Татьяна Руденко
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Путешествие Незнайки и его друзей на станцию «Золотая рыбка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
Логопедического занятия в подготовительной группе
Тема: «Путешествие Незнайки и его друзей на станцию «Золотая рыбка»
Цели:
Образовательные:
1. Закрепление и расширение знаний детей об окружающем мире через дидактические игры и «семантическое поле», слова «рыба».
Публикация «Конспект логопедического занятия в подготовительной группе „Путешествие Незнайки и его друзей на станцию „Золотая рыбка“» размещена в разделах
- Золотая рыбка. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Рыбы, рыбки. Работа логопеда. Логопедические занятия
- «Сказка о рыбаке и рыбке», Золотая рыбка
- Темочки
2. Закрепление в словаре прилагательных, глаголов, родственных слов: рыба, рыбка, рыбак, рыбалка, рыболов.
Коррекционные:
1. Автоматизация звука (л) и (р) в словах, в предложениях.
2. Развитие общей моторики, координации речи с движением в играх и упражнениях.
3. Закрепление навыка нижнедиафрагмального дыхания, развитие силы голоса.
4. Уточнение и обогащение словаря по лексической теме: «Рыбы…»
5. Развитие грамматического строя речи.
6. Формирование у детей самоконтроля за речью.
Воспитательные:
1. Воспитание любви и бережного отношения к природе и её обитателям.
2. Пропаганда здорового образа жизни.
Оборудование:
1. Поле «речевых чудес»
2. Картинки родственных слов.
3. Схемы родственных слов.
4. Таблицы со словами (родственные слова, прилагательные, глаголы).
5. Бумажная кукла Незнайка.
6. Карта (маршрут, рюкзак.
7. Ребусы (карточки загадки).
8. Разрезная картинка «Лодочка» игрушечный плот.
9. Пеналы на каждого ребёнка, магнитная доска.
10. Музыкальное сопровождение «Морской прибой».
Ход занятия.
(Дети сидят на стульчиках или на ковре.)
1. Орг. момент.
Логопед :
- Ребята посмотрите, что я нашла у себя в кабинете.
– Что это? (Это рюкзак. Наверное в нём угощение.)
Логопед открывает рюкзак и достаёт из него конверт.
Читает письмо.
«Здравствуйте ребята меня зовут Незнайка. Я приглашаю вас … Прочитайте моё стихотворение и вы всё узнаете.»
(Логопед читает стихотворение)
Раз, два, раз, два
Собирайся детвора
Нам в поход идти пора
Что возьмём с собой в поход?
Чашку, ложку, котелок,
А ещё возьмём кровать,
Будем там на ней лежать.
Телевизор, телефон, видеомагнитофон,
А ещё возьмём палатку, сухари,
Конфеты, сыр, соль, картошку и кефир.
Посмотрите на рюкзак.
Что мы сделали не так?
Он большой, как шар воздушный,
Неподъёмный, как гора.
Разве всё нам это нужно?
Что берут в поход друзья?
Логопед :
Вы догадались, куда нас приглашает Незнайка. (В поход.) Вот так Незнайка совсем запутался и ребят моих запутал. Ребята давайте поможем собрать Незнайке рюкзак.
2. Дидактическая игра «Собери рюкзак»
(Логопед предлагает ребятам выбрать те предметы, которые пригодятся в походе.
На доске нарисован рюкзак, дети выбирают, называют, предметы и отмечают их магнитом.)
- Я возьму в поход удочку, чтобы ловить рыбу.
– Я возьму в поход соль, чтобы солить еду.
– Я возьму в поход палатку, чтобы укрыться от дождя.
– Я возьму в поход спички, чтобы разжечь костёр и т. п.
(У каждого на столе карточки с изображением рюкзака.)
Логопед :
- Посмотрите, какие вы молодцы ребята, помогли Незнайке собрать рюкзак.
-А свои рюкзаки вы собрали?
- Внимательно посмотрите на свой рюкзак и зачеркните лишний предмет.
(Дети зачёркивают на карточках простым карандашом лишние предметы.)
Логопед :
3. Интеллектуальная разминка: «Разгадывание ребуса»
- А это что? Какая-то загадка. Ну, Незнайка шутник.
( Отгадайте название этого предмета по первым звукам в словах: кот, арбуз, рыба, танк, апельсин.)
- Кто догадался, как называется этот предмет? (карта)
(Дети вместе с логопедом на доске или на столе рассматривают карту.)
Логопед :
- Где мы с вами находимся?
(В детском саду. В городе.)
– А нам куда нужно попасть? Смотрите на стрелочки.
(На станцию «Золотая рыбка».)
– На чём можно добраться до станции?
(На самолёте, на поезде, на велосипеде, на лошади, на автобусе… Дети перечисляют виды транспорта.)
- Вы посмотрите внимательно на нашу дорожку. Какая она?
(Дети отвечают дорога узкая, бугристая, с кочками, с крутыми поворотами. Это не шоссе.)
- Ребята достаньте бинокли.
4. Упражнение «Бинокль»
- Что вы видите?
(Лес, речку)
- А я вижу на том берегу нашу станцию «Золотая рыбка»
- Как нам попасть на тот берег?
(Нам нужно переплыть речку.)
- Давайте вспомним, на чём можно переплыть речку?
(На лодке, на катере, на теплоходе, на корабле)
- Это какой транспорт?
(Водный.)
– Давайте построим лодку и на ней переплывём речку.
5. Дети собирают лодку на столе из разрезных картинок.
– Что мы собрали? (Мы собрали лодку.)
- Незнайка тоже собрал лодку. (На доске появляется изображение плота.)
– Ребята, что собрал Незнайка? (Незнайка собрал плот)
(Это плот. Если дети затрудняются - логопед предлагает им отгадать название слова по первым звукам в словах на картинках: попугай, лук, ослик, туфли.)
– Незнайка мы решили переплыть речку на лодке. Твой плот для нас маленький.
– Встали на ножки. Вместе со мной. Спинки выпрямили.
6. Физкультминутка «Лодочка»
Две ладошки прижму (Соединить две ладошки лодочкой и изобразить её
И по морю поплыву. движение по волнам.)
Две ладошки, друзья, -
Это лодочка моя.
Паруса подниму, (Поднять руки вверх и соединить ладони над головой.)
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам (Показать ладошками движение рыбок в воде.)
Плывут рыбки тут и там.
Логопед :
– Что за беда совсем ветра нет.
Если дружно мы подуем,
Паруса наши раздуем,
И помчится по волнам.
К незнакомым берегам.
7. Упражнение «Ветерок» .
Логопед :
(Встали, спинки выпрямили, правая рука на животике. Носом вдыхаем – ртом выдыхаем (повторить 2-3 раза)
– Посмотрите ребята мы совсем близко от берега.
- Только вот беда наша лодка села на мель, а кругом вода.
- А давайте покричим. Кто не будь, нас услышит, и поможет нам.
8. Упражнение на развитие голоса и дикции.
Логопед :
Послушайте, как я буду кричать:
- Ау, Ау на том берегу.
- Сели на мели, плывём ели-ели.
(Дети слушают, а потом повторяют вместе с логопедом.)
– Да кричали мы громко, да никто нас не услышал.
– Я знаю, нам поможет игра:
9. «Внимательные ушки» (игра с мячом)
Логопед :
– Я бросаю мяч и называю слово, а вы называете первый звук в слове.
(Логопед произносит слова (мак, озеро, стул, тапки, а дети называют первый звук из этих слов. Логопед выкладывает слово по названным звукам: мост. Предлагает прочитать.)
- Как мы с вами устали пока мост - строили.
- Присядем, отдохнём.
(Дети садятся на стульчики.)
– А это что?
(За ширмой спрятано речевое поле. Открывает ширму.)
– Что это ребята?
(Речевое поле.)
- Это не простое поле, а волшебное.
Вот и первая загадка. Слово какое-то странное (ба-ры)
Что за бары или кто не пойму я ничего.
Кто из вас угадал слово.
Дети отвечают: (Это рыба)
– А каких рыб вы знаете?
(Дети перечисляют названия рыб)
Логопед :
– Посмотрите наше слово загрустило.
Дети отвечают: (Давайте поиграем с ним.)
- Ловите ладошками слово «рыба», а услышите его неправильно, выталкивайте.
(Рыба, лыба, рыбя, рыба)
- Какое слово поймали «Рыба» разделите его на слоги, поставьте ударение и т. п.
- Вот когда вы одни дома вам грустно?
Дети отвечают: (Да мы грустим.)
- И слову одному грустно.
- А давайте пригласим родственников к нему в гости.
Дети отвечают: (Дети подбирают родственные слова к слову рыба и выставляют карточки схемы.)
- Большая рыба, а маленькая рыбка, рыбёшка.
- А кто с удочкой сидит на речке? Дети отвечают: рыбак, рыболов;
- А как называется увлечение рыбака? Дети отвечают: рыбалка;
- А посёлок, в котором живут одни рыбаки? Дети отвечают: рыбачий;
- А кто разводит рыбу? Дети отвечают: рыбовод;
- А кто развозит рыбу? Дети отвечают: рыбовоз;
- А кто охраняет рыбу? Дети отвечают: рыбонадзор.
– Вот видите, сколько родственных слов у такого маленького слова «рыба»
- Наше слово отправилось в гости к красивому человечку.
- Какие слова будем придумывать?
Дети отвечают: (Красивые – слова признаки.)
- Рыба какая?
Дети отвечают : (Красивая, большая, маленькая, шустрая, быстрая, вкусная, полезная, озёрная, речная, морская, солёная, жареная…Дети придумывают слова и выставляют фишки на речевое поле.)
- Посмотрите сколько мы придумали красивых слов к слову рыба.
- Как понравилось нашему слову ходить в гости.
- К кому наше слово зашло?
Дети отвечают: (к непоседе)
- Что любит делать «непоседа»?
Непоседа любит двигаться.
- Какие слова будем подбирать к слову рыба?
Дети отвечают: (слова действия)
- А что делает наша рыба?
Дети отвечают: (Плавает, клюёт, плескается, уплывает, подплывает, охотится…Дети называют действия и выкладывают фишки.)
- Ребята посмотрите, как выросло наше слово.
- Какая большая у него семья.
- А что можно придумать с помощью этих слов?
(Предложения, рассказ, сказку)
- Кто из вас придумает предложение.
( Дети придумывают предложения: Рыболов поймал в реке маленького карасика. Рыбовоз везёт карасей на рынок. и т. п.)
- Незнайка тоже придумал предложение. (На доске схема деформированного предложения)
– Послушайте его.
(Рыболов озере в рыбку.)
- Это правильное предложение? (нет)
– Помогите Незнайке.
– Исправьте его предложение.
( Дети исправляют деформированное предложение: Рыболов поймал в озере рыбку.)
- Можно расширить это предложение.
(Дети добавляют в предложение «красивые» слова признаки: Рыболов поймал в озере маленькую, шуструю рыбку. Выкладывают схему предложения за столами и на доске. Работают с предложением.)
Логопед :
- Ну, вот Незнайка, посмотри какие молодцы ребята.
- Исправили все твои ошибки.
- Ребята Незнайка многому у вас научился и многое узнал, а чтобы он не забыл о нашем походе. Давайте на прощанье поиграем с рыбкой. Я буду вам передавать рыбку, а вы рассказывать, чем мы занимались на занятии.