МААМ-картинки

Понятие о дидактической игре. Исследования ученых по проблеме использования дидактических игр

Ольга Головкина
Понятие о дидактической игре. Исследования ученых по проблеме использования дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.

Об учебном, развивающем значении игры высказывались философы, мыслители, учё ные: Платон, Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж. -Ж. Руссо, М. Монтессори, К. Ушинский, Л. Толстой. Проблемы использования игр в учебно-воспитательном процессе изучали известные педагоги-практики, новаторы — А. Макаренко, В. Сухомлинский, В. Яковлев; а также психологи – Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и др.

Публикация «Понятие о дидактической игре, Исследования ученых по проблеме использования дидактических игр» размещена в разделах

Итак, использование дидактической игры как средства развития умственных способностей детей дошкольного возраста уходит своими корнями далеко в прошлое. Так, традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившихся в народной педагоге, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов. По существу в каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры, занимают особое место. Рассмотрим некоторые подходы прошлого к дидактической игре.

Разработку теории и практики дидактической игры начал Я. А. Коменский.

Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Фридрих Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении, в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Оставаясь игрой, она должна пронизана уроком, писал Ф. Фребель. Им была разработана система дидактических игр, в которую вошли дидактические игры с различными игрушками, материалами (мячом, кубиками, цилиндрами, лучиками, и др., расположенных последовательно по принципу возрастающих задач и игровых действий. Обязательным элементом большинства дидактически игр были стихи, песни, написанные самим автором и его учениками. Фридрихом Фребелем в помощь детским воспитателям создавались пособия с подробным описанием дидактических игр, с иллюстрированным материалом, наглядно представляющим последовательность игровых действий с текстовыми и нотами словесного и песенного сопровождения. Но, жестокая регламентированная деятельности ребенка, усвоение знаний в ущерб занимательности - вызвало практически замечания известных педагогов.

Неоднозначную оценку получила и другая всемирно известная система дидактических игр, автором, которой является Мария Монтессори. Она, как и Ф. Фребель считала, что – игра должна быть обучающей, в противном случае, это «пустая игра, не оказывающее влияние на развитие ребенка. Для обучающих игр - занятий она создала интересные дидактические материалы для сенсорного воспитания. Последнее, по мнению, Монтессори, составляет основу обучения ребенка дошкольного возраста и школьного возраста. Эти материалы (клавишные доски, числовые штанги, рамки с застежками, кубы вкладыши и др.) были устроены так, чтобы ребенок самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки, развивая при этом волю и терпение, наблюдательность и самодисциплину, приобретая знания и, самое главное, упражняя свою активность.

Придавая большое значение К. Д. Ушинский играм в воспитании детей, он считал, они являются основным содержанием раннего развития и воспитания ребенка, и поддерживал в этом отношения Ф. Фребеля. В то же время К. Д. Ушинский порицал игры Ф. Фребеля, как засушивающие души ребенка. Он видел недостатки его системы в чрезмерной сухости, в систематичности игр, всегда подчиненной дидактической задачи, и высказывал мнение, что система Ф. Фребеля выражает характерные черты немецкой педагогики: формализм, чрезмерно строгую систематизацию, искусственность, ограничение самостоятельности. К. Д. Ушинский выступал против перенесение игр Фребеля в детском саду России. Таким образом, основываясь на принципе народности, он провозгласил идею оригинальности и самобытности русской педагогики. Народные детские игры он считал материалом, доступным каждому ребенку, понятным, в связи с близостью образов, сюжетов и содержания игр, а также благодаря общественному началу, заложенному в них.

Большой вклад в теорию игры внесла Н. К. Крупская, которая, использовала лучшие достижения прогрессивной русской дошкольной педагогики тех лет, развивая передовую русскую педагогическую теорию, утвердила теоретические основы игры.

Значительное место в разработке теории и методики дидактических игр принадлежит Е. И. Тихеевой, являясь сторонницей и последовательницей взглядов К. Д. Ушинского на значение родного языка и развития ребенка, она особо отмечает роль чувственных восприятий и развития языка и мышления ребенка. Ею создан ряд дидактических игр с оборудованной куклой, которые способствуют обогащению и закреплению у детей бытового словаря у детей и развитию связной речи. Она подчеркивает, что дидактических игры преследуют не только цель развития речи детей, - значение их шире. Живое участие детей воспитывает в них коллективные навыки, дисциплинирует их, упражняет память, вниманию, волю. Е. И. Тихеевой принадлежит ряд дидактических игр, созданных с целью обучения детей цвету, форме размеру и формированию элементарных математических представлений; создан последовательный дидактический материал для игр, в основном направленный на развитие органов чувств у детей ( где игры с материалом построены по принципу парности: две палочки, две вазочки, отличающихся друг от друга незначительными признаками, и т. д.). Е. И. Тихеева ценила дидактические игры за то, что дают возможность упрощать сложные жизненные ситуации позволяют воспитателю развивать логическое мышление, способность анализа и синтеза, суждений, простейших умозаключений, что помогает осознать существенные связи между предметами и явлениями. В силу этого дидактические игры позволяют воспитателю организовывать, расширять опят ребенка, планомерно увеличивать запас его представлений, способствует повторности реакций, и этим закрепляют знания и навыки. Ценность дидактических игр, она видела в том, что они дают пищу работе внешних чувств, наблюдению, суждению, мышлению и открывают широчайшие пути для развития языка. Она считала, что дидактические игры вызывают к деятельности все умственные способности в их единстве, среди них первоначальными являются сенсорные способности, но не сами по себе, а в связи с речью; в дидактической игре развивается не одна какая-нибудь функция или способность, а вся личность ребенка в совокупности физических и психических сил, что очень важно для умственного воспитания.

Разработка дидактических игр на ознакомление с числом, величиной, формой цветом широко освещена в работах Ф. Блехер. Ею создано значительное количество игр математического содержания. Давая характеристику дидактических игр, Ф. Блехер пишет, что это, один из основных методов воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

«Особенностью игр с правилами является то, что овладение этими играми предполагает специальный подготовительный этап по усвоению правил. В сюжетно-ролевой игре нет такого этапа или особой деятельности по освоению роли и содержащихся в ней правил. Это происходит симультанно, а затем содержание роли конкретизируется и обогащается в ходе самой игры» - писал Д. Б. Эльконин. Наличие подготовительного этапа в играх с правилами, на котором дети осваивают, видоизменяют и даже создают новые правила предстоящей игры, очень важно, так как деятельность детей в это время приближается по своему характеру к принципиально новой деятельности — учебной.

В советской педагогике система дидактических игр была создана в 60-е годы в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Ее авторами являются известные педагоги и психологи: Л. А. Венгер, А. Л. Усова, В. Н. Аванесова и др. В последние время поиски ученых (З. М. Богуславская, О. М. Дьяченко, Н. Е. Веракса, Е. О. Смирнова, А. К. Бондаренко, Н. Я. Михаленко, Н. А. Короткова и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта.

В настоящее время, как и в прошлом, дидактической игре придается большое значение. Имеется её явное эффективное воздействие на интеллект подрастающего ребенка, что подтверждает опыт многолетней практики работы с детьми не только в работе известных педагогов, но и в работе педагогов-воспитателей вообще.

Среди современных исследователей дидактических игр можно отметить таких как А. И. Сорокина, В. Н. Аванесова, В. А. Дрязгунова, А. К. Бондаренко, З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова, Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова и др.

Исследованием народных игрушек, как материала дидактических игр, занималась А. И. Сорокина, она отмечает, что дидактическая игрушка, подчеркивает такие качества предмета, как цвет, форму, величину, вызывает у детей эмоциональный подъем, заставляет ум ребенка работать живо и энергично, помогает мыслить, культивирует познавательные способности. Разбирая основные методы использования народных дидактических игрушек : в книге «Игры с народными дидактических игрушками» А. И. Сорокина пишет, что основной формой использования народных игрушек является дидактических игра, которая ставит целью развитие умственных способностей в занимательной игровой форме. Особенно ценным в ее работе является раскрытие в играх с использованием дидактической игрушки руководящей роли воспитателя, который ставит ребенка перед необходимостью глубоко всматриваться в предметы, сравнивать их.

Т. Маслова считает игру одним из эффективных средств умственного развития ребёнка. Она подчёркивает, что включение дидактической игры в педагогический процесс способствует тому, что дети, восхищённые игрой, незаметно для себя приобретают определённые знания, умения и навыки.

Таким образом, игра является средством самореализации и самовыражения.

Игру можно рассматривать как:

особое отношение личности к окружающему миру;

особую деятельность играющего, которая изменяется и разворачивается как его субъективная деятельность;

социально заданный и усвоенный играющим вид деятельности (или отношение к миру);

деятельность, благодаря которой происходит развитие психики;

социально-педагогическую форму организации обучения.

Игра принадлежит к признанным методам обучения и воспитания.

Её ценность заключается в том, что в игровой деятельности образовательная, развивающая и воспитательная функции тесно связаны и взаимодействуют друг с другом

Исследования Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой, О. Петровой показали, что центральное звено таких игр — правила — является главным фактором развивающего воздействия на детей. Ребенок учится подчинять свое поведение правилам, т. е. развивает произвольность. Именно правила побуждают ребенка быть активным: сосредоточивать свое внимание на игровой задаче, быстро реагировать (движением, словом) на игровую ситуацию. Правила вынуждают детей подчиняться обстоятельствам — вовремя уступить место ведущего, проигравшему — выйти из игры, следить за результатами других участников.

В играх с правилами главное — решение поставленной задачи. Детей увлекают только такие игры, подвижные и дидактические, которые требуют усилия воли, преодоления трудностей

Публикации по теме:

Методика использования музыкально-дидактических игр в различных видах музыкальной деятельности дошкольного учреждения Музыкально-образовательная деятельность строится по заранее намеченному плану. Содержание и структура занятий должны быть вариативными и.

Методика использования музыкально-дидактических игр в различных видах музыкальной деятельности ДОУ Музыкально-образовательная деятельность строится по заранее намеченному плану. Содержание и структура занятий должны быть вариативными и.

Методика использования дидактических игр в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста В младшей группе начинают проводить специальную работу по формированию сенсорных эталонов. От того, насколько успешно будет организовано.

Психолого-педагогические исследования использования игровых технологий в экологическом образовании детей дошкольного возраста Психолого-педагогические исследования использования игровых технологий в экологическом образовании детей дошкольного возраста Задолго до.

Психолого-педагогические исследования по проблеме развития изобразительных умений у детей Методическое объединение. Доклад на тему: Психолого-педагогические исследования по проблеме развития изобразительных умений у детей старшего.

Картотека дидактических игр «Развитие мелкой моторики посредством дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста» Дидактическая игра «Бусинки» Цель. Развивать моторику кистей рук, умение брать пинцетом бусинки и раскладывать их по внешним признакам в.

Роль музыкально-дидактических игр при обучении игре на детских музыкальных инструментах Роль музыкально-дидактических игр при обучении игре на детских музыкальных инструментах. Основной формой музыкальной деятельности в детском.

Роль музыкально-дидактических игр при обучении игре на детских музыкальных инструментах Роль музыкально-дидактических игр при обучении игре на детских музыкальных инструментах. Основной формой музыкальной деятельности в детском.

Совершенствование ПДД у детей старшего дошкольного посредством использования дидактических игр Проблема дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации по своим масштабам и тяжести травм имеет все признаки национальной катастрофы.

Методическое использование дидактических игр посредством использования ИКТ-технологий Методическая использование дидактических игр и упражнений через ИКТ. Составил: воспитатель первой категории Золина Наталья Валентиновна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Понятие о дидактической игре. Исследования ученых по проблеме использования дидактических игр
Опубликовано: 18 марта 2019 в 18:57
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Понятие о дидактической игре. Исследования ученых по проблеме использования дидактических игр» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Головкина (УИ 1872620) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД