Ирина Кадышева
Проект «По дороге в детский сад»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
Адаптация к дошкольному учреждению – сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов. Трудности адаптации и их причины изучались отечественными и зарубежными исследователями (Н. М Аксарина, Р. В. Тонкова-Ямпольская, Е. Шмидт Кольмер, В. Манова-Томова).
Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.
Публикация «Проект „По дороге в детский сад“» размещена в разделах
От того как проходит привыкание ребенка к новому зависит его физическое и психическое развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а также дальнейшее благополучие, существование в детском саду и семье.
Начиная с июня, на базе нашего детского сада начала действовать экспериментальная программа «По дороге в детский сад», которая предполагает проведение комплексной работы, частью которой выступает психологическое сопровождение адаптационного процесса.
Цель проекта : Систематизация работы по созданию благоприятных условий социальной адаптации детей в условиях дошкольного учреждения.
Задачи проекта :
• Изучить инновационный опыт;
• Установить систему взаимодействия участников проекта;
• Создать эмоционально-комфортную предметно-развивающую среду;
• Вызвать положительное отношение к детскому саду у детей и их родителей;
• Сформировать у детей умения общения со взрослыми и сверстниками;
• Сформировать систему взаимодействия с родителями для повышения их педагогической компетенции;
• Систематизировать содержание работы в адаптационный период.
В реализации программы принимают участие:
• Воспитатели;
• Педагог-психолог;
• Медицинский работник;
• Музыкальные руководители;
• Старший воспитатель;
• Заведующая
Гипотеза: Если использовать системный подход в организации адаптации, в основе которого лежит комплекс мер направленных на создание оптимальных условий для детей раннего возраста, то это позволит детям значительно легче перенести этот период.
Ожидаемые результаты:
Дети:
• Легко войдут в новую для них среду и приспособятся к ее условиям с позитивными результатами;
• Сформируются умения общения со взрослыми и сверстниками.
Родители:
• Сложится эмоционально-положительное отношение к детскому саду;
• Стремление родителей к сотрудничеству.
Воспитатели:
• Установится тесное взаимодействие в решении проблем адаптации;
• Повысится уровень компетентности воспитателей в организации адаптационного периода.
Программа проекта :
I этап: Организационно-подготовительный – июнь;
II этап: Основной – август – сентябрь;
III этап: Заключительный – сентябрь, октябрь.
I этап: Организационно-подготовительный этап:
Изучение методической литературы;
Повышение уровня педагогической компетенции
Подбор анкет для родителей;
Составление планов работы с детьми, родителями;
Создание системы в планировании;
Оформление и обновление предметно-развивающей сред
Составление и подбор информационного материала для родителей;
Повышение педагогической компетенции родителей;
Анкетирование родителей;
Исследование социальных навыков детей
Выявление особенностей семейного воспитания;
Прогноз вероятной степени адаптации детей.
II этап: Основной:
Организация детско- родительских групп
Проведение занятий в детско-родительских группах
Проведение индивидуальных консультаций для родителей
Знакомство с наглядной информацией «Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад»
Консультации для педагогов младших групп по мере возникновения вопросов при адаптации детей
III этап: Заключительный:
• Наблюдение- сентябрь
• Диагностирование детей
• Анализ степени адаптации каждого ребенка (по адаптационным листам)
• Анкетирование родителей
• Изучение эффективности деятельности
• Анализ полученных результатов
• Подведение итогов работы
• Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми
• Выявление недостатков
• Корректировка планов работы с детьми и родителями
• Устранение недостатков Принципы работы:
• Постепенное заполнение группы (прием 2—3 малышей в неделю)
• Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации, дополнительные выходные дни);
• Учёт индивидуальных особенностей ребенка.
• Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциями, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»).
• Форма предоставления результата
• Отчет по результатам диагностики.
• Оформление газеты «Как мы живем в детском саду»
Программа занятий по адаптации детей «Вместе с мамой»
Проводят программу педагог-психолог Кадышева И, С,
Музыкальный руководитель Кислицина Г. Д.
Цель: Через создание активной зоны ближайшего развития способствовать повышению ресурсов ребенка при адаптации к изменяющимся условиям.
Задачи:
1. Преодоление стрессовых ситуаций у детей раннего возраста при адаптации к новым условиям
2. Создание безопасных и предсказуемых условий ресурса при адаптации у детей раннего возраста с учетом их индивидуальных особенностей.
3. Повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах развития и воспитания детей раннего возраста в условиях изменяющейся среды.
4. Способствовать формированию и совершенствованию взаимоотношений родителей и педагогов.
Программа рассчитана на детей от1,5 до3 лет готовящихся к поступлению в детский сад.
Занятия проводятся в группе, которую будет посещать ребенок.
Группы детско- родительские.
4 занятий 20- 30 мин.
Структура занятия.
1часть. Игровое занятие КРУГ. (Дети с мамами) -10мин.
2часть. Музыкально-игровая. (Дети рядом с мамой) -10мин
3часть. Хороводно-подвижная (Совместно с мамами) -5мин
Перспективное планирование.
Мероприятие. Место проведения Тема Цели
Занятие 1.
группа№1. Мыльные пузыри Знакомство педагогов с
детьми и родителями. Создание эмоционально-положительного настроя на взаимодействия в детско-родительской группе.
Занятие2
группа№1 Птичка Формирование зоны доверия с детьми. Знакомство с пространством и атрибутами, задействованными в занятиях. Развитие умения действовать соответственно правилам игр
Занятие3.
группа№1 Солнышко и дождик Создание атмосферы эмоциональной безопасности и объединение детей и взрослых, заряжение общими эмоциями. Продолжать развивать умения действовать соответственно правилам игр
Занятие4
группа№1 Мячики Учить ориентироваться в пространстве, снятие эмоционального и мышечного напряжения. Развивать умение двигаться в одном ритме с другими. Подстраиваться под их темп. Развивать слуховое внимание, произвольности, Быстроты реакции и воображения
Рекомендации «Адаптационный период в детском саду»
Родительское собрание «Возрастные особенности детей 2 года жизни. Основные задачи воспитания».
Повышение педагогической компетенции родителей: Август
Беседа «Гигиенические требования к одежде ребенка».
Беседа «Питание – залог здоровья».
Выпуск информационного листа «Наше здоровье в наших руках»
Консультация «Капризы и их предупреждение»
Рекомендации «Влияние игры на психическое и личностное развитие ребенка».
Папка-передвижка «Прививаем культурно-гигиенические навыки с раннего детства»
Повышение педагогической компетенции родителей: Сентябрь
Консультация «Воспитание у детей раннего возраста самостоятельности и самообслуживания».
Информационные ресурсы:
• Белкина Л. В. «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Воронеж, 2004
• Ветрова В. В. «Во что играть с ребенком до 3 лет» М., 2008
• Давыдова О. И., Майер А. А «Адаптационные группы в ДОУ Методическое пособие» М, 2005
• Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст» М., 2009
• Е. В. Полозова «Продуктивная деятельность с детьми раннего возраста» Воронеж, 2007
• «Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования» / Под. ред. Т. Н. Дороновой, Т. И. Ерофеевой М., 2010
• Теплюк С. Н. «Занятия на прогулке с малышами» М., 2001
• Халезова Н. Б. «Лепка в детском саду» М., 2008
• Хомякова Е. Е. «Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста» М., 2009
• Янушко Е. А. «Аппликация с детьми раннего возраста» М., 20