Юлия Фоминых
Подвижные игры и их место в системе физического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Потребность у детей-дошкольников в двигательной активности колоссальна, движение – физиологическая потребность для них. Через движение ребенок познает мир, реализует свои потребности в общении, получает большинство необходимых навыков. Поэтому физическому воспитанию в ДОУ отдается приоритетное значение. Физическое развитие детей непосредственно влияет на рост, вес, развитие органов чувств, координацию движений и т. д. Именно в дошкольный период физическое воспитание становится своеобразным фундаментом для общего развития детей, их здоровья, интеллекта.
Публикация «Подвижные игры и их место в системе физического воспитания дошкольников» размещена в разделах
Подвижные игры — доступный и интересный ребенку вид двигательной активности, средство пополнения знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ловкости, сноровки, морально-волевых качеств. Для педагога же подвижная игра – неограниченная возможность комплексного использования разнообразных методов и приемов, направленных на формирование личности ребенка и его физического развития.
Поиск путей оптимизации двигательной активности детей привели к широкому использованию в обучении и воспитании подвижных игр и упражнений. Дети конца XX - начала XXI веков испытывают дефицит двигательной активности: ее ограничивают занятия в ДОУ, социальные значения (маленькие квартиры, недостаток времени у родителей для совместного активного отдыха с детьми, нехватка спортивных площадок и т. д., увлечения и интересы детей (игры за компьютером, планшетом, длительное пребывание у телевизора). А ведь подвижная игра – основной вид деятельности детей, позволяющий раскрепоститься, выплеснуть эмоции. Основная цель подвижных игр - активизировать все системы организма : кровообращение, дыхание, зрение, слух; игра приносит детям положительные эмоции. Все это в комплексе позволяет говорить об оздоровительном эффекте подвижных игр.
Воспитание таких умений, как правильная ходьба, бег, прыжки осуществляется с помощью физических упражнений и подвижных игр. В основе подвижных игр лежат разнообразные движения, которые наиболее полно удовлетворяют потребность детского организма в активных действиях. Большое значение подвижных игр заключается в общей подвижности дошкольников, в одновременной и равномерном работе различных групп мышц. Кроме того, игры имеют большое значение и во всестороннем развитии детей: они способствуют воспитанию сообразительности, наблюдательности, воображения и внимания. Активные действия в игре позволяют детям освобождаться от неуверенности в своих силах, застенчивости, робости – это важный аспект психологического развития ребенка. А чтобы игра ладилась и была интересной для всех, дошкольникам приходится играть согласованно, подчиняться правилам, в чем-то уступать один другому, а между тем важную роль играет и соревновательный момент: это пробуждает лидерские качества, повышает самооценку. Обстановка доброжелательности, взаимопомощи, уважение и признание в группе сверстников, одобрение взрослых - это служит стимулом и ценностью подвижной игры как основного средства повышения двигательной активности. В подвижных играх, которые регламентируются правилами, дошкольников привлекает игровой процесс, желание выполнять игровые действия, добиваться высокого результата, выигрывать. Однако этот игровой процесс должен быть целенаправлен, опосредован определенной задачей, например, не просто бегать, а убегать «как цыплята от лисы» или «мышки от кошки». Это делает поведение игроков произвольным, подчиненным игровым правилам. Л. В. Выготский называл игру школой произвольности, так как именно в игре у детей к 5-ти годам формируется произвольность поведения и памяти.
В дошкольном возрасте, по мнению психологов, наиболее широко выражается потребность в фантазии и движениях. Если необходимость в фантазии удовлетворяется сюжетно-ролевыми играми, то потребность в движении максимально полно реализуется в подвижных играх. Кроме эффективного влияния на формирование «фундамента» здоровья, усиление выносливости растущего организма и совершенствование разнообразных двигательных навыков, любые подвижные игры вполне реально использовать как средство формирования самооценки детей. Удовлетворение от победы, от осознания собственных сил, ловкости и скорости повышает, оценка и похвала со стороны взрослого, авторитет среди товарищей дает ребенку осознание себя самого как личности, личности успешной.
В подвижных играх дошкольники вступают в определенные, довольно сложные, взаимоотношения, где сочетаются моменты взаимоподдержки и соревнования. При этом каждый ребёнок хочет быть как все, но с другой стороны, одновременно и лучше, чем все. И это стремление, потребность в признании стать лучшим проявляется в желании выигрывать. И здесь дошкольники могут столкнуться с разочарованиями, трудностями и неудачами. Это может вызывать отрицательные эмоции. Вот почему целесообразно проводить с детьми периодически беседы на тему закономерности проигрышей и выигрышей. Успехи детей в подвижных играх имеют для них большое значение. Играя, дошкольник не только познает окружающий мир, но и отчасти преображает его.
Подвижные игры традиционно классифицируются по степени подвижности : игры малой, средней, большой подвижности.
Различают элементарные подвижные игры и спортивные игры (пионербол, баскетбол, футбол и др). В ДОУ используются преимущественно элементарные подвижные игры, которые различают по двигательному содержанию и преобладающим движениям: игры с прыжками, с перебежками и др.
По образному содержанию все подвижные игры подразделяют на сюжетные и бессюжетные. Для сюжетных игр характерным признаком являются роли с соответствующими для них двигательными действиями, при этом сюжет может быть образный («Лиса и цыплята, «Кот и мыши», «Воробышки и кот») и условный («Ловишки», «Салки», «Перебежки»).
В бессюжетных играх («Найди свою пару», «Чья команда быстрее построится», «Придумай себе фигуру») дошкольники выполняют одинаковые движения.
Особую группу подвижных игр составляют игры хороводные. Они проводятся под речевое сопровождение, часто - под песню или стихотворение, так как для таких игр важна ритмичность движений.
Существует классификация по характеру игровых действий: это игры соревновательного типа. Они призваны стимулировать активное проявление физических качеств (чаще всего скорости, ловкости).
В ДОУ вместе с подвижными играми традиционно включены игровые упражнения, например «Попади мячом в цель», «сбей кегли», «Прыгни в круг» и т. д. В упражнениях отсутствуют правила в общепринятом смысле, а интерес детей вызывают привлекательные манипуляции спортивным инвентарем и игровыми предметами. Именно игровые упражнения в младшем дошкольном возрасте являются прообразом подвижных игр и подготавливают детей к играм с правилами.
Как и всякая игры, игры подвижные требуют своего «возрастного ценза» : не каждая подвижная игра, с которой справляются старшие дошкольники, будет успешной среди младших, и не всякая игра, в которую играют дети 3-4 лет будет интересна дошкольникам в 6-7 лет.
Для 1-ой младшей группы должны проводиться игры, сюжет которых максимально прост, а герои знакомы малышам: птички, собачки. Развитие движений должно управляться сюжетом, а сюжет – контролироваться педагогом. При этом используется наглядно-действенный принцип «делай как я» - воспитатель становится участником игры, на него равняются дети, подражая действиям взрослого.
Для воспитанников годом старше, во второй младшей группе к простому сюжету добавляются простейшие правила. Движения приобретают разнообразие, но наглядно-действенный метод остается: педагог включается в игру, руководит ею, направляет игроков. Постепенно, привыкнув к игре, дети выполняют ответственные роли самостоятельно (педагог руководит очередностью выполнения ролей).
Цели и задачи игр с детьми - младшими дошкольниками :
- развитие активности и творчества в процессе игры ;
-поощрение самостоятельности в играх с выносным материалом и спортивным инвентарем;
- развитие навыков ползания, прыгания, бега, лазания и т. д. ;
- воспитание умения соблюдать простейшие правила, слышать и выполнять указания взрослого;
- развивать умение переключаться с одного вида деятельности на другой и т. д. Примерные игры : на развитие умений бегать – «Кот и мыши»; для развития умения прыгать «Кролики»;на развитие меткости и ловкости «Кто дальше бросит мяч» и т. д.
Для воспитанников средних групп (4-5 лет) большинство подвижных игр подбирается с развернутым сюжетом, а движения характеризуют взаимоотношения игроков, персонажи все больше соответствуют реальности. Для игровых упражнений теперь становится важен соревновательный момент: «кто выше?», «кто дольше?» и т. д.
Подвижные игры для средних дошкольников нацелены, главным образом, на развитие двигательной активности играх со спортивным инвентврем (мячами, кеглями, обручами, скакалками и т. д.) и пространственной ориентировки, воспитание самостоятельности и инициативности, творческих способностей и чувства коллективизма. На развитие умений бегать, прыгать, ползать подходят такие игры, как «Самолеты - в ангар», «Пролезь и убеги», «Прыгни выше»; на ориентирование в пространстве : «Где спрятано», «Журки», а также народные игры вроде «У медведя во бору, грибы ягоды беру».
Для старших дошкольников занимательность сюжета отходит на второй план, важнее становится количество игроков и игровые правила. Правила направлены на то, чтобы управлять действиями игроков. Хорошо усваиваются детьми игры-эстафеты. Методика проведения подвижной игры проста : педагог раскрывает содержание игры, через репродуктивно-эвристическую беседу уточняет правила, закрепляет речесопровождение, предлагает одному из детей все повторить. Затем распределяет места и роли игроков, их размещение, однако следит за игрой, включаясь по мере необходимости в игровую деятельность.
Нацеленность подвижных игр должна быть направлена на проявление инициативы и организаторских способностей в игровой деятельности; а умение выполнять правила и доводить игру до финала. Необходимо воспитывать и стремление к участию в соревновательных и эстафетных играх. Старшим дошкольникам интересны игры «Ловишка», «Медведи и пчелы», «Горелки», «Прыжки в классики» и т. д.
Для детей подготовительной группы важны игры на тренировку силы, ловкости и выносливости – это хорошая подготовка к школе.
Педагог играет важную роль в проведении подвижных детских игр : он не только объясняет правила, но и руководит процессом, следя, чтобы обозначенные цели игры исполнялись. Важно обсудить с детьми сигнальные слова, которые диктуют действия и переключают их; проносятся команды громко и отчетливо; если в играх присутствуют атрибуты – они распределяются сразу, и правила пользовании ими устанавливаются тоже сразу.
Важным условием успешной организации в ДОУ подвижных игр является их включение в разные формы физического воспитании дошкольников : на прогулках и в спортивном зале, в часы образовательной деятельности и на уроках физкультуры. И здесь как никогда уместен индивидуально-дифференцированный подход к каждому из воспитанников.
Согласно мнению М. А. Руновой, которая условно распределила детей по уровням развития двигательной активности на три подгруппы (высокий, средний и низкий уровни, такое деление позволяет педагогу ДОУ проводить дифференцированные занятия с подгруппами, применяя индивидуальный подход к воспитанникам. По наблюдению автора, детей средней подвижности в группах, как правило, большинство (около 50%, их двигательная активность относительно равномерна на протяжение всего дня; такие дети самостоятельно активны, требуют минимум вмешательства взрослого в подвижную деятельность, их движения четкие и развитые. Детей высокой подвижности около 25%, их трудно не заметить: такие дошкольники двигаются в любых условиях, предпочитают движения, не требующие четкости и сдержанности – прыжки, бег. Гиперподвижность служит раздражителем для нервной системы этих детей, не позволяя переключаться на спокойные виды деятельности, потому поведение их считают неуравновешенным, ведь в конфликтные ситуации чаще всего попадают именно эти дети. Примерно 25%, по мнению Руновой, составляют и дети группы малой подвижности. Они часто пассивны, легко утомляются, выбирают спокойные виды деятельности. Движения этих дошкольников неопределенные, неуверенные. Немаловажен и тот факт, что и гендерный признак оказывает влияние на двигательную активность дошкольников : у мальчиков двигательная активность выше, чем у девочек.
Именно поэтому целесообразно разбивать детей на подгруппы, в каждой из которой сосредоточены дети примерно одинаковой степени двигательной активности. Разделенные на подгруппы, дети должны быть обеспечены разным подбором игр. Так, чрезмерноподвижным дошкольникам и среднеподвижным детям целесообразно предлагать игры на развитие внимания, памяти, четкости и точности, слаженности выполнения действий. Основными должны стать движения и упражнения,
способствующие становлению глазомера, развитии силы и точности броска. Для малоподвижных дошкольников оптимальна более активная деятельность, поэтому им целесообразно предлагать подвижные игры на развитие ловкости, точности и быстроты движений, скорости и физической выносливости. Задача педагога заключается в постепенном, не скачкообразном усложнении двигательных задач и подборе альтернативно-вариативных заданий. При этом не стоит забывать о качестве выполнения движений: они должны стать осознанными детьми. Достичь этого можно такими методами, как объяснение, анализ, оценка.
Акцентировать внимание необходимо на развитии именно двигательной активности. Чтобы развить быстроту, целесообразными окажутся игры, где в основе лежит изменение темпа выполнения движений, с бегом по «прямой» и «диагонали», с изменение направления согласно командам, с упражнениями, содержащими усложненные стартовые положения.
Развитию силовых качеств поспособствуют игры, содержащие такие элементы как прыжки, метание, перебрасывание мяча через сетку, ползание по ограниченной площади поверхности и т. д.
Координация развивается в играх, где есть метание в цель, удерживание равновесия, быстрая смена положений и т. д.
Физическую выносливость тренируют игры и упражнения с отжиманием, подтягиванием, приседанием, бегом, прыжками.
В организации прогулок, а особенно в холодную погоду, с дошкольниками требуется организация деятельности, способствующей оптимизации их двигательной активности и препятствующей переохлаждению организма. Подвижные игры в данном случае – та форма работы с детьми, которая наиболее подходит. Но стоит учитывать определенные факторы: если непосредственно перед прогулкой групповые занятия носили статический характер —стоит прогулку начать подвижной игрой; в случае, когда прогулке предшествовали динамические занятия — то подвижную игру на свежем воздухе целесообразно организовать в середине прогулки. Завершать прогулку подвижными играми не рекомендуется.
Подвижные игры – это не только развлечение детей, но и способ переключения видов деятельности и внимания, выплеска эмоций, активного отдыха и психофизического развития дошкольников.