Папки-передвижки

«Когда не было предметов-помощников». Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

Светлана Костромцова
«Когда не было предметов-помощников». Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

Конспект совместной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста.

Организационная информация.

Тема:

«Когда не было предметов-помощников…»

Предмет: Образовательная область «Познание»

Группа: Старшая

Автор конспекта: Костромцова Светлана Сергеевна

Публикация «„Когда не было предметов-помощников“, Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе» размещена в разделах

Образовательное учреждение: ГБОУ школа № 429 им. М. Ю. Малофеева

Методическая информация

Тип занятия: Тематическое

Интеграция образовательных областей: Коммуникация Социализация Физическое развитие Труд

Цель: Дать представление о процессе создания предметов, облегчающий труд в быту.

Задачи:

· Углублять и расширять знания детей о предметах быта.

· Обогащать и активизировать словарь за счет слов: первобытный, пещера, изба, лучина, керосиновая лампа, колодец, лохань, гонец.

· Развивать монологическую речь, совершенствовать умение составлять предложение из 3-4 слов.

· Воспитывать интерес к окружающим предметам, желание узнать историю их происхождения;

· Развивать умение выполнять задание в соответствии со словесной инструкцией.

· Развивать мелкую моторику рук.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы:

Электронный демонстрационный материал, сюрпризный момент, загадки, показ, объяснение, вопросы, физкультминутка.

Время реализации задач: 25 минут

Предварительная работа

§ Рассматривание иллюстрации в детских энциклопедиях, картин о жизни и быте древних людей.

§ Чтение русских народных сказок, где встречаются названия

предметов старинного быта.

§ Загадывание загадок, чтение пословиц.

Материалы и оборудование:

презентация «Предметы быта», рабочие листы с изображением различных предметов быта, цветные карандаши.

Ход занятия.

1 часть.

Воспитатель: Ребята, скажите, где мы с вами живем? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, всегда ли люди жили в городах, в красивых многоэтажных домах, в уютных квартирах?

Воспитатель: А как вы думаете, где жили первобытные люди очень-очень давно? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, люди жили в пещерах.

На экран выводится 1 слайд презентации.

Воспитатель: Посмотрите, вот как выглядели пещеры. Вокруг чего собрались древние люди? (ответы детей)

Воспитатель: Для чего нужен был костер в пещерах?

Воспитатель: Правильно, костер и согревал, и освещал пещеру. На костре готовилась пища.

На экран выводится 2 слайд презентации.

Воспитатель: Как вы думаете, какие дома научились люди строить потом, после пещер? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, в лесах люди стали строить дома их дерева, из бревен.

На экран выводится 3 слайд презентации.

Воспитатель: Посмотрите, как назывались такие дома?

Воспитатель: Да, такие дома назывались избами, избушками.

Воспитатель: Ребята, вспомните, в каких книгах, в каких сказках нам встречалось это слово? (ответы детей).

Воспитатель: Молодцы, вспомнили и «Заюшкина избушка», и «Сказка о золотой рыбке», и про избушку на курьих ножках не забыли.

Воспитатель: Давайте, заглянем внутрь избы.

На экран выводится 4 слайд презентации

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какой предмет был самым главным в избе? (ответы детей).

Воспитатель: Для чего нужна была печка? (ответы детей).

Воспитатель: Скажите, где современный человек готовит еду? (ответы детей).

Воспитатель: Скажите, какие еще бытовые приборы помогают нам готовить пищу? (ответы детей).

Воспитатель: Видите, у современного человека очень много предметов-помощников для приготовления еды: микроволновая печь, мультиварка, тостеры, пароварка, электрошашлычница. А раньше была только печь.

Воспитатель: Для чего еще нужна была печка? (ответы детей).

Воспитатель: Сейчас с помощью чего обогреваются дома? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, вспомните, в каких сказках мы встречались с русской печкой? (ответы детей).

Воспитатель: А Емеля что делал на печи? Значит, чем еще служила людям печка?

Воспитатель: Правильно, люди на ней спали, как мы сейчас на кроватях.

Воспитатель: Ребята, посмотрите за окно. На улице светло или темно? А у нас в группе?

Воспитатель: Что помогает нам освещать жилье? (ответы детей).

Воспитатель ненадолго выключает свет в группе.

Воспитатель: А если представить, что электричества нет, то чем можно осветить комнату? (ответы детей).

Воспитатель: А как люди раньше освещали свои жилища по вечерам? (ответы детей).

На экран выводится 5 слайд презентации.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран и скажите какой предмет вам не знаком? (ответы детей).

Воспитатель: Это - лучина, ее зажигали и при таком свете шили, готовили еду, отдыхали.

Воспитатель: Какой из этих предметов используется и сейчас? Когда мы его используем? (ответы детей).

Физкультминутка.

«В темном лесу есть избушка»

В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)

Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)

В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)

Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)

Нос крючком, (Показывают пальчиком.)

Глаза большие, (Показывают.)

Словно угольки горят. (Покачивают головой.)

Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)

Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)

Воспитатель: Когда человек изобрел электричество, стали появляться предметы, которые сделали труд человека не таким тяжелым.

На экран выводится 6 слайд презентации.

Воспитатель: Посмотрите на экран, что изображено? Как работали такие утюги? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, либо утюг наполняли углями, либо разогревали на огне.

Воспитатель: А сейчас, что нам нужно сделать, чтобы утюг заработал? (ответы детей).

На экран выводится 7 слайд презентации

Воспитатель: Посмотрите на экран, что изображено? Что пришло на смену метле? Что помогает нам убирать квартиру?

Воспитатель: Ходит-бродит по коврам,

Водит носом по углам.

Где прошел – там пыли нет,

Пыль и сор – его обед (ответы детей).

На экран выводится 8 слайд презентации

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, это что?

Воспитатель: Это погреб. Люди вырывали в земле яму и строили над ней крышу. В погребе всегда было прохладно, поэтому продукты хранились долго.

Воспитатель: Что сейчас нам помогает долго хранить продукты, чтобы они не портились?

Воспитатель: И теперь мороз седой

Дома летом и зимой.

Бережет продукты:

Мясо, рыбу, фрукты (ответы детей).

На экран выводится 9 слайд презентации

Воспитатель: Посмотрите, с помощью чего раньше люди стирали и мылись? (ответы детей).

Воспитатель: Что еще пришло к нам в дом, что облегчает труд? (ответы детей).

На экран выводится 10 слайд презентации

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как раньше люди время узнавали? (ответы детей).

Воспитатель: По движению солнца, по поведению животных, по приметам. Потом появились солнечные часы, песочные часы.

Воспитатель: Сейчас, что помогает нам узнать время? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, о чем эта загадка?

Через поле и лесок

Подается голосок.

Он бежит по проводам –

Скажешь здесь, а слышно там. (ответы детей).

Воспитатель: А как без телефона обходились люди?

На экран выводится 11 слайд презентации

Воспитатель: Зажигали костры на холмах, чтобы сообщить, что враг приближается. Посылали гонцов – они бежали или скакали на лошадях. Еще были глашатаи, которые очень громко оглашали, выкрикивали, например, царские указы.

Воспитатель: А какие сейчас появились телефоны? (ответы детей).

Воспитатель: Для чего необходим телефон? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, позвонить другу, вызвать скорую помощь, пожарную службу, получить информацию.

11 часть.

Воспитатель: Ребята, сейчас, возьмите рабочие листы и внимательно послушайте задание: надо обвести синим цветом электрические приборы, а красным цветом – предметы мебели.

Воспитатель: Маша, скажи, какие предметы ты обвела синим карандашом, а ребята проверят.

Воспитатель: Аня, скажи, какие предметы ты обвела красным карандашом?

Воспитатель: Следующее задание: Найди в каждом ряду лишний предмет и зачеркни его.

Воспитатель: Какие предметы вы зачеркнули?

Воспитатель: Последнее задание: Найдите два одинаковых утюга и обведите их.

111часть

Воспитатель: Ребята, что мы сегодня делали на занятии? Что узнали нового? Что было самым интересным? Что показалось сложным?

Список литературы: Программа «От рождения до школы» Н. Е. Веракса; Т. С. Комарова;

Энциклопедия для малышей «Чудо всюду. Мир людей» Т. Д. Нуждина

«Развитие речи детей 6-7 лет» О. С. Ушакова Е. М. Струнина

Прикреплённые файлы:

predmety-byta_npgd5.ppt | 5641 Кб
 
Публикации по теме:

Дидактическая игра для развития цветовосприятия «Продолжи ряд»Дидактическая игра для развития цветовосприятия «Продолжи ряд» Цель игры: развитие у детей дошкольного возраста ассоциативно-образного мышления,расширение представлений о цветовых эталонах и их оттенках.

Образец оформления конспекта НОД Работая с педагогами детского сада на практике столкнулась с проблемой при оформлении конспекта непосредственно организованной образовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Когда не было предметов-помощников». Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе
Опубликовано: 12 декабря 2013 в 17:37
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД