и спорт, 1973. — 240 с

2. Название: Анатомия плавания Автор : Маклауд Й.

Год издания: 2013

Публикации по теме:

Мастер-класс по изготовлению атрибутов для дыхательной гимнастики «Самолётик» с детьми дошкольного возрастаМастер-класс по изготовлению атрибутов для дыхательной гимнастики «Самолётик» с детьми дошкольного возраста «Самолётик», мастер-класс по изготовлению атрибутов для проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста. Подготовила Красикова.

Бизиборд как средство разностороннего развития детей дошкольного возрастаБизиборд как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста Каждый современный родитель стремиться развить малыша, дав ему самое лучшее. Один из современных гаджетов – бизиборд. Нельзя не отдать.

Бизиборд как средство развития детей дошкольного возрастаБизиборд как средство развития детей дошкольного возраста Бизиборд- развивающая доска, стенд, модуль со всевозможными кнопками, выключателями, крючками и прочими маленькими «опасностями», которые.

Фитбол-как средство физического развития детей дошкольного возрастаФитбол-как средство физического развития детей дошкольного возраста Фитбол - оборудование, которое на протяжении нескольких лет используют в физкультурных залах дошкольных учреждений – он позволяет быстрее.

Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. «Игра — это огромное светлое окно, через которое.

Лэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамотеЛэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамоте Лэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамоте. Автор: Кайтан И. М. В условиях модернизации образования каждый.

Оздоровительное плавание для детей младшего дошкольного возраста. С чего начать?Оздоровительное плавание для детей младшего дошкольного возраста. С чего начать? С чего начать? С начала учебного года маленькие воспитанники приходят в сад и для многих это большой стресс. Малыша «оторвали» от мамы,.

Дидактическая игра «Полет к планетам Солнечной системы» для детей среднего дошкольного возрастаДидактическая игра «Полет к планетам Солнечной системы» для детей среднего дошкольного возраста В рамках реализации проекта «Этот загадочный Космос» изготовлена авторская дидактическая игра «Полет к планетам Солнечной системы». Данная.

Проект «Спортивное ориентирование как средство всестороннего развития и оздоровления детей дошкольного возраста»Проект «Спортивное ориентирование как средство всестороннего развития и оздоровления детей дошкольного возраста» Содержание проекта Направление реализации проекта Современные модели организации дошкольного образования с учетом образовательных потребностей.

Развивающая игра «Что хорошо для дыхательной системы, а что вредно?»Развивающая игра «Что хорошо для дыхательной системы, а что вредно?» "Нет ничего на свете нужнее воздуха. Без воды можно прожить несколько дней. Без пищи - несколько недель. А без воздуха лишь несколько мгновений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Плавание как средство оздоровления дыхательной системы детей дошкольного возраста
Опубликовано: 29 декабря 2021 в 14:20
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Плавание как средство оздоровления дыхательной системы детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Плесовских (УИ 807619) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД