Лучший педагог года

Подготовка руки к письму (3 фото)

Наталья Рычкова
Подготовка руки к письму

С того момента, как в руки ребенка попадает карандаш, а это случается довольно рано, он с большим удовольствием рисует им на бумаге все, начиная от штрихов и каракулей. Постепенно развиваясь, ребенок переходит к схематическому изображению.

«Рука – вышедший наружу мозг», - писал Кант. Что он хотел сказать этим? Ни много, ни мало, а именно то, что все глубинные психологические процессы, осознанные или неосознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движений пальцев. Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику, отметили стимулирующее значении функции руки. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Это подтверждают и исследования таких ученых, как Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, М. М. Кольцовой. А если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Публикация «Подготовка руки к письму» размещена в разделах

В дошкольных учреждениях уделяется большое внимание подготовке детей к школьному обучению. Под руководством воспитателей дети приобретают самые необходимые знания и начальные умения в различных видах учебного труда: рисуют, лепят, поют, учат стихи, знакомятся со счетом и буквами, наблюдают природу, выполняют физические упражнения. И только письмо не включено в программу обучения, так как в этом возрасте для большинства детей оно недоступно. Вместе с тем подготовка к письму осуществляется косвенно, через другие занятия. В. М. Лыков (1974) и др, исследовавшие проблему обучения письму, рекомендуют на дошкольном этапе воспитания и обучения активно использовать доступные средства. Они выделяют рисование, лепку, аппликацию как наиболее эффективные занятия для подготовки детей к овладению графикой письма. В дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития навыков ручной умелости. Ведь письмо - это базовый навык, то есть навык, на котором практически строится все дальнейшее обучение, а значит, ребёнок, не освоивший его во время, непременно будет отставать в учёбе. Вот почему важным параметром школьной зрелости является уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющий скорость и легкость формирования навыка письма. Письмо – сложный координированный навык, требующий сложенной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Поэтому видно, насколько важна организация деятельности, направленной на развитие руки ребёнка, в дошкольный период.

С одной стороны, это непосредственно влияет на формирование речи ребёнка и является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий, а значит, и для интеллектуального развития,

С другой - готовит руку как непосредственное орудие выполнения графических движений, что в сумме во многом определяет степень готовности ребёнка к обучению в школе.

А подготовка детей 5 – 7 летнего возраста к обучению в школе в настоящее время – одна из актуальных проблем современной педагогики. Это объясняется тем, что в последние годы в практике массовой школы наблюдается совершенно определенная тенденция – неуклонное усложнение программы I класса, внедрение в практику общеобразовательной школы альтернативных форм обучения и новых педагогических технологий, заставляющих предъявлять будущему первокласснику более высокие требования.

Анализ наблюдения за детьми старшей группы в начале года на занятиях и в повседневной жизни показал, что у многих детей плохо развита мелкая моторика: детям сложно шнуровать свою обувь, они неуверенно держат карандаш, закрашивая рисунок, выезжают за края, у этих детей не все звуки звучат правильно.

Для работы над данной проблемой мы взяли за основу книгу петербуржского логопеда О. И. Крупенчук «Тренируем пальчики – развиваем речь». Она соответствует лексическим темам, изучаемым в детском саду. Программа для старшего возраста представлена в виде:

• Пальчиковых игр

• Логопедических раскрасок

• Заданий на штриховку и дорисовку

• Упражнений на развитие речи

Работая по программе, необходимо не только выполнять пальчиковые игры с детьми и раскрашивать раскраски, но и обязательно проделывать с ребёнком все грамматические задания, ведь система грамматических представлений ребёнка может быть ещё не до конца сформирована.

В процессе работы нужно исправлять его ошибки; давать образцы правильной речи и ни в коем случае не высмеивать.

Для эффективной работы по программе необходимы условия: систематическое проведение занятий, размещение упражнений и заданий в порядке нарастающей сложности; доступность материалов для самостоятельной деятельности.

Занимаясь с детьми, мы видим огромный интерес к данной деятельности у детей. Дети с желанием занимаются и пальчиковой гимнастикой и речевыми упражнениями. А в вечернее время очень любят раскрашивать животных.

Но следует отметить, что успех работы по данной теме во многом зависит от стремления родителей помочь своему ребенку, умению поддержать его. В работе с родителями используются следующие формы работы: открытые занятия по теме «Овощи» в начале года; «Зимние забавы. Новый год» в середине года.

Итогом работы в конце учебного года планируется выставка работ – раскрасок «Животные за кустом» и пальчиковый театр «На полянке».

В следующем учебном году в подготовительной группе детского сада мы продолжим работу с этими детьми. Но задания будут усложнены:

«Продолжи ряд» (тренировка чувства ритма)

«Срисуй по клеточкам» (тренировка зрительного внимания, умения правильно располагать линии в пространстве)

«Дорисуй половинку» (умение различать лево и право; строить симметричный рисунок)

«Раскрась только» (зрительное восприятие)

• «Составь слово из первых (или последних) звуков слов» (фонематический слух)

• и другие

Чтобы задания приносили детям радость, мы их разнообразили, с помощью рисования пальчиками на манной крупе и выкладывания разнообразных фигурок из счетных палочек.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи ребенка, но и является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий, а значит, и для интеллектуального развития. А также готовит руку как непосредственное орудие выполнения графических движений, что в сумме во многом определяет степень готовности ребенка к обучению в школе.

Таким образом, использование системы работы по развитию мелкой моторики рук в комплексе с другими видами работы эффективно способствует развитию не только мелкой моторики, но и развитию речи, а также психических процессов.

Подготовка руки к письму
Фото №1 С того момента как в руки ребенка попадает карандаш а это случается довольно рано он с большим удовольствием рисует им на бумаге все начиная от штрихов и каракулей Фото №2 Постепенно развиваясь ребенок переходит к схематическому изображению
Публикации по теме:

Дидактическая игра по физкультуре «Пляшущие человечки»Дидактическая игра по физкультуре «Пляшущие человечки» Я провожу эту игру в конце занятия, педагог и сами дети могут придумать свои (может даже смешные) позы, очень хорошо ориентирует детей со.

Графические диктанты: игра или подготовка руки к письму? Графические диктанты – игра или способ подготовки руки ребенка к письму! С того момента, как в руки ребенка попадает карандаш, а это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Подготовка руки к письму
Опубликовано: 11 октября 2014 в 22:21
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД