Наталья Ковылина
Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Главной задачей детских домов является подготовка воспитанников к самостоятельной жизни, т. е. способствовать их к социально-трудовой адаптации. Адаптация воспитанников детских домов – серьезная проблема, так как переход от периода детства к периоду взрослости является сложным для любой личности. Успешная социальная адаптация предполагает наличие у детей-сирот комплекса определенных знаний и умений, необходимых для жизнедеятельности в социуме. Полноценное формирование таких знаний и умений затруднено в условиях государственного попечения. Дети, воспитывающиеся вне семьи, идеализируют жизнь за стенами детского дома и представления о себе и своих возможностях. Самостоятельная жизнь в их представлении полна развлечениями, весельем, отсутствием контроля.
Публикация «Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни» размещена в разделах
У воспитанников детских домов – масса проблем. Одна из основных – успешно влиться в современное общество и самостоятельно строить вариант жизни достойного Человека.
В последние годы в учреждениях интернатного типа создается обстановка, максимально приближенная к семейной, разрабатываются и внедряются программы подготовки воспитанников к самостоятельной жизни.
Задача, с которой рано или поздно столкнётся каждый из детей детского дома, — это быт. Убирать, стирать, гладить, грамотно выбирать и покупать продукты, готовить здоровую еду — всего этого они не умеют. В детском доме за порядком в их комнатах следят уборщицы, рацион планируют повара, а их вещи стирает прачечная. Оказавшись за пределами привычного распорядка, многие дети завтракают чипсами и закусывают лапшой быстрого приготовления. Получается, что детский дом, стараясь заменить мальчишкам и девчонкам заботливых родителей, не учит самому главному - умению жить в обществе, принимать решения, быть самостоятельными.
И эта проблема с каждым годом становится все серьезней.
Наличие у них опыта решения таких задач будет способствовать более успешной их адаптации к условиям социальной и экономической жизни в современном обществе, поскольку ребенок-сирота лишен естественной защитной «ниши» в семье и ему приходится рассчитывать только на свои собственные силы и полученный опыт.
В подготовке воспитанников детского дома к самостоятельной жизни большую роль играет трудовая деятельность. Труд для воспитанников детского дома - важнейшее средство социализации. Поэтому жизнедеятельность в детском доме должна быть организована таким образом, чтобы воспитанники овладели навыками в различных видах деятельности. Это поможет им быстрее адаптироваться к жизни за пределами детского дома, повысит чувство уверенности в себе.
Еще не малую роль при выходе воспитанников из детского дома имеет такой критерий как самостоятельность. Существует три уровня самостоятельной деятельности ребё нка:
1. Начальный уровень самостоятельности предполагает наличие у воспитанника элементарных социально - бытовых навыков, которые он использует в конкретной деятельности совместно с взрослыми.
2. Достаточный уровень - подросток имеет представление о социально-бытовых навыках, использует их в тех ситуациях, которые он знает. В незнакомых ситуациях не может использовать имеющиеся у него навыки. Знания и умения применяет при помощи окружающих.
3. Высокий уровень - когда молодой человек свободно использует социально - бытовые навыки даже в незнакомой ситуации самостоятельно.
Решая вопросы подготовки детей детского дома к самостоятельной жизни через социально - бытовую ориентировку к моменту выпуска, важно освоение социально - бытовых навыков это только начало их пути в большую взрослую жизнь.
Необходимо развивать у молодых людей интерес к тем жизненным ситуациям, с которыми им предстоит встретиться и которые им предстоит решать, а это невозможно без оснащения их определённым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для первоначальной успешной интеграции в социум.