Приложение МААМ

Подходы к коррекционному сопровождению детей с ОВЗ

Бутузова Татьяна Владимировна
Подходы к коррекционному сопровождению детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Подходы к коррекционному сопровождению детей с ОВЗ

Речь представляет собой важную социальную функцию, благодаря которой человек активно взаимодействует в социуме, в связи с чем, ее утрата или деформация может привести к трансформации жизненного пути. Речь, как высшая психическая функция, очень часто нарушается не только сама по себе, но и вместе с другими функциями. Часто нарушение речи сопровождают задержка психического развития, особенности сенсорной сферы, моторики, несформированностью эмоционально-волевого регулирования. Поэтому актуальным становится не только ранняя диагностика речевых нарушений, но и изучение роли сочетанного влияния медикаментозной терапии и логопедической коррекции в преодолении нарушений речи у детей дошкольного возраста.

Публикация «Подходы к коррекционному сопровождению детей с ОВЗ» размещена в разделах

Современный подход к проблеме выявления и коррекции нарушений речи требует от практикующего логопеда четких представлений о том, каким образом и по каким законам происходит становление речи у нормально развивающегося ребенка. Эти знания служат основой для грамотного проведения логопедического обследования детей, своевременного выявления у них речевых нарушений и их адекватной классификации. Лишь на этой основе возможно правильное планирование и реализация систематической коррекционной помощи детям с речевой патологией.

При подозрении на задержку в картине речевого развития ребенка необходимо пройти следующие обследования:

1. Обследование слуха: (отоакустическая эмиссия, метод исследования слуховых вызванных потенциалов).

2. Осмотр у врача-невролога (определяет уровень психического, речевого и моторного развития, внимание уделяется размерам и форме головы, проводится обследование чувствительной и двигательной сфер, исследуются симметричность и живость нормальных рефлексов, способность к координации движения). Для оценки темпов психомоторного и речевого развития ребенка используются: денверский тест психомоторного развития, шкала Гриффитс, шкала раннего речевого развития, шкала Бейли для оценки развития грудных детей [3, с. 72].

3. Обследование у учителя-логопеда: представляет собой комплекс мероприятий направленных на выявление нарушений речи у обследуемого путем всестороннего и полного изучения речи, ее отдельных компонентов, с учетом данных развития личности с учетом возраста.

4. Обследование у нейропсихолога (для детей старше 4-х лет) : позволяет установить степень нарушения когнитивных функций, и то, как это приводит к нарушению повседневной активности, а также выявить вероятные причины наступивших изменений.

5. Дополнительные методы исследования (электроэнцефалография, магнитно-резонансная томография, компьютерная томография, допплеросонография, дуплексное сканирование шейных артерий).

При неврологическом осмотре важно обращать внимание на речевое развитие и своевременно направлять детей на речевую диагностику и коррекционные занятия. Вопреки сложившемуся поликлиническому стереотипу, логопедическая коррекция проводится не с 3-х лет, а с любого возраста, когда это необходимо [2, с. 46].

На сегодняшний день существуют различные подходы к коррекции речевых нарушений, они включают в себя как нелекарственные методы, так и медикаментозную поддержку. Педагогическую коррекцию осуществляют учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог и др., в свою очередь медикаментозную терапию реализовывают врач-невролог или психоневролог.

1. Нелекарственные методы включают в себя:

• педагогическую коррекцию;

• практические приемы и упражнения для развития речи;

коррекцию артикуляции.

2. Лекарственная терапия: при подборе схемы медикаментозного лечения опираются на принципы:

• обеспечение ребенка достаточным количеством аминокислот, витаминов и микроэлементов с учетом потребностей растущего организма (Актовегин, Нейромультивит, Лецитин и др.);

• ноотропная терапия (пирацетам, пантогам, кальция глютаминат, энцефабол, семакс, кортексин, тенотен и др.).

Ноотропы - группа лекарственных средств, которые различаются по своему составу и механизмам действия, но имеют ряд общих свойств: оказывают положительное влияние на высшие интегративные функции головного мозга, улучшают память, облегчают процессы обучения, стимулируют интеллектуальную деятельность, повышают устойчивость мозга к повреждающим факторам, улучшают кортикально-субкортикальные связи [4].

3. Антихолинергические преппараты, используемые с целью коррекции нарушенной нервно-мышечной передачи (при моторной апраксии лица, преимущественном нарушении артикуляции). Среди препаратов назначается Нейромидин.

4. Коррекция сопутствующих состояний (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Используется препарат Страттера.

5. Другие препараты (Когитум).

6. Другие методы лечения: электрорефлексотерапия, магнитотерапия, лазерная терапия, иппотерапия, дельфинотерапия, арттерапия и др. [3, с. 89].

Схемы лечения, дозировка и длительность курса реабилитации осуществляется под строгим контролем врача-невролога или психоневролога, с учетом характера патологии.

Анализ зарубежных исследований показывает, что подходы к медицинской коррекции патологий ЦНС, выявленных на ранних стадиях развития ребенка, а, следовательно, к сопровождению детей «группы риска» в современном российском обществе и Западных странах отличаются.

Так, рассмотрение схем сопровождения ребенка в Германии показывает, что:

• ноотропные препараты в лечении новорожденных детей не используются;

• вазоактивная медикаментозная терапия не используется у недоношенных новорожденных;

• диакарб не применяется в терапии гидроцефального синдрома;

не применяются препараты с седативным эффектом: пантогам, ноофен, глицин и другие;

• до 2-х летнего возраста дети получают физическую реабилитацию, с двухлетнего к терапии присоединяется Botox и т. д. [1, с. 78].

Несмотря на разницу в подходах любая лекарственная поддержка обязательно должна быть подкреплена специальными занятиями (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, кинезитерапевта и др., тогда она принесет значительно больше пользы для ребенка.

Логопедическое воздействие осуществляются через игровую деятельность, организация и структура которой тесно связана с речевыми возможностями и уровнем несформированности психомоторных функций ребенка.

Такие исследователи, как Р. Е. Левина, Р. И. Лалаева, В. И. Лубовский, Т. Б. Филичева, Е. М. Мастюкова, в своих психолого-педагогических исследованиях выяснили, что дети с речевыми нарушениями, обладают своеобразными особенностями общего психомоторного поведения. Это определяет необходимость в разработке и введения в систему специальных заданий, упражнений и приемов по коррекционно-педагогическому воздействию, которое осуществляется в целях полной нормализации речевой и других функций ребенка [5, с. 181].

При этом на практике используются различные методы и методики коррекционно-логопедического воздействия, которые реализуются через ведущий вид деятельности ребенка, в зависимости от возраста:

1. Развитие фонематического слуха: способности четко от­личать одни звуки от других, благодаря чему узнаются и понима­ются отдельные слова.

2. Развитие речевого дыхания и правильной воздушной струи: осуществляется через рот, вдох совершается быстро, выдох замедлен. При речевом дыхании за вдохом сле­дует пауза, а затем плавный выдох. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звуко­образование, создает условия для поддержания соответствующей громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

3. Развитие познавательной деятельности: развитие когнитивных процессов, влияющих на формирование речи, а также на развитие ребенка в целом (внимания, памяти, восприятия, мышления и т. д.).

4. Артикуляционная гимнастика: развитие подвижности языка (умение делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад в глубь рта и т. д.); развитие достаточной подвижности губ (умение вытягивать их вперед, округлять растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами); развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положении. Гимнастика для губ, языка, щек является неотъемлемой частью предварительной работы по исправлению произносительной стороны речи.

5. Логопедический массаж: представляет собой логопедическую технологию, активный метод механического воздействия. Массаж применяется в тех случаях, когда имеют место нарушения тонуса артикуляционных мышц. Он включает в себя классический, сегментарно-рефлекторный, точечный, зондовый, массаж по Ауглину.

6. Пальчиковая гимнастика: развитие мелкой моторики пальцев рук, влияющей на формирование речи ребенка и оказывающее благоприятное воздействие на организм в целом.

7. Кукольный театр: драматизация сказок, различных произведений. Данный вид деятельности способствует развитию мелкой моторики, предусматривает работу над дикцией, интонацией и темпом речи, повышает положительное эмоциональное состояние детей, активизирует внимание.

8. Логоритмика: формирование у детей речевых и двигательных функций под музыку, развитие координации движения.

9. Музыкотерапия: способствует релаксации детского организма, развивает музыкальный слух, повышает положительное эмоциональное состояние.

10. Нейропсихологические методы: способствуют активизации межполушарной связи, повышают работоспособность, физическую активность детей.

11. Психогимнастика: восстановление мышечного тонуса, регуляция состояния организма, благотворное влияние на ЦНС.

12. Сказкотерапия: использование логосказок при коррекции звукопроизношения, всестороннее развитие речи ребенка, формирование устойчивых условно-рефлекторных связей.

13. Мнемотехники: система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, развитие речи.

14. Хромотерапия: предусматривает коррекцию эмоционально-волевых процессов, способствует активизации внимания и лучшему усвоению материала.

15. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи.

Некоторые представленные направления работы являются частью арттерапии и являются неотъемлемой частью психокоррекционной работы, осуществляемой в рамках логопедической коррекции.

Логопедическая работа содержит достаточное количество информации, которая способствует обогащению памяти детей образами и представлениями. Разнообразие заданий, быстрый темп проведения совместной деятельности препятствуют утомлению, развивают переключаемость внимания и позволяют поддерживать интерес детей на протяжении всего времени и эффективно осуществить процесс коррекционного воздействия.

Из выше сказанного следует, что процесс преодоления речевых нарушений сводится не только к педагогической коррекции, но и в особых случаях по назначению врача-невролога или психоневролога к медикаментозной и /или электротерапии. Такая сочетаемость обусловлена особенностью речевой функции, главное место в которой отводится центральной нервной системе.

Список литературы:

1. Баркун, Г. К. Актуальные проблемы ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии недоношенных детей / Г. К. Баркун, И. М. Лысенко, Л. Н. Журавлева, С. П. Волчецкая, Е. Г. Косенкова // Охрана материнства и детства. 2012. № 2 (20). С. 76-80.

2. Браудо, Т. Е. Онтогенез речевого развития / Т. Е. Браудо, М. Ю. Бобылова, М. В. Казакова // Русский журнал детской неврологии. 2017. Т. 12. № 1. С. 41-46.

3. Веселова, А. Н. Проблемы развития речи у детей /А. Н. Веселова. М. : Омега, 2011. С. 72.

4. Заваденко, Н. Н. Нарушения развития речи у детей и их коррекция /Новости медицины и фармации 12(218) 2007.

5. Меерзон, Т. И. Современные методы обучения в логопедической работе / Т. И. Меерзон, А. В. Петряева, Н. П. Плешакова // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации. Материалы научно-практической конференции (заочной) с международным участием. Ответственный редактор: А. Ю. Нагорнова. 2015. С. 181-185.

Публикации по теме:

«Мир особого ребёнка». Опыт работы по сопровождению ребёнка со сложной структурой дефекта«Мир особого ребёнка». Опыт работы по сопровождению ребёнка со сложной структурой дефекта В нашей группе 2 года воспитывалась особенная девочка. Предлагаю Вам познакомиться с нашей работой. Использовала программу дошкольных.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ» Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по усвоению.

Основные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возрастаОсновные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста Согласно системной походу (Витакер К., Пэпп П., Ричардсон Р., Сатир В., Черников А. В., Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. И., Варга А. Я.) в понимании.

Примерный индивидуальный образовательный маршрут по сопровождению одаренного обучающегося Примерный индивидуальный образовательный маршрут Художественно - творческого направления1. ФИО обучающегося.

Принципы и подходы к формированию программы ДОО компенсирующего вида Программа ДОУ определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста от 3 лет до 7 лет в условиях.

Современные подходы к адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учрежденияСовременные подходы к адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения Аннотация. В статье проведен анализ понятия «адаптация» и видов адаптации, представлены рекомендации для оптимизации процесса адаптации.

Современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи Одним из важных принципов технологии реализации различных программ дошкольного образования является совместное с родителями воспитание и.

Современные подходы организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ФОПСовременные подходы организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ФОП «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Теоретические подходы к проблеме игровой компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста Молниеносное развитие компьютерных технологий внесло существенные изменения в человеческую жизнь. Они активно применяются не только в качестве.

Автор публикации:
Подходы к коррекционному сопровождению детей с ОВЗ
Опубликовано: 17 марта 2024 в 14:21
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Подходы к коррекционному сопровождению детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Бутузова Татьяна Владимировна (УИ 3395127) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД