Лифенко Ирина
Полоролевые представления и предпочтения у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Из результатов исследования по полустандартизированному интервью можно сделать вывод, что к 3 годам ребенок ясно различает пол окружающих его людей, однако может не знать, в чём заключается разница между ними. Например, многие дети уверены в том, что, если надеть на мальчика платье, он становится девочкой. Они могут не понимать, что только мальчик может стать папой, а девочка – мамой, а также могут спросить у своего отца, кем тот был – мальчиком или девочкой, когда был маленьким. Таким образом, трёхлетний ребёнок хотя знает о своей половой принадлежности, но часто ассоциирует пол со случайными внешними признаками, вроде одежды и стрижки волос. Он допускает и возможность изменения пола.
Публикация «Полоролевые представления и предпочтения у дошкольников» размещена в разделах
Это находит подтверждение и в проведённых исследованиях по выявлению полоролевых представлений и предпочтений у дошкольников. Понятия «дядя» и «тётя» осваиваются детьми 3 лет успешнее, чем супружеские понятия «муж» и «жена» и родительские понятия «папа» и «мама».
В освоении родовых понятий у мальчиков между возрастом 3 года и в 4 года различий нет (есть тенденция к различению).
В возрасте 4 лет супружеские понятия у мальчиков уже освоены, различия достоверны между двумя возрастами (буду мужем, а у большинства мальчиков 3-4х летнего возраста супружеские понятия ещё и не сформированы. У девочек тоже ещё не у всех сформированы супружеские понятия, однако мужьями они точно не будут.
Соотнесение желаемых и ожидаемых родительских ролей различается: девочки 3 года реже мальчиков допускают и предпочитают возможность выступать в противоположных паспортному полу родительских ролях.
Мальчики в 3 года хотят быть мамами, а в 4 года они уже знают, что мамами не будут, различия достоверны. Папами в 3 года хотят быть в будущем также не все мальчики – различия на уровне тенденции. Девочки уже в 3 года не хотят быть папами.
У девочек ролевые предпочтения почти одинаковы по всем аспектам половых ролей, тогда как у мальчиков имеется расхождение между общеродовыми, с одной стороны, и супружескими и родительскими предпочтениями – с другой : желание быть дядей, но женой или мамой. Представления о возможности изменения пола и желательности этого – отмечается одинаково как у девочек, так и у мальчиков.
Считается, что формирование константной половой идентификации у ребенка продолжается в промежутке от 2 до 6 лет. Это совпадает с бурным усилением половой дифференциации активности и установок детей: мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, у них проявляются разные интересы, возникают однополые компании. Из наших исследований также видно, что дети и в 5 лет могут иногда предпочесть противоположную своему полу роль.
В 3-х–летнем возрасте дети легко допускают смену половых ролей, 4 года такая смена половых ролей допускается значительно реже, особенно у мальчиков. В 5 лет только один мальчик изъявил желание в будущем стать тётей.
В наших исследованиях половина детей в 3 года считают, что мальчики и девочки одинаковые. Возможно, разделение детей по половому признаку снижает их когнитивные возможности (в детском учреждении дети 3 лет находятся в однополых группах). Например, два мальчика трехлетнего возраста считают, что девочки белые, а мальчики – у одного черные, а у другого – синие (скорее всего такие ассоциации связаны с одеждой детей).
По результатам исследования можно сделать вывод, что половая идентификация к концу дошкольного детства сформирована практически у всех детей. В ее основе лежат не только внешние половые признаки (имена, одежда, прическа, но и более существенные половые признаки (эмоциональные привязанности, присущие полу черты характера, интересы, деятельность) в большинстве случаев осознаются детьми этого возраста
В целом полученные данные говорят о расширяющемся круге когнитивных возможностей как одном из механизмов формирования гендерных представлений. Можно отметить одну особенность. В своих объяснениях и мальчики, и девочки 6 летнего возраста обнаруживали достаточно явное предпочтение маскулинных ролей : мальчики и мужчины сильнее, смелее, с грубым голосом.
К 6 годам уже сформировалось определённое представление о маскулинных и феминных ролях. Особенно это выражено у мальчиков. Они показали четкое когнитивное представление о женских и мужских ролях, отдавая предпочтение мальчикам – они сильнее, не боятся боли, ходят на войну и играют в футбол. Правда, девочкам мальчики тоже дают замечательную характеристику: добрые, ласковые как мама, умные. Начиная с 5 лет, мальчики могут говорить так: «У девочек лица весёлые, а у мальчиков нет», «Девочки красивые, а мальчики нет», «У девочек голос мягкий, а у мальчиков нет». Выходит, что восприятие девочек мальчиками эмоционально более окрашено. Сами же девочки считают себя красивыми, играющими в куклы и вежливыми, но в мальчиках также отмечают силу, считают, что у них выше рост и грубый голос, они умеют драться.
В целом можно говорить о том, что родовые понятия усваиваются лучше, чем супружеские и родительские. Значимые различия у мальчиков наблюдаются в освоении супружеских и родительских ролей. У девочек различия небольшие есть, но они явно реже, чем мальчики желают выступать в противоположных паспортному полу родительских или супружеских ролях. Например, желание быть тётей, но не мужем или папой у девочек имеет существенное различие в пользу женского пола, тогда как у мальчиков эти различия минимальны для соотношений – хочу быть дядей, но женой и мамой, то есть мальчики в 3 года хотят быть дядями, но не против быть и женой, и мамой.