Светлана Михеева
Поисково-исследовательская деятельность «Снежинка-пушинка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Снежинка - пушинка».
Образовательные области:
Экспериментирование. Коммуникация. Познание. Художественное творчество. Чтение художественной литературы.
Задачи:
1. Учить детей проводит несложные эксперименты со снегом, называя его свойства: летает, холодный, тает; проверить способность снега под действием тепла превращаться в жидкое состояние.
2. Формировать у детей способность к умозаключениям.
3. Развивать коммуникативные умения и познавательные способности.
4. Закреплять умение отражать впечатления в рисунке.
5. Воспитывать инициативность, самостоятельность.
Публикация «Поисково-исследовательская деятельность „Снежинка-пушинка“» размещена в разделах
- Зима
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Снежинка. Все о снежинках
- Снежинки. Рисуем и мастерим снежинки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2014
Оборудование и материалы:
Мягкая игрушка щенок, баночки с пухом и снегом, снежинки бумажные на нитке, гуашь, штампы.
Место проведения: группа.
Ход эксперимента:
Игровой прием – в гости к нам пришел щенок.
Воспитатель: Дети вы хотите послушать, что однажды случилось со щенком? Чтение стихотворения «Глупый щенок» :
На первый снег взглянул щенок,
И ничего понять не мог,
Откуда столько белых мух,
Явилось к нам во двор.
А может это птичий пух
Летит через забор
Он пасть открыл и снегу хвать.
И стал задумчиво жевать
Жует, жует ну вот беда
На языке одна вода
Совсем сконфузился щенок
И в конуру обратно лег.
Он был не глуп, а просто мал,
И снег впервые увидал.
Воспитатель:
Давайте поможем щенку разобраться, что же он впервые увидал?
Он подумал, что летит через забор не снег, а что? (Белые мухи, птичий пух).
Давайте подумаем, а могли бы это быть мухи? (Нет) Почему? (Мухи зимой не летают, они спят).
Тогда может это был птичий пух? (Нет). Почему? (высказывания детей)
Воспитатель: Нам с вами нужно доказать что снег и пух это совершенно разные вещи. А как это сделать? Нужно их сравнить. Определить их свойства. (Выставить на доске таблицу сравнения).
Первый эксперимент «Определи цвет».
Воспитатель: Давайте, сначала определим цвет. Посмотрите внимательно на две тарелочки. (На одной лежит снег, на второй пух) Какого цвета вещество в первой тарелочке? (Белого) А во второй? (Тоже белого). Можно ли сразу догадаться, что лежит в моих тарелочках? (Ответы детей). Почему? Правильно. Потому, что и снег, и пух, белого цвета? А еще потому, что мы их еще не потрогали, не ощутили, а по-другому, не поэкспериментировали с ними. Значит, сегодня мы с вами будем проводить исследование с пухом и снегом.
Физминутка:
Воспитатель: Давайте для начала поиграем в игру «Летает - не летает». Воспитатель напоминает правила игры. Если этот предмет летает, вы поднимаете руки, если не летает, топаете ногами.
Воспитатель: - Всё летает: птицы, голуби, синицы,
галки и вороны, даже макароны.
- Всё летает: кошки, мухи и картошки,
комары и плюшки, совы и ватрушки.
- Всё летает: книжки, листья и штанишки,
Белый пух, резинки, белые снежинки.
Воспитатель: Молодцы. Вы знаете, что у нас летает, а что не летает. А вот знаете ли вы, как доказать щенку, что через забор летел снег, а не пух.
Давайте поэкспериментируем и посмотрим, что летаем лучше снег или пух.
Второй эксперимент: «Что летает лучше».
Воспитатель: Мы сейчас будем поддувать пушинку и снежинку. И потом узнаем, что же летает лучше. У вас на столах лежат снежинки и пушинки. Попробуйте подуть на снежинку и пушинку.
Дыхательная гимнастика: «Подуй на снежинку» «Подуй на пушинку».
Воспитатель: Что же летает лучше? (Пух) Значит, это все-таки был пух? (Нет).
Чтобы доказать что это был не пух, нам с вами надо узнать еще одно свойство снега. Для этого вспомним, в какое время года это происходило в стихотворении? (Зимой). Какое это время года теплое или холодное?
Воспитатель: Значит, мы не узнали еще одно свойство снега: теплый или холодный. Для этого мы сейчас перенесемся в одну сказку, называется она «Мороз Иванович». (Чтение отрывка из сказки).
Воспитатель: Почему у девочки пальчики побелели, ручки окостенели? (Ответы детей)
Давайте поэкспериментируем и посмотрим что теплое, а что холодное.
Третий эксперимент: «Теплый - холодный».
Воспитатель: Возьмите пушинку и поднесите к щеке. Какая она? (Теплая, мягкая, нежная, приятная….)
А теперь возьмите снег и поднесите к щеке. Какой он? (Холодный, колючий, неприятный). Значит, через забор мог лететь снег? (Да) Почему? (Потому что была зима). А пух мог лететь? Мог.
Воспитатель: Опять ничего не понятно. А знаете почему? Потому что мы еще одно свойство снега не проверили: почему на языке у щенка появилась вода? Давайте поэкспериментируем и посмотрим, что тает, а что не тает.
Четвертый эксперимент: «Тает – не тает»
Воспитатель: Возьмите, пожалуйста, снег в одну руку, а пушинку в другую руку и подержите его на ладошке. Что происходит со снегом? (Он тает) А пушинка? (Ответы детей). Значит, мы теперь с полной уверенностью можем сказать, что через забор летел снег, потому что мы узнали его свойства: самое главное - Он тает.
- Он белый.
- Он летает
- Он холодный.
Воспитатель: Давайте для нашего щенка нарисуем снег, как он летел через забор. Дети рисуют штампами.
Воспитатель: А теперь у меня к вам еще один
вопрос. А что же такое снег? (снег это вода).
Правильно. И в следующий раз мы с вами
узнаем свойства воды.
А теперь наш эксперимент закончился. Спасибо
всем. До свидания.