ольга ивакина
«По страницам биографии М. В. Ломоносова и его произведениям». Конспект занятия-беседы в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ ЦРР детский сад №44,Веселые нотки’’
воспитатель высшей квалификационной категории
Ивакина Ольга Афанасьевна.
Цель: 1. Открыть ребенку мир литературы, заложить эмоционально-чувствительную основу литературного образования дошкольника.
2. Освоение детьми художественного смысла произведений.
Задачи: 1. Продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством М. В. Ломоносова. Воспитывать любовь к поэту, к русской литературе вообще.
2. Способствовать активизации процесса восприятия творчества М. В. Ломоносова.
3. Побуждать детей рассуждать, развивать умение применять свои знания в беседе, добиваться связанных высказываний.
Публикация «„По страницам биографии М, В, Ломоносова и его произведениям“, Конспект занятия-беседы в подготовительной группе» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ломоносов М.В.
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
4. Развивать воображение, фантазию, творческое мышление.
5. Обогащать и расширять словарный запас детей.
Предварительная работа. Занятия, на которых проводились беседы на тему: «Писатели – земляки о Ломоносове», слушали грамзаписи, «Хвалите Господа» словарная работа непонятных слов, чтение стихотворений, заучивание наизусть. Домашнее чтение и разговоры с родителями о поэте и его стихах, экскурсии в музей и библиотеку, игры – драматизации, …. Представление о жизни и быте людей, живущих во время Ломоносова.
Материал. Занятия проводились в литературной гостиной, где имеются портрет М. В. Ломоносова, макет химической лаборатории, фотостенд «Русские народные костюмы», плакаты «Ломоносов в открытии наук», портрет Петра I, фотоальбом с иллюстрациями г. Холмогор и дома семьи Ломоносовых видеодиск душевная ода «Хвалите Господа».
Ход занятия:
Есть такие люди, которые умею придумывать, создавать что-то совсем новое, такое, чего никогда не было, но людям это необходимо.
– Как называют таких людей? (ответы детей).
Да, это творцы, учёные, изобретатели. Не было бы их на земле, мы не имели бы сегодня то, что у нас есть сегодня. К таким людям относимся с большим уважением.
Вспомним повесть Ольги Гурьян «Мальчик из Холмогор». Автор книг знакомит нас с тремя знаменитыми земляками. Назовите их (ответы детей).
О каком мальчике вы узнали из этой повести (ответы детей).
Очень-очень давно жил на свете человек. Не проносились по воздуху самолёты, не плавали по морям пароходы, не бегали по земле на резиновых шинах автомобили. Не было радио, телевидения, ракет, спутников. И, кажется, ничего чудесного и удивительного на свете не было. А человек удивлялся!
– Дети, а что значит удивляться (ответы детей).
Конечно, удивляться – это признаться себе в том, что ты чего-то не понимаешь, не знаешь. А признаваться в этом, значит искать ответ на вопрос, значит думать.
Многое было непонятно человеку, он хотел всё объяснить и был очень любознательным.
– Как вы думаете, что такое любознательность? (ответы детей).
Всё что вас окружает дома, в детском саду, на улице, всё это когда-то было открыто или изобретено очень любопытными, любознательными, наблюдательными людьми.
– Как мы называем таких людей? (ответы детей).
Да, это изобретатели, творцы, мастера своего дела, люди, у которых золотые руки и золотые головы.
Загадываю вам загадку: «Сам пригожий, парик вельможи, взгляд свысока, а стать мужика», кто это?
Это великий помор Михайло Ломоносов. Он сделал открытия во многих науках. Стал известен и как поэт.
Вот первое для вас, маленьких слушателей:
Услышали мухи
Медовые духи,
Прилетевши, сели,
В радости запели.
Егда стали ясти,
Попали в напасти,
Взяли бо ноги.
– Ах! – плачут убоги, -
Мёду полизали,
А сами пропали.
Поэт словом нарисовал образ (работа по тексту).
– Каким вы представляете сначала мух (радостных, поющих).
– Что привлекло насекомых? (мёд, который приятно пахнет).
– Какими стали мухи, когда сели на мёд? (слабые, плачуги, утонули в мёде, не могут выбраться)
Динамическая пауза (чтение стихотворения вновь, дети выполняют движения в соответствии с текстом).
Быть писателем не просто. Писатель должен замечать то, на что не обратили бы внимания другие люди, он должен уметь наблюдать.
Стихотворение раньше называли, словом ода. У поэта Ломоносова было много написано торжественных од, которые воспевали события и известных людей
Науки пользуют везде,
Среди народа и в пустыне,
В градском шуму и наедине
В покои сладки и в труде.
Так воспевал Ломоносов науку и её значение (работа по тексту).
И, словом, се есть Петр, Отечества отец
Земное божество Россия почитает,
И столько алтарей пред зраком сим пылает,
Коль много есть ему обязанных сердец.
Так воспевал Ломоносов государя Петра I (работа по тексту).
Послушайте вот эти строчки и скажите вид стихотворения
Я притчу всю коротким толком
Могу вам, господа, сказать:
Кто в свете сем родился волком
Тому лисицей не бывать
(дети это басня)
– Как понимаете мораль басни (ответы детей).
Ломоносов в своем творчестве использовал различные формы поэзии: шутку, сатиру, духовные оды.
Музыкальный этюд (вставляется диск с записью)
– Кто узнал это произведение (ода).
– Как оно называется (хвалите господа).
– Кто автор (М. В. Ломоносов).
Много было недругов у Михайло Ломоносова. Был такой момент, когда от остался совсем один. Пришлось ему искать помощь и защиту у Бога.
Послушайте как он выразил свои чувства:
Меня объял чужой народ,
В пучине я погряз глубокой;
Ты стверди длань прости высокой,
Спаси меня от многих вод….
Вещает ложь язык врагов,
Десница их полна врождою,
Уста обильны суетою,
Скрывают в сердце злобный ков…
Избавь меня от хищных рук
И от чужих народов власти:
Их речь полна тщеты, напасти;
Рука их в нас наводит лук…
Стихи и проза Ломоносова собраны в один сборник.
Каждый человек может стать известным всему миру, если он будет много работать, создавать для людей что-то полезное. Таким был М. В. Ломоносов – поэт. Он пользовался словом, так может рассказать, что мы будем смеяться или плакать, грустить или волноваться. Человек – творец, который душу и сердце в работу вложил, который каждой секундой дорожил.
Русские писатели – поэты воспевали Ломоносова в своих стихах. Кто желает прочитать отрывок из них.
Первый ребёнок:
Той странной верности науке
Дивятся люди до сих пор…
Шёл, от морозов пряча руки,
В Москву ходок из Холмогор.
Второй ребёнок:
И щедро
Мир тебя открылся
Во всей разумной глубине.
Гордимся мы,
Что ты родился
На нашей Северной Двине.
Третий ребёнок:
Строптивый сын Архангельских поморов,
Прямой, как ветер северной реки,
Он сохранил неукротимый норов
И песни, что певали рыбаки.
Четвертый ребёнок:
Из Курострова в науку
Ломоносов шел в поход
А сегодня вся наука
К Ломоносову идёт.
Пятый ребёнок:
Ломоносов – рост саженный,
Ломоносов – твердый шаг.
В деле он – кругом движенье,
Если в обществе душа!
Воспитатель:
Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.