МААМ-картинки

Подвижные и медлительные. Семинар-практикум.

Фируза Никулина
Подвижные и медлительные. Семинар-практикум.
▼ Скачать + Заказать документы

План

Введение

Теоретическая часть:

Основные понятия о:

Детях СДВГ

Медлительных детях

Практическая часть:

Вопросы педагогического ринга

Игры и упражнения

Памятки для родителей и воспитателей

Введение

Цель:

Дать родителям и воспитателям знания об особенностях развития ребёнка СДВГ и медлительного;

Настроить воспитателей и родителей на наблюдение за детьми;

Объяснить необходимость учитывать в воспитании характерные особенности детей.

Публикация «Подвижные и медлительные, Семинар-практикум,» размещена в разделах

Среди самых важных проблем для большинства семей остается каждодневное поведение дошкольников. А если ребёнок слишком подвижен или, наоборот, непозволительно медлителен? В этих случаях возникают дополнительные трудности общения с малышом.

Итак, ребёнок активный непоседа - это реактивный, гиперактивный ребёнок.

Медлительный - малыш с замедленной, флегматичной направленностью.

Мы родители, воспитатели, взрослые, мыслим и действуем применительно к таким детям ситуационно. Типично это выглядит так: "Что ты всё время бегаешь, остановись!", "Не вертись, посиди немножко!", "А ты всё одеваешься, опять последняя". Итак - в первых случаях подвижный выглядит всегда непослушным, хулиганом, ну а медлительный слышит, что он всегда "последний", "копуша". Многолетняя практика настоятельно убеждает в том, что и те и другие замечания и нравоучения не только бесполезны, но и вредны.

Ребёнок СДВГ

Трудно с такими детьми всем, но особенно родителям: не сидит на месте, рассеянный, невнимательный и беспокойный. Причин может быть много: тут и поражение ЦНС, эмоциональный стресс, переутомление, ярко выраженный темперамент. Нам, взрослым, трудно с таким ребёнком. Но еще труднее им самим справиться со своей двигательной активностью. Жизнь таких детей подтверждает, что они сталкиваются с 3 основными трудностями:

Часть таких детей не принимают в свою компанию сверстники. Что может быть более обидным?

Таким детям не легко дается учение.

Особенно их затрудняет процесс обучения чтению и письму.

Ежедневные упражнения на развитие мозолистого тела, повышение стрессоустойчивости, синхронизации работы полушарий, улучшение мыслительной деятельности, упражнения и игры способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Упражнения необходимо проводить ежедневно в течение 15-20 минут в день.

Медлительный ребёнок

Необходимо выделять медлительных детей как относящихся к особой группе риска прежде сего потому, что еще до школы они испытывают массу негативных реакций оттого, что они "не такие как все", что они "другие", оттого, что взрослые стараются "переделать" их, порой, не считаясь с их возможностями, не замечая того, что они страдают, что нарушается их развитие, ухудшается здоровье. Для того чтобы они в легкой форме адаптировались в ДОУ и в школе, важно знать и учитывать их особенности.

Еще до школы, когда медлительный ребёнок посещает ДОУ, все зависит от отношения взрослых к его медлительности. Он фактически не испытывает особых осложнений в детском саду, до тех пор пока интенсивность работы не превысит его возможностей.

Трудности, испытываемые детьми с низкой подвижностью нервных процессов, накладывают отпечаток на их характер: очень часто они становятся необщительными, замыкаются в себе. Все эти факты говорят о том, что медлительные дети нуждаются в помощи.

Кратко рассмотрим, как можно помочь медлительным детям, чтобы они не попали в число, отстающих в школе и не вошли в контингент страдающих неврозами.

Необходимо тренировать подвижность нервных процессов у медлительных детей. Ежедневные игровые занятия дома и в детском саду в течение 10-15 минут. Желательно проводить тренировку медлительных детей отдельно от подвижных, последние быстрее овладевают требуемыми движениями и это обескураживает медлительных, создает у них спешку и тревожное состояние. Воспитателям также рекомендуется проводить занятия в подгруппах, чтобы медлительные дети выполняли задания игры в своём темпе.

Практическая часть

Педагогический ринг. Воспитатели делятся на команды.

Вопросы:

1. Завтрак подходит к концу. Несколько детей не доели. Пора начинать занятие.

Ваши варианты.

2. На занятии ребёнок думает и работает медленно, задерживается с ответом на вопрос воспитателя.

3. Как разговаривать с беспокойным ребёнком?

4. Режим дня для медлительного и подвижного ребёнка. Обоснуйте.

5. Приведите примеры игр и упражнений для подвижных детей.

6. Приведите примеры игр и упражнений для медлительных детей.

Памятка для воспитателей и родителей подвижных детей

1. При подготовке ребенка к школе помните: "Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный" (М. Монтень).

2. Воспитание и обучение правополушарных и левополушариых детей, мальчиков и девочек необходимо проводить по различным методикам.

3. Раннее начало знакового обучения недопустимо. Оно способствует формированию минимальных мозговых дисфункций.

4. Детей до семилетнего возраста следует воспитывать и обучать как правополушариых, так как это соответствует возрастному этапу их развития.

5. Неподвижный ребенок не обучается. Любая новая информация должна закрепляться движением.

6. При любой асимметрии полушарий необходимым условием высокой интеллектуальной активности ребенка, его успешного обучения и высокой стрессоустойчивости является полноценное развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела).

7. При подготовке мальчиков к школе необходимо больше внимания уделять развитию мозолистого тела, чем при подготовке девочек.

8. Девочки могут капризничать из-за усталости (истощение правого "эмоционального" полушария). Мальчики в этом случае истощаются информационно. Ругать их за это бесполезно и безнравственно.

9. Лень ребенка - сигнал неблагополучия педагогической деятельности взрослого, неправильно выбранной им методики работы с данным ребенком.

10. Сделайте своей главной заповедью - не навреди!

Памятки для родителей и воспитателей медлительных детей

Организация жизни медлительного ребёнка требует выполнения некоторых условий:

1. Спокойно разговаривать с медлительным ребёнком.

2. Не проявлять спешки и не нервничать, делая что-то с медлительным ребёнком. Не подгоняйте его. Предоставьте ему дополнительное время для того чтобы он смог доделать какое-то задание, поделку или рисунок и т. п. без спешки. Даже если придется доделывать в несколько этапов.

3. Четкий режим дня. Когда и что делать, в какой последовательности.

4. медлительным детям нужны постоянные трудовые обязанности: вешать одежду на место; следить за своим внешним видом; стирать свои мелкие вещи и т. д.

5. Тренировку проводить в игровой форме и на хорошем эмоциональном фоне.

Игры и упражнения для подвижных детей

Для постепенного усложнения упражнений можно использовать:

ускорение темпа выполнения;

выполнение с легко прикушенным языком и закрытыми глазами (исключение речевого и зрительного контроля);

подключение движений глаз и языка к движениям рук;

 подключение дыхательных упражнений и метода визуализации.

Дыхательные упражнения.

Глубокий вдох. Пауза. На выдохе произносить звуки:

И-пф-пф-пф-пф. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: р-р-р-р. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: з-з-з-з. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: ж-ж-ж-ж. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: мо-ме-мэ-му.

Зеркальное рисование.

Положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки по карандашу или фломастеру, рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

Игры-упражнения для гиперподвижных детей во время прогулки

"Не теряй пару"

Дети идут друг за другом парами, взявшись за руки. По сигналу быстро опускают руки и продолжают идти рядом, не отставая и не перегоняя друг друга. После второго сигнала снова берутся за руки и продолжают ходьбу

"Меняемся местами"

В центре площадки кладется длинный шнур. Дети распределяются на две команды. Каждая занимает свою половину площадки. По сигналу "Беги!" все дети врассыпную бегают по своей площадке. По второму сигналу "Меняйтесь!" команды бегом меняются местами. Побеждает команда, дети которой в полном составе первыми перебежали на другую сторону площадки

"Ниточка с иголочкой"

Дети держатся за руки, образуя цепочку. Проведя цепочку вокруг всей площадки, воспитатель предлагает детям остановиться и поднять сцепленные руки вверх, образуя ряд ворот. После этого он ведет цепочку в обратном направлении под руками у детей, обходя по очереди одного справа, а другого слева. В тот момент, когда цепочка детей проходит под "воротиками", ребенок, поднимавший руки для образования "ворот", переворачивается вокруг себя и продолжает движение дальше

для медлительных детей

1. Игры со сменой темпа движений:

Ходьба-бег-ходьба медленная. Смена темпа происходит по словесному сигналу взрослого, или при смене музыкального сопровождения.

Хлопать в ладоши с разной скоростью, опять по сигналу.

2. Игры с максимально быстрыми движениями:

Детям раздаются листочки бумаги с нарисованным квадратом 10x10 см и карандаши. По сигналу дети ставят точки в квадрате, поставивший большее количество точек получает приз.

Цветочные волчок. Каждый ребёнок выбирает для себя название какого-то цветка (одуванчик, ромашка, роза:). Психолог или воспитатель запускает волчок, затем говорит название цветка:

- Ромашка! - Я! - отзывается "Ромашка" и быстро подкручивает волчок. Подкрутив, говорит название следующего цветка.

Кто не успел отозваться или у кого упал волчок - выходит из игры.

3. Игры на развитие внутреннего торможения:

Игровая гимнастика. Дети повторяют вслед за психологом его движения: хлопки над головой, за спиной; прыжки; приседания и т. д.

"Запретное движение" правила игры знакомы многим.

Педагог-психолог говорит детям: "Если назову кого-нибудь, кто может летать, например, бабочку, то поднимите руки вверх и скажите хором: "Летает!" Если назову нелетающее животное, например, льва, - молчите и не поднимайте руки".

4. Эстафеты. Здесь возможны разные варианты, например, бежать со стаканом воды так, чтобы она не расплескалась (сначала стакан наливаем на 1/3, позже - почти доверху); бежать, отбивая рукой воздушный шарик и т. п.

По мнению М. М. Кольцовой в эти занятия необходимо обязательно включать игры, направленные на тренировку некоторых видов внутреннего торможения (дифференцировочного и запаздывательного) - это повышает эффективность тренировки, развитие внутреннего торможения автоматически подавляет внешнее торможение.

Медлительный ребёнок по сути дела может всё, что может подвижный, но даётся ему это очень, дорогой ценой, если педагоги-психологи, воспитатели и родители своевременно помогут ему компенсировать недостаток подвижности нервных процессов, то в дальнейшем облегчат ему адаптацию к требованиям социальной среды.

Игры-упражнения для малоподвижных детей во время прогулки

"Догнать соперника"

Дети выстраиваются в две колонны напротив друг друга на разных сторонах площадки. По сигналу воспитателя дети выполняют задания в определенной последовательности: ходьба приставным шагом вдоль линии зала, учащенная ходьба, медленный бег (2-3 мин, ходьба с подскоками и обычная ходьба. В процессе выполнения заданий каждая колонна старается догнать друг друга; та, которой это удается, побеждает

"Не теряй домик"

На площадке в произвольном порядке лежат обручи, число которых равно числу играющих детей. В каждом обруче стоит ребенок. По первому сигналу дети выпрыгивают из обручей и выполняют произвольные движения. В это время воспитатель убирает один обруч. По второму сигналу дети в определенной последовательности выполняют двигательные задания: ходьба приставным шагом по кругу, спортивная ходьба со сменой положения рук и т. д. На слова воспитателя "Все в домик!" дети должны быстро впрыгнуть в любой обруч. Не успевший занять обруч считается проигравшим

Список использованной и рекомендуемой литературы

1. Безруких М. М. Ребёнок-непоседа: Тетрадь для занятий с детьми. Методические рекомендации. - М. : 2001. - 64с.

2. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Система воспитания иедивидуальности дошкольнико. Пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - ЧП Лакоценин С. С., Воронеж. - 2007.

3. Кольцова М. М. Медлительный дети. - СПб. : Речь, 2003.

4. Рунова М. А. Организация прогулок со старшими дошкольниками в теплое время года//Справочник старшего воспитателя. 2008, N4.

5. Семенова Л. Э. Игровая терапия в работе с гиперактивными дошкольниками. //Психолог в детском саду, 2007, N 3.

6. Сиротюк А. Л. Обучение без стресса: психофизиологическая подготовка. // Дошкольное воспитание N 1- 2005г., с. 76 - 85.

7. Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. - ТЦ Сфера, 2003.

8. Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. - М. : АРКТИ, 2008.

Публикации по теме:

Родительские встречи с логопедом в рамках всеобучей.Родительские встречи с логопедом в рамках всеобучей. Ежегодно в нашем саду проходят родительские встречи с логопедом в рамках всеобучей. В этом году у нас прошло два таких мероприятия. Тема.

Тандем работы или сотрудничество воспитателя и младшего воспитателя в детском саду для детей раннего возраста. Младшие воспитатели – самые незаменимые люди в детском саду, потому что, когда их нет – и воспитательно-образовательная работа может остановиться….

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Подвижные и медлительные. Семинар-практикум.
Опубликовано: 15 февраля 2013 в 09:02
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Подвижные и медлительные. Семинар-практикум.» (включая файлы) размещена пользователем Фируза Никулина (УИ 8279) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД