Алла Иванова
Подвижная игра — основополагающий элемент динамического процесса развития ребёнка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Подвижная игра – основополагающий элемент динамического процесса развития ребёнка дошкольного возраста в физкультурно - оздоровительном направлении
Иванова А. Г., воспитатель 2022г
МБОУ города Тулуна «Центр развития ребёнка детский сад «Гармония»»
Публикация «Подвижная игра — основополагающий элемент динамического процесса развития ребёнка дошкольного возраста» размещена в разделах
«И как наша жизнь - огонь, а огонь, немедленно гаснет, если не будет иметь притока воздуха и постоянного движения, то и дети, по необходимости должны иметь свои ежедневные упражнения и движения».
Ян Амос Коменский
Немало трудов древних философов и великих педагогов о физическом развитии в системе воспитания детей известны современному образованию, и не просто известны, а являются основополагающими канонами в истории педагогики, применяемыми в физкультурно-оздоровительном направлении развития ребёнка дошкольного возраста и в наши дни. Свою статью не случайно начала с высказывания Я. А. Каменского, который одним из первых среди педагогов эпохи позднего Возрождения, пришёл к пониманию необходимости физического развития детей. Он внёс в свой трактат особую V главу: «Каким образом должно развивать у детей здоровье и силу» [ 1: Интернет-ресурс]. В своих размышлениях по вопросам физического воспитания в раннем детстве Коменский ведёт своих читателей на путь содействия радостному, бодрому, здоровому детству и, надо заметить, спустя столетия тема его размышлений не потерял своей актуальности.
На современном этапе развития общества особым акцентом в ДОУ ставится задача воспитания физически здоровых и гармонично развитых детей с устойчиво позитивным восприятием окружающей их среды. В современных дошкольных учреждениях, на протяжении всего периода пребывания ребёнка в них, в полном объёме осуществляется охрана и укрепление его здоровья, проводится методическая работа с целью повышения уровня работоспособности ребёнка и устойчивости его организма к различным заболеваниям. Задачей же педагога-воспитателя в данном вопросе является организация самого процесса физического воспитания дошкольников с целью их обучения правильным и безопасным двигательным действиям, посредством физкультурно-оздоровительной работы с активным внедрением в неё всевозможных элементов подвижных игр [2 : 161].
Физкультурно-оздоровительная работа представляет собой комплекс мероприятий, проводимых сотрудниками образовательного учреждения, направленных на укрепление и сохранение физического и психического здоровья и оздоровление организма ребенка-дошкольника. К физкультурно-оздоровительной работе относятся: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулках.
Целью физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях являются освоение основных двигательных действий детьми, подготовка к физическому воспитанию в школе, профилактика заболеваний и укрепление здоровья средствами физической культуры и подвижной игровой деятельности.
Возникшие проблемы современности, в педагогической практике, в период неблагоприятной эпидемиологической обстановки в стране и в мире последние два года, на мой взгляд, внесли свои нежелательные коррективы в физическое развитие детей дошкольного возраста. Считаю, что эти коррективы, обусловленные оправдано-вынужденным переводом детей на дистанционное дошкольное обучение, повлекли за собой значительное снижение их двигательной активности. Кроме того, считаю, что ограниченное или полное отсутствие внедрения подвижных игр для дошкольников в течение дня могло провоцировать неоправданно повышенный их интерес к играм и пребыванию в виртуальной реальности в сети Интернет, что могло повлечь за собой нежелательные последствия для физического здоровья ребёнка. Не исключаю, что тому причиной могло стать и отсутствие необходимых знаний и профессиональных педагогических навыков по организации подвижных игр с ребёнком-дошкольником у родителей в домашних условиях.
Дети-дошкольники по своей природе очень подвижны. Это и не удивительно, ведь двигательная активность является биологической потребностью детей в период дошкольного роста и развития, поскольку именно двигательными процессами обусловлено стремление к общему развитию [3 : 188]. Таким образом, являясь одной из биологических потребностей человека, правильно сформированные навыки движений, обусловливают правильное формирование всех органов, систем и правильную работу жизненно-важных функций растущего детского организма [ 4: 236].
Углублённо изучая проблематику вопроса по данной теме в процессе моей педагогической деятельности на протяжение последних 2 лет, мною было установлено оптимальное соотношение видов подвижных игр к задачам, стоящим перед современным воспитателем в повседневной педагогической практике, касающиеся физического развития дошкольника.
Подвижные игры с правилами привлекательны для дошкольников, на мой взгляд, тем, что обладают большой вариативностью по содержанию, по организации детей, по уровню сложности и своеобразию двигательных действий, по свободному варьированию их применения в зависимости от места проведения (улица или помещение) и времени суток (утро, день или вечер). Кроме того, среди подвижных игр можно выделить сюжетные и бессюжетные игры, игры – забавы, что само по себе вызывает предпочтительное внедрение их в повседневной практике другим видам игр [ 2: 173].
Для того чтобы оптимально и с пользой для детей применять на практике подвижные игры мною были детально изучены и проработаны всевозможные виды подвижных игр и составляющие их двигательные элементы, ориентированные на дошкольный возраст и, применяемые на практике воспитателями в нашем детском саду. На основание полученного практического материала мною была составлена таблица оптимального соотношения видов подвижных игр относительно задач современной педагогики в направлении физического развития дошкольников, которую успешно применяю в своей повседневной практике в настоящее время. (Таблица 1)
О пользе подвижных игр написано много популярных статей воспитателями, учёными деятелями в дошкольной педагогике, мне же в свою очередь хочется констатировать факты, полученные в своей педагогической практике. В процессе применения подвижных игр на свежем воздухе во время прогулок и в помещение, пребывая в группе, ежедневно в определённое время, отмечается высокая заинтересованность детей в организованной двигательной активности, позитивном их настроение после проведённой игры и сплочение детей в дружный коллектив.
Проведённый мною анализ оптимального соотношения подвижных игр относительно задач современной педагогике в направлении физического развития дошкольников, позволяет утверждать, что подвижная игра, бесспорно, является основополагающим элементом динамического процесса развития ребёнка дошкольного возраста в физкультурно-оздоровительном направлении.
Кроме того, считаю совершенно обоснованным моё предположение о том, что правильно организовать подвижные игры с детьми дошкольного возраста может только квалифицированный специалист – воспитатель, выполняя тем самым основные задачи, поставленные перед ним современной системой образования в физкультурно-оздоровительном направлении.
Литература:
1. «Материнская школа» Учпедгиз, Москва, 1947 г. https://www. detskiysad. ru/ped/ped001.html
2. Редактор Новоселова Светлана Леонидовна, Составитель Зворыгина Екатерина Васильевна «Игра дошкольника» 1989 г. С 161 - 184
3. Детский сад день за днём «Дошкольник» Обучение и развитие воспитателям и родителям. Ярославль «Академия развития» 1998 г. С. 188 - 193
4. Островская, И. М. Анатомо-физиологические особенности детского возраста / И. М. Островская. - М. : Государственное издательство медицинской литературы, 2013. - 236 c.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица 1
Оптимальное соотношение видов подвижных игр относительно задач современной педагогике в направлении физического развития дошкольников
№
П/П Основные задачи Виды подвижных игр
На свежем воздухе (на прогулке) В помещение (в группе)
1 Охрана и укрепление здоровья ребёнка дошкольного возраста. Младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет – «Снежинки и ветер».
Средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет; - «Хватай, убегай».
Старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет. – «Перетягивание каната», «Горелки», «Чехарда».
Младший дошкольный возраст — «Солнышко и дождик».
Средний дошкольный возраст — «Поезд».
Старший дошкольный возраст — «День и ночь».
2 Создание оптимальных условий для регламентированной и частично регламентированной двигательной активности дошкольников в группе и на прогулке. Младший дошкольный возраст — «У медведя во бору», «Пузырь».
Средний дошкольный возраст — «Найди себе пару».
Старший дошкольный возраст — «Идёт коза по лесу», «Вороны», «Зайцы и волк».
Младший дошкольный возраст — «Кот и мыши», «Наседка и цыплята».
Средний дошкольный возраст — «Птички и кошки».
Старший дошкольный возраст — «Мартышки».
3 Совершенствование сформированных двигательных навыков: ловкости, умение сохранять равновесие в процессе подвижных игр. Младший дошкольный возраст — «Через ручеёк», «Поймай комара».
Средний дошкольный возраст — «Хитрая лиса», «Лиса в курятнике».
Старший дошкольный возраст — «Быстро возьми, быстро положи», «Перенеси предметы», «Совушка», «Ловишки».
Младший дошкольный возраст — «Мыши водят хоровод», «Принеси мяч», «По ровненькой дорожке».
Средний дошкольный возраст — «Паук и мухи».
Старший дошкольный возраст — «Корзинки», «Прыгни - повернись».
4 Способствование формированию правильной осанки и предупреждения плоскостопия посредством профилактических мер. Младший дошкольный возраст — «Куры», «Поиграй с мишкой».
Средний дошкольный возраст — «Водолазы», «Бабушка Маланья», «Не урони мешочек».
Старший дошкольный возраст — «Бабушка из Бразилии», «Не урони мешочек».
Младший дошкольный возраст — «Кач - кач», «Где ноги?», «Осанка», «Ёж», «Качалочка».
Средний дошкольный возраст — «Ну-ка, донеси», «Разминка», «Осанка», «Не урони мешочек», «Гусеница».
Старший дошкольный возраст — «Ель, ёлка, ёлочка», «Поезд с арбузами», «На водопой», «Не урони мешочек».
5 Поддержание оптимального физического развития дошкольников : гармоничности телосложения, развитости функций и адаптационных возможностей детского организма к различным экстремальным воздействиям окружающей среды, физической и интеллектуальной работоспособности. Младший дошкольный возраст — «Воробушки и автомобиль», «Бегите к флажку».
Средний дошкольный возраст — «Пустое место».
Старший дошкольный возраст — «Путешествие в лес».
Младший дошкольный возраст — «Удочка», «Мыши в кладовой».
Средний дошкольный возраст — «Охотники и соколы»
Старший дошкольный возраст — «Кошка и котята», «Позвони в колокольчик».
6 Поддержание сформированных и формирование новых навыков жизненно-важных видов двигательных действий у дошкольника : ходьбы, бега, приседания, ползания, бросания, метания, ловли, прыжков, движений верхних и нижних конечностей, головы и туловища. Младший дошкольный возраст — «Воробушки и кот».
Средний дошкольный возраст — «Горелки».
Старший дошкольный возраст — «Волк во рву», «Охотники и утки», «Кого назвали, тот и ловит».
Младший дошкольный возраст — «Ловля оленей».
Средний дошкольный возраст — «Медведь и пчёлы».
Старший дошкольный возраст — «Разминка».
7 Формирование представлений и знаний у дошкольников о пользе занятий физическими упражнениями в процессе игровой деятельности. Младший дошкольный возраст —
Средний дошкольный возраст — «Третий лишний».
Старший дошкольный возраст — «Мы весёлые ребята», «Шарики и столбики».
Младший дошкольный возраст — «Угадай, кто кричит».
Средний дошкольный возраст — «Не забегай в круг».
Старший дошкольный возраст — «Догони голубя».
8 Воспитание устойчивой заинтересованности у дошкольников к правильной и безопасной активной деятельности. Младший дошкольный возраст — «Бездомный заяц».
Средний дошкольный возраст — «Два мороза».
Старший дошкольный возраст — «Мышеловка», «Докати обруч до овражка», «Скользкая цель».
Младший дошкольный возраст — «Пузырь». «Мышеловка».
Средний дошкольный возраст — «Ноги от земли».
Старший дошкольный возраст — «Хитрая лиса», «Колпачок и палочка».
9 Формирование у дошкольников устойчивой мотивации к занятиям по лёгкой атлетике, как к виду спорта. Младший дошкольный возраст — «Зайка».
Средний дошкольный возраст — «Самолёты».
Старший дошкольный возраст — «Перестрелка», «Стань первым», «Школа мяча».
Младший дошкольный возраст — «Мой весёлый, звонкий мяч», «Беги ко мне».
Средний дошкольный возраст — «Попади мешочкам в круг», «Кто бросит дальше мешочек?».
Старший дошкольный возраст — «Один - двое», «Кто соберёт больше лент», «Сбей булаву».
10 Формирование большого диапазона вариативности игровых действий у дошкольника в процессе подвижных игр на свежем воздухе во время прогулки и в группе.
Младший дошкольный возраст — «Засолка капусты».
Средний дошкольный возраст — «Жмурки», «Не боюсь».
Старший дошкольный возраст — «Не перепутай», «Совушка».
Младший дошкольный возраст — «Найди флажок».
Средний дошкольный возраст — «Рельсы, рельсы», «Цветные автомобили».
Старший дошкольный возраст — «Угадай рисунок на спине».